Так, например А.А. Герцензон делил их на идеологические и материальные. Г.А. Аванесов выделял три класса причин: связанные с противоречиями социального развития; искаженно мировоззренческие; связанные с конкретной личностью. В.Н. Кудрявцев рассматривал три причины: причины, лежащие в сфере общественного сознания; причины, лежащие в области общественного бытия; причины, обусловленные внешними противоречиями между двумя противоположными социально-экономическими системами - социализмом и капитализмом. Однако, немного позже он начал подразделять причины преступности на объективные и субъективные. Идея данной классификации в том, что в основе противоправного поведения лица находятся различного рода противоречия. Противоречия эти имеют различную природу: смешанную, социальную и психологическую природу. Для определения причины правонарушений, необходимо обратить внимание на систему внешних и внутренних факторов, которая делает возможным это поведение в различных конкретных условиях, применительно к разным людям, особенно к несовершеннолетним. Следовательно, субъективные причины преступности несовершеннолетних определяются социальной психологией подростков, которые противоречат установленным нормам права и запретам, морали и нравственности, определенные обществом. Объективные причины преступности несовершеннолетних - это конкретные противоречия в отношении с обществом, в экономических и социальных отношениях людей.
Так, из-за недопонимания в семье будущие преступники ищут утешение среди своих сверстников и порой оказываются не в самой лучшей компании. В таких случаях у несовершеннолетних возникают мысли о том, что их никто не понимает и не принимает их кроме друзей. По мнению подростков, общество неправильно воспринимает их отношение к миру. И в этом случае возникает конфликт между подростком и обществом, который живет исключительно в подсознании первого. Данная причина может вызвать у подростка желание мстить, и часто эта месть бывает очень жестокой. Это происходит из-за неосознания своих действий в силу малолетнего возраста, когда психика неустойчивая и личность не сформированная. Немало важное влияние на несовершеннолетних оказывает средство массовой информации. Порой родители так заняты работой, что им просто некогда объяснить своему ребенку, что есть хорошо и правильно, а что плохо и аморально. Не находя ответов на эти вопросы, подростки их ищут в интернете и телевизионных программах. Такая информация вызывает доверие у подростков и воспринимается как правильный выход их проблем. Так же на преступления наталкивают проблемы в школе, которые кажутся подросткам не разрешимыми. В России уже бывали случаи нападения учеников на преподавателей просто из-за плохих оценок. Подростки замыкаются в себе и не рассказывают о своих проблемах, решая их преступным способом.
Следует отметить, что существует точка зрения, исходя их которой на поведение отдельной личности влияет: общественная среда - уровень социальной детерминации (макросреда); окружение (микросреда); внутренний мир конкретного человека. Каждая среда зависит друг от друга, и определяется предыдущей. То есть микросреда во многом определяется макросредой, личностные качества человека - микросредой, а все три уровня взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Одной из важных причин преступности несовершеннолетних, как считают некоторые психологи, является детская беспризорность.
В России, приблизительно, до 5 млн. бездомных несовершеннолетних детей, причем, как с тревогой отмечают эксперты, большинство беспризорников регулярно совершают преступления. Около 70% беспризорных детей совершают преступления под руководством взрослых, причем почти все совершаются группой лиц. Так как в России отсутствует профилактика повторных преступлений, подростки идут на преступление вновь и вновь. Дети по-разному становятся беспризорниками. Иногда они даже уходят из благополучных семей, но чаще всего это все-таки неблагополучные семьи. В то же время, по данным Генпрокуратуры РФ, полученным после проверки детских домов и школ-интернатов в ряде областей России, 40% выпускников этих учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% пополняют преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством, потому что не имеют крыши над головой, и только 10% адаптируются к жизни.
Напомним, что только на улицах Москвы обитают до 10 тысяч малолетних бездомных. Беспризорники стали постоянными обитателями московских вокзалов и подворотен, а проблема по-прежнему решается неэффективно: рейды по отлову юных бездомных приводят только к тому, что они меняют место своего убежища.
Существующие институты системы профилактики безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних действуют разрозненно и неэффективно. В связи с этим необходимо совершенствовать данные институты.
Для предотвращения преступлений среди подростков необходимо повысить уровень социальных работ с несовершеннолетними.