Заметным фактором, оказывающим системное негативное воздействие на все сферы экономической, социальной, политической и духовной жизни общества, стала организованная преступность, развитию и распространению которой практически не создают препятствий государственные границы, а также существующие на сегодняшний день национальные и международные формы социально-правового контроля. Преступные сообщества и преступные организации (особенно транснациональные) занимают доминирующее положение в криминальной среде. Они систематически осуществляют свою преступную деятельность, как правило, на территории нескольких государств и, извлекая криминальные доходы, контролируют огромные финансовые средства. Не меньшую, а возможно и большую, по степени вредоносности угрозу организованная преступность представляет для стран, которые традиционно относят к числу развитых. Именно организованная преступность все чаще становится значимым системным фактором регулирования общественных отношений в ряде сфер жизнедеятельности общества. В итоге организованная преступность становится определяющей угрозой национальной безопасности страны.
Механизм функционирования преступных сообществ, как известно, предполагает не только надежные схемы защиты от социального контроля, он немыслим без эффективных средств сокрытия своей преступной деятельности от правоохранительных органов, в том числе и путем легализации (отмывания) криминальных доходов. Выступая одновременно и условием, и одним из направлений криминальной деятельности преступных сообществ, легализация криминальных доходов приобрела в настоящее время беспрецедентные масштабы, которые не только подрывают стабильность финансово-экономических систем абсолютного большинства стран, но и создают прямую угрозу безопасности мировой экономики в целом.
Однако опасность легализации состоит не только в ее масштабах. Она встраивается практически во все сферы проявления организованной преступности, выступая ключевым элементом ее взаимосвязей с экономической и политической преступностью, теневой экономикой, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; и кроме того, способствует криминализации легальных экономических отношений. Доходы, полученные преступным путем, отмываются, а затем реинвестируются в коммерческую деятельность предприятий, соблюдающих требования норм права, ставя их тем самым под контроль организованных преступных сообществ, сфера влияния которых от этого значительно расширяется, что способствует нагнетанию социальной напряженности, продуцирует деструктивные процессы в легальной экономике, девальвирует привлекательность законного бизнеса и вызывает отток частных, в том числе иностранных, инвестиций.
Указанные обстоятельства настоятельно требуют как от отдельных государств, так и от мирового сообщества в целом разработки адекватной существующим угрозам и согласованной стратегии контроля над организованной преступностью. Определенные шаги в этом направлении предприняты в связи с принятием Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенций Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990), об уголовной ответственности за коррупцию (1999) и некоторых иных документов. Однако они не дают оснований считать проблему контроля над организованной преступностью и легализацией криминальных доходов полностью решенной. Здесь остается немало теоретических и практических проблем, связанных с пониманием легализации, коррупции, с определением механизма их криминологических взаимосвязей, установлением принципов и содержания профилактических и карательных мероприятий. Необходимость их решения обусловливает проведение углубленных криминологических и уголовно-правовых исследований деятельности преступных сообществ по легализации криминальных доходов, а также научную разработку эффективных мер противодействия этим взаимосвязанным явлениям.
Легализация криминальных доходов занимает важное место в механизме взаимосвязи организованной преступности с международным терроризмом и коррупцией. Легализация, коррупция и оргпреступность выступают в качестве самостимулирующих явлений: прибыли организованной преступности, в том числе от легализации криминальных доходов, выступают средством подкупа должностных лиц; коррупция служит оптимизации и прикрытию деятельности организованных преступных группировок, в частности, позволяет совершенствовать технологии и повышать результативность отмывания «грязных» денег; коррупция служит источником средств, которые требуют своей легализации, в том числе через механизмы функционирования организованной преступности; подкуп должностных лиц часто осуществляется посредством схем, свойственных легализации криминальных доходов, что приводит к совмещению процессов подкупа и легализации.
Опыт США в организации международного сотрудничества в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Частично из-за масштаба и сложности финансовой системы США и их географической близости со странами, производящими наркотики в Латинской Америке, для США остаются актуальными проблемы, связанные с отмыванием криминальных капиталов. В политике противодействия организованной преступности и ее финансово-экономической деятельности, которую проводят США в последние два десятилетия, можно видеть сочетание двух тенденций: перваясвязана со стремлением решить проблему на основе совершенствования собственного законодательства и практики работы американских правоохранительных органов и спецслужб; вторая — с желанием более активно включиться в международные процессы. Основываясь на принципах Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, США разработали систему договоров «О взаимном обмене юридической помощью в области борьбы с экономической деятельностью организованной преступности».
Можно выделить основные направления деятельности по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества организованных преступных сообществ:
совершенствование уголовно-правового и уголовно-процессуального законодательства страны с целью усиления борьбы с экономическими преступлениями, включая деятельность по легализации криминальных капиталов;
активное использование международного опыта раскрытия преступной деятельности транснациональных формирований, выявления их структурных подразделений и привлечения к ответственности их руководителей путем расследования и судебного рассмотрения уголовных дел об отмывании денежных средств этих структур, выступающем в качестве обязательного «бумажного следа» иных видов их деятельности (включая наркоторговлю, финансирование террористических организаций, торговлю людьми и т. п.);
формирование комплекса специальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, призванных обеспечить защиту прав и законных интересов личности, общества и государства путем создания эффективного правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
разработка новых механизмов идентификации физических и юридических лиц, замеченных в связях с организованными преступными сообществами.
Библиографический список
В.В. Астанин. Организованная коррупция в России. // Закон и право. - 2004. - №9.
В.А. Васильев. Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М., 1999г. с.5.
В.С. Давыдов. Легализация преступных доходов - особенности применительно к организованной преступности. // Российская юстиция. - 2006. - № 3.
А.Г. Филиппов. Криминалистика: Учебник-М.: Юриспруденция 2000г.-352с.