МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка. Маркетинг XXI века - это поиск и реализация оригинальных идей, направленных на удовлетворение потребностей потребителя. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.

К показателям уровня жизни населения относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей.

Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных товаров являются:

- удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта;

- сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;

- минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров.

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включаются в минимальный набор непродовольственных товаров и составляют 10% от общей величины расходов на непродовольственные товары исходя из данных статистических обследований.

Величина прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Целью данной работы являются маркетинговые исследования потребительской корзины лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучены литературные источники по проблеме значимости формирования потребительской корзины;

- составлена анкета и проведен социологический опрос потребителей по формированию потребительской корзины медицинских и фармацевтических товаров;

- изучен социально-демографического портрет потребителей по формированию потребительской корзины медицинских и фармацевтических товаров г. Курска;

- проведена оценка состояния здоровья среднестатистического потребителя медицинских и фармацевтических товаров;

- анализ потребительских предпочтений в выборе лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- сформирована потребительская корзина лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В качестве объекта исследования выступили 100 респондентов фармацевтического рынка г. Курска Объем опрашиваемой совокупности объясняется использованием метода малых выборок с целью проведения пилотажных исследований для уточнения существования проблемы.

Для проведения маркетингового анализа были использованы такие методы исследования, как социологическое исследование в форме очного анкетирования, графический анализ, структурный анализ, логический анализ.

В ходе анализа установлен социально - демографический портрет среднестатистического потребителя ЛС и ИМН фармацевтического рынка г. Курска. Это женщина (58,0%), в возрасте от 18 до 30 лет (46,0%) и от 31 до 45 (26,0%), с высшим (36,0%) или среднеспециальным образованием (25,0%), проживающая в городе (81,0%), имеющая семейное положение – не замужем (47,0%) или замужем (35,0%) с одним ребенком (27,0%), по социальному статусу являющаяся студенткой (23,0%), частным предпринимателем (11,0%) или служащей (10,0%).

Проведен анализ состояния здоровья потребителей ЛС и ИМН, который подтвердил наличие хронических состояний как факторов риска возникновения и развития различных патологий, что определяет необходимость проведения маркетинговых исследований фармацевтического рынка ЛС и ИМН г. Курска. Хронические заболевания присутствуют у 61,0% респондентов, из них 27,0% страдают хроническими заболеваниями органов дыхания, 19,0% - органов пищеварения и 13,0% - сердечнососудистой системы. Хронические заболевания других систем и органов присутствуют у 22,0% опрошенных. При этом лишь 15,0% опрошенных работают на вредном производстве, что оказало влияние на возникновение хронических патологий.

Основными же причинами возникновения хронических заболеваний у населения являются неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание и малоподвижный образ жизни.

Проводилась сравнительная характеристика ПК 2012 г. и 2000 г. В ходе сравнительного анализа по составу установлено, что в ПК 2000 года вошли 19 ЛС и 4 ИМН, а в ПК 2012 вошли 17 ЛС и 4 ИМН.

В ходе сравнительного анализа стоимости ПК ЛС и ИМН 2000 года и 2012 г. установлено, что стоимость увеличилась в 6,6 раз. Стоимость 2012 года составляет 416,63 руб., а 2000 года - 62,82 руб.

Стоимость ПК ЛС и ИМН 2012 года составила 829,98 руб., превышающая стоимость ПК ЛС и ИМН 2000 года по современным ценам почти в 2 раза. Так как величина прожиточного минимума равна стоимости минимальной потребительской корзины, то стоимость ПК 2012 г. составляет для среднестатистического трудоспособного потребителя 6180,00 руб. Лекарства и предметы санитарии по нормативам должны быть представлены 10,00% от общей суммы прожиточного минимума. Стоимость сформированной в 2012 г. ПК ЛС и ИМН составляет 13,44% от общей суммы прожиточного минимума, что свидетельствует о необходимости увеличения удельного веса медицинских и фармацевтических товаров первой необходимости в структуре ПК.

Общая сумма ПК 2000 г. составляла 1513 руб., а стоимость ПК ЛС и ИМН – 62,82 руб. Из этого следует, что ПК ЛС и ИМН 2000 г. составляла 4,15% от общей суммы прожиточного минимума, что соответствовало нормативам потребления. Однако финансовый кризис 1998 года привел к резкому повышению цен на ЛС и ИМН. Проведенное исследование позволило рекомендовать муниципальным властям Курской области для соблюдения закона о прожиточном минимуме увеличить социальную помощь на 1 члена семьи на 15,3%.

Просмотров работы: 3518