Органами внутренних дел Московской области за 2000 г. по ст. 207 УК РФ было возбуждено 57 уголовных дел, из них раскрыто 12, в 2005 г. возбуждено 82 уголовных дела, из них раскрыто - 24. Таким образом, раскрываемость в среднем не превышает 30%, что не может быть признано удовлетворительным.
Одна из причин столь низкой результативности - отсутствие методики раскрытия и расследования подобных преступлений и, как следствие, недостаточная подготовленность работников правоохранительных органов к их расследованию. Отсутствие эффективных методических рекомендаций особенно связанных с организацией первоначального этапа расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма, подтверждает тот факт, что по многим делам ораны предварительного следствия и дознания допускают серьезные ошибки, негативно повлиявшие на качество расследования.
Я считаю, что за внутренним распорядком работников правоохранительных органов организации нужно тщательно наблюдать и вести строгие требования за нарушения и за не внимательность сотрудников.
Кроме того, заведомо ложное сообщение об акте терроризма не менее опасно, чем собственно терроризм, поскольку на проверку таких сообщений затрачивается значительные материальные ресурсы, задействуются внушительные людские резервы, парализуется работа транспорта, предприятий и учреждений, создается нервозная обстановка, в обществе возникает атмосфера страха и пр.
Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью получения научного знания о криминалистических методах и средствах расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма, а также вопросах организации первоначального этапа расследования данных преступлений.
Таким образом, на стадии получения сообщения о готовящемся акте терроризма могут складываться определенные поисковые ситуации. Поисковая ситуация как криминалистическая категория включает в себя "совокупность факторов, характеризующих ход, состояние процесса осуществления поисковых мероприятий и тех условий, в которых они протекают". Для этой стадии характерны следующие типичные поисковые ситуации: наличие в сообщении сведений о конкретном местонахождении взрывного устройства и иных обстоятельствах готовящегося взрыва (время теракта, характеристики взрывного устройства и др.); неконкретный характер сообщения, отсутствие уточняющих сведений. Указанные ситуации оказывают влияние на организацию поиска взрывного устройства.
После непосредственного получения сообщения и оперативного анализа информации о готовящемся акте терроризма (готовящемся взрыве) дежурный по органу внутренних дел обязан: проконтролировать обеспечение звукозаписи телефонного разговора с абонентом на магнитную ленту аудиозаписывающей аппаратуры; зафиксировать точную дату и время получения сообщения, а также его дословное содержание; в случае поступления сообщения с угрозой взрыва режимного объекта, объекта, обслуживаемого Федеральной службой безопасности, проинформировать соответствующую дежурную часть.
Кроме того, оперативный дежурный должен: направить на объект, подвергшийся угрозе взрыва, специалистов по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных объектов; решить вопрос о необходимости привлечения медицинской, аварийно-спасательной и коммунальной служб, подразделений МЧС для оказания помощи гражданам в случае взрыва; связаться с администрацией "заминированного" объекта и обеспечить эвакуацию людей из опасной зоны до прибытия специалистов-взрывотехников; направить на объект, подвергшийся угрозе взрыва, следственно-оперативную группу. По нашему мнению, было бы целесообразно разработать единую типовую инструкцию о действиях дежурного по ОВД и иных сотрудников при получении и проверке сообщения об угрозе взрыва.
Дальнейшие действия сотрудников правоохранительных органов должны осуществляться оперативно и одновременно в двух направлениях:
1) проверка сообщения о готовящемся взрыве на объекте, подвергшемся угрозе;
2) установление и осмотр места, откуда поступило сообщение (осмотр места совершения преступления).
Эвакуация граждан с территории объекта, желательно с составлением списков эвакуируемых для облегчения их учета и возможного выявления подозрительных лиц, имеющих прямое отношение к сообщению о готовящемся взрыве. При этом следует избегать объявления истинной причины эвакуации (во избежание паники), воспользовавшись иным предлогом. В целях безопасности необходимо осмотреть маршруты и конечный пункт эвакуации людей, обращая внимание на наличие подозрительных предметов.
Оцепление объекта на безопасном расстоянии. На открытой местности безопасным считается расстояние не менее 300 м; а при наличии экранирующих капитальных стен и других прочных преград - не менее 50 м. Безопасное расстояние уточняется специалистами в процессе предварительного исследования взрывоопасных предметов, если таковые обнаружены.
Отключение газо-, вод о-, электроснабжения объекта с целью снижения вторичных поражающих факторов возможного взрыва и выяснение расположения мест складирования опасных и вредных веществ для их дополнительной защиты.
Скрытое наблюдение оперативными сотрудниками из состава следственно-оперативной группы и приданных сил за пределами оцепления с целью возможного выявления лиц, причастных к ложному сообщению о готовящемся взрыве. При серийных угрозах взрывами рекомендуется фотографирование или проведение видеозаписи для идентификации лиц, неоднократно появляющихся в местах подобных происшествий.
Естественно, полнота проводимых эвакуационно - заградительных мероприятий зависит от реальности угрозы, оцениваемой на основе анализа исходных данных (с учетом, например, оперативно-розыскной информации). Решение об их проведении принимает лицо, руководящее поисковой операцией, по согласованию, если это необходимо, с другими участвующими в ее проведении должностными лицами, (например, представителями федеральной службы безопасности, комиссии по чрезвычайным ситуациям района или города).
Если взрывное устройство не обнаружено, а в сообщении о готовящемся теракте названо конкретное время взрыва, руководитель следственно-оперативной группы должен проконтролировать, чтобы не позднее чем за 10-15 минут до указанного срока объект покинули все члены следственно-оперативной группы.
Рассматривая теоретические основы и тактику поисковой деятельности при угрозе взрыва в первую очередь необходимо определить: а что же является объектом поиска? Основным объектом поиска, конечно же, являются орудия совершения акта терроризма (взрыва).
Поиск и досмотр взрывоопасных предметов (ВОП) представляет собой "особый вид познавательного процесса, осуществляемый в административно-правовой форме с риском для жизни и здоровья субъекта путем выполнения однотипных, заранее определенных действий без применения научно-технических средств в условиях неопределенности наличия, местоположения и родовой принадлежности искомого объекта" . По нашему мнению, поиск взрывоопасных предметов может осуществляться и с применением научно-технических средств, поэтому указанное определение следовало бы дополнить словами "либо с применением...".
При осмотре объектов, подвергшихся угрозе взрыва, могут применяться следующие методы поиска: визуальный, одорологический, инструментальный.
Визуальный поиск состоит в обследовании объектов с использованием возможностей органов чувств человека (зрения, обоняния, слуха) без применения научно-технических средств. Под одорологическим методом поиска подразумевается обследование объектов при помощи служебно-розыскных собак, специально обученных для обнаружения взрывчатых веществ. Инструментальный метод поиска состоит в обследовании объектов с применением различных научно-технических средств (приборов газового или ядерно-физического анализа и т.д.).
Кроме того, выделяют еще такие методы поиска, как:
1) открытый (осуществляемый силами сотрудников объекта); 2) скрытый (осуществляемый администрацией или сотрудниками службы безопасности объекта без эвакуации или с частичной эвакуацией персонала);3) поиск, осуществляемый специалистами, входящими в состав следственно-оперативной группы.
При осмотре всех вышеперечисленных объектов (зданий, сооружений) необходимо подвергать обследованию места возможной установки ВУ (где оставленный предмет не сразу бросается в глаза), такие как:
- пожарные и электрические щиты, распределительные ящики;
- батареи и радиаторы центрального отопления;
- мусорные ящики, баки, корзины, урны.
Осмотр участков местности (парков, скверов, кладбищ, участков железнодорожного полотна) целесообразно осуществлять фронтальным способом, разбив осматриваемую площадь на квадраты. При осмотре участков местности необходимо подвергать обследованию урны, мусорные баки, дренажные ямы, канавы, участки с густой растительностью, травой (летом) либо заснеженные пространства со следами человека или транспорта (зимой). Осмотр участков железнодорожного полотна предполагает обязательное обследование межпутевого и подрельсового пространства, стрелочных переводов и стрелочных электроприводов, путевых коробок, дроссель-трансформаторов, релейных ящиков, ящиков для инструментов, путевых сооружений, подмостовых пространств и, конечно же, подвижного состава, находящегося на "заминированном" участке.