Прогрессивное европейское сообщество конца XIX в., XX в. называло «веком ребенка», однако дестабилизирующие процессы в обществе, урбанизация и миграция населения, психологические перегрузки, стрессорные факторы, пропаганда безнравственности, бездуховности ведут к нарушениям прав несовершеннолетних, которые нередко становятся объектом преступных посягательств. Причем количество противоподростковой преступности динамически растет.
Общеизвестно, что дети - это будущее любого государства. В Российской Федерации нерешенными остается огромное количество проблем, связанных с обеспечением прав несовершеннолетних, что закономерно приводит к мысли о необходимости совершенствования законодательства и о создании действенных механизмов практической реализации принятых законов. Однако, в течение последних лет в России сложилась сложная криминальная ситуация. Причин тому множество: это и неустойчивое состояние экономики, передел собственности, и имущественное расслоение общества, и вооруженные конфликты, неуправляемые миграционные процессы, и утрата значительной частью населения жизненных ценностей и ориентиров.
Небольшой жизненный опыт, зависимость от родителей, или иных законных представителей, приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек. Отсюда, следовательно, возникает необходимость повышенной, по сравнению с другими субъектами права, правовой защиты законных интересов несовершеннолетних. На сегодняшний день уже очевидно, что становление правового демократического государства в России невозможно без реального обеспечения прав и свобод несовершеннолетнего.
Эффективность уголовного наказания за преступления против несовершеннолетних весьма низка, необходимо разрабатывать и внедрять меры по повышению эффективности применяемых в России наказаний и вводить новые виды наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Многие составы преступлений, имеющие большую общественную опасность при их совершении в отношении несовершеннолетнего (малолетнего), не имеют квалифицирующих признаков, связанных с несовершеннолетним (малолетним) возрастом потерпевшего. В частности, речь идет о посягательствах на личность и собственность, совершенных с применением насилия, - причинении вреда здоровью различной степени тяжести (статьи 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ, далее – УК РФ), грабеже, разбое и вымогательстве (статьи 161, 162 и 163 УК РФ). Такой подход законодателя противоречит принципу справедливости, закрепленному в ст.6 УК РФ, необоснован и требует восполнения образовавшегося пробела в уголовном законодательстве.
Рассматривая существующие в России способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, следует поднять вопрос и об их эффективности. Применительно к реалиям современной России оставляет желать лучшего механизм и судебной, и административной защиты прав несовершеннолетних. Загруженность судов, отсутствие в гражданском процессе специальных консультантов, проблемы с возрождением в России ювенальной юстиции находятся на одном полюсе данной проблемы и несоответствие законодательства субъектов федеральному законодательству, некомпетентность чиновников, отсутствие в большинстве регионов Уполномоченного по правам ребенка - на другом. Ситуация осложняется низкой правовой культурой населения. В частности, на законодательном поле без движения остается проект Закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации, который называет в качестве основной задачи ювенальной юстиции судебную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и судебное разбирательство дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних очевидно должен быть судом комплексной юрисдикции, с широкой компетенцией. Уже сегодня необходимо определиться с выбором оптимальной модели правосудия по делам несовершеннолетних.
Развитие уголовного законодательства о защите прав несовершеннолетних - важный исторический процесс, отражающий становление правового статуса личности в целом, а также закрепление нравственно-гуманистических начал в качестве основы законодательства, что особо актуально для современного этапа государственного строительства в России.
Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних следует рассматривать как целенаправленную систематичную специально организованную деятельность как государственных органов и органов местного самоуправления, так и общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленную на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, включающую в себя на данном этапе:
- необходимость принятия пакета федеральных законов по ювенальной юстиции, федеральных законов, сопровождающих создание системы ювенальной юстиции и регламентирующих деятельность неотъемлемых составляющих системы ювенальной юстиции, также касающиеся части процессуального и иного правового регулирования вопросов создания в России системы ювенальной юстиции;
- создание Межведомственной Федеральной службы по развитию человеческого потенциала, поддержке семьи и детства (МФСРЧП) со структурами в субъектах Российской Федерации;
- разработку минимальных государственных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей во избежание территориальной дискриминации;
- составление перечня мероприятий (с привлечением СМИ), направленных на привлечение граждан к приему детей в семью и оказание добровольной
помощи детям и семьям с детьми в кризисной ситуации;
- создание условий оказания медицинских услуг любому ребенку, независимо от дохода его родителей и региона проживания, а также независимо
от наличия полиса обязательного медицинского страхования;
- необходимость упрощения системы обращения несовершеннолетних за помощью, например, необходимо организовать в школах и иных детских учреждениях детских юристов-психологов, подотчетных Уполномоченным по правам ребенка в соответствующем регионе;
- необходимость обязать учителей и психологов в учреждениях образования
наблюдать за детьми и предупреждать негативные тенденции неблагоприятных семей, например, жестокость родителей. Ребенок должен видеть в наставнике помощника и друга. Все практические мероприятия, проводимые с детьми, должны осуществляться только совместно с детскими психологами;
- необходимость несовершеннолетним, в целях профилактики нетрудоустройства в связи с отсутствием опыта работы, включать в трудовой стаж и опыт работы практику. По ряду специальностей надо вернуть практику распределения;
- необходимость для выпускников интернатных учреждений обеспечить
выделение средств в необходимом размере на строительство жилья или (как
вариант решения проблемы) при предоставлении муниципальных земельных
участков под строительство частным фирмам по инвестиционным договорам в последний включать условие о предоставлении строителем части построенного жилья таким выпускникам.
Защита прав несовершеннолетних недостаточно исследована в теоретическом и историческом ракурсе. В современных условиях необходимо принимать меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности правового регулирования общественных отношений, аккумулировать прогрессивные достижения уголовно-правовой мысли, принять меры к недопущению ошибок, которые были в историческом прошлом страны. Для устранения фрагментарности исследования уголовно-правовой институт защиты прав несовершеннолетних требует совершенствования и законодательного разрешения с учетом апробации и критического анализа накопленного опыта теоретических и практических наработок.
Современной юридической науке требуются научные разработки, которые позволили бы аккумулировать опыт зарубежного правотворчества в области профилактики нарушений прав несовершеннолетних.
Библиографический список:
1. Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: 1998.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - Выпуск XLVI. – 1993.
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // - № 237. - 25.12.1993.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.05.2008, с изм. от 27.05.2008) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Абземирова, З.Р. Об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних [Текст] / З..Р. Абземирова //Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. - № 2.
6. Грицун, И.М. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе [Текст] / И.М. Грицун // Общество и право. – 2008. - № 3.