Понимая, что единственный способ вести красивую и полноценную жизнь, быть сильным, здоровым и, конечно же, счастливым можно только занимаясь физической культурой и спортом, большинство студентов уделяют этому большое значение [2].
Мотивация - побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, который управляет поведением человека. Данный процесс определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности: приобрести красивую фигуру, отказаться от вредных привычек, укрепить здоровье и приобрести физические навыки для будущей профессии. Мотивационно - целостный компонент в структуре физической культуры студента отражает положительное эмоциональное отношение, так как есть в этом потребность, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, спортивное совершенствование.
Если рассматривать личность, то мотивация занимает ведущее место, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, способности, психические процессы. Цель мотивации – это формирование потребности в занятиях физическими упражнениями; укреплении здоровья; повышение трудоспособности; интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. Направленность формирования спортивной культуры человека – обеспечение физического и духовного развития, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях. Мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Научные исследования (практика) показывают, что для студентов младших курсов спорт и физическая культура не являются ничем, кроме как учебной дисциплиной в университете. Студенты - старшекурсники начинают оценивать спорт и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
Специфика физического воспитания основана на том, что осознанная информация становится мотивационным стимулом к выполнению физических упражнений, использования природных факторов и формирования такого способа жизни, который способствует достижению как личных, так и общественных целей. Критерием эффективности этого процесса является уровень здоровья молодежи, уровень физической трудоспособности и социальной дееспособности.
Уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культуры будет повышен, если повысится эффективность физического воспитания. Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений предусматривает формы проведения занятий, которые в определенной мере могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Но параллельно с этим существуют и самостоятельные занятия физическими упражнениями, которые являются дополнением.
Физкультурно-спортивная деятельность формирует у занимающихся активную жизненную позицию. Это относится и к другим видам деятельности студентов, так как инициативный человек старается быть первым во всем и всегда. [1].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Адаптация студентов технических вузов к учебной деятельности с помощью средств физической культуры / Черешнева А.Ю., Чернышева И.В., Шлемова М.В., Липовцев С.П. // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - C. 107
2. Чернышева И.В., Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом / Чернышева, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина, М.В. Шлемова // Международный журнал экспериментального образования.- 2011. - №4. – С.97.