Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.
Слово «маска» происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara. Возможными предками являются латинские mascus, masca = «призрак», и арабское maskharah = «шут», «человек на маскараде».
Самой древнейшей найденной маске примерно 500 тыс лет. Это Золотая маска Ворк - маска Богини Инанны(Иштар) из Урука.
Маска является не только средством прикрытия и и изменения внешности, но и средством созидания или средством обозначения социального статуса.
С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и претерпели изменения формы и выразительных средств.
В древности маски применяли для различных ритуалов, в церемониальных и эстетических целях.
В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.
В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.
Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках.
Масочные герои комедии дельарте считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра — Арлекин, широко известен и в настоящее время.
В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.
Таким образом, можно выделить несколько видов масок:-Театральные маски; - Карнавальные маски; - Ритуальные маски и др.
Маска является символом тайны, защиты, маскировки, трансформацииу иллюзии и обмана. В религии первобытных обществ маска служила выражением сверхъестественной силы, воплощением духа животного или умершего человека. Маска, таким образом, являлась своеобразным «пропуском» в таинственный мир духов.
Шаман, надевавший маску, как бы сам преображался в духа и вступал в контакт с другими духами. Для обеспечения удачной охоты шаман, надевший маску, вступал в мистическую связь с духами тех животных, на которых готовилась охота; для защиты племени от сильных врагов, демонов болезни или духов смерти, он пытался «наладить связь» с давно умершим и предками или тотемами племени.
Индейцы, африканцы и жители Океании использовали маски и во время обряда инициации, которым отмечался переход подростка во взрослое состояние.
В религиозных культах первобытных и реликтовых обществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Одни маски носили на голове, вторые — на лбу, третьи — в руке, четвертые — на пальцах, пятые — в зубах. Существовали маски- костюмы, которые закрывали все тело человека, а также парные и коллективные маски, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.
Погребальные маски, отражавшие облик покойных, известны с глубокой древности.
Первоначально применение этого вида масок было связано с религиозными представлениями. Древние верили, что отлетевшая душа, возвращаясь в покинутое ею тело, должна была опознать его, а лицо умершего, до неузнаваемости обезображенное разложением, могло сбить с толку заблудшую душу, и тогда воскрешение из мертвых не состоялось бы.
Маска выступает в культуре в самых различных контекстах с разными функциями и значениями. Она существенный элемент обряда, участники которого, изображая мифологических персонажей, появлялись в масках. Следовательно, маска была «способом воплощения мифологических идей и представлений, существующих в сознании носителей традиционной культуры».
В славянской народной культуре маска была сравнительно мало разработана. Она порой лишь намечалась гримом — лица участников обряда пачкались сажей, что и делало их неузнаваемыми. Задача маски — скрыть лицо и, следовательно, человеческую сущность — иногда решалась еще проще: лица участников обряда «занавешивались» листьями, обрывками ткани. В любом своем варианте маска маркировала представителей иного мира, четко отделяла их от мира людей.
Широкое применение маски приобрели во время зимних святок, когда происходил обряд ряжения.
Давно замеченное сходство ритуала с театром, в самое недавнее время детально изученное Тернером, особенно наглядно прослеживается в самых истоках античного театра.
Театральные маски, часто фиксирующие одно эмоциональное состояние человека, в последних веках перед н. э. широко распространяются по всему Восточному Средиземноморью и Черному морю. Они связаны с тремя последовательными волнами колонизации — финикийской, греческой и этрусской. Их эстетическая функция состоит прежде всего в стандартизации способов передачи человеческого лица.
Театральные маски нашли широкое применения и в Японии. Вопрос о происхождении и характере японских театральных масок принадлежит к числу трудных и маловыясненных. Некоторые учены считают, что японские театральные маски уже в VI в. были завезены в Японию с материка.
В Театре Но, простое, но несущее глубокий смысл, убранство сцены подчёркивает глубину чувств масок, обрамлённых во временами красочные, временами простые кимоно. И маски и кимоно передаются из поколения в поколение внутри каждой школы, и не редки маски с трёхсотлетней историей.
В своём большинстве, маски Но не привязаны к какой-то определённой роли, а широко используются в разных пьесах на разные роли. Маски Но, о которых часто говорят, что им не хватает индивидуальности в выражении, в сочетании с глубоко символичными движениями актёра и монотонной музыкой создают уникальную артистическую атмосферу.
Маски являются неотъемлемым атрибутом драмы. Отличительной чертой масок Но является то, что они действительно передают эмоции. Чувства радости и злобы, юмора и пафоса, выражаются едва заметным изменением наклона при приложении маски к лицу, игрой света на сцене, драматическим речитативом хора - Утаи и аккомпанементом барабанов и флейт - Хаяси. На первый взгляд маски Но не передают никаких эмоций, однако, на самом деле в них заложен огромный потенциал, раскрываемый актёром на сцене.
На сегодняшний день существует около 200 масок, большинство из которых сделаны из японского кипариса. Некоторые отдельные маски (например Окина) используются только на определённые роли и появляются на свет раз или два в год.
Привлекательность театра Но состоит в том, что маски выражают "чистые" эмоции героев, без примесей и влияний собственных лиц актёров. Так что если вы ищите "чистых" эмоций, то вы рано или поздно найдёте себя на представлении Но.
Широкое применения маски приобрели в театре Гигаку. Гигаку — своеобразная танцевальная драма, возникшая в Индии. Первоначально это древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем— только перед изображением Будды.
Как правило, маски гигаку были сделаны из цепных; пород дерева, например все 164 маски нз Сёсоин сделаны из японского кипариса и окрашены в разные цвета. Некоторые сделаны из лака (ткань и лак), а затем окрашены. Цвета, в которые окрашивали маски гигаку, как и в Китае, имеют строго определенное символическое значение: черный цвет означает добродетель, красный — радость и героизм, зеленый — счастье и т. д. Сочетание цветов даст своеобразную психологическую характеристику персонажа.
Все маски гигаку отличаются замечательной тщательностью резьбы, прекрасно передающей выразительные черты каждого персонажа. В отличие от масок японского театра более позднего периода, например масок театра Но, мастера гигаку обращали большое внимание на отдельные детали, стремясь, по-видимому, усилить «натуралистический» эффект и тем сразу заострить внимание зрителя. Отсюда гиперболическое утрированное изображение носа и ушей и других частей головы. Вид этих масок на открытой сцене, освещаемой ярким солнцем, должен был вызывать у зрителей впечатление фантастического зрелища.
Среди масок гигаку — божества, воплотившиеся в образы людей, зверей и птиц, и простые смертные: чужеземный царь и жрец, грубый варвар, старик и кокетливая девушка. Все они появлялись па сцене в определенном порядке. Прежде всех выходил Сиси — Лев, который в буддизме махаяны почитался защитником и стражем веры, воплотившимся в мифического зверя.
Непременным спутником Сиси является Сисико, что буквально означает «дитя льва». Маска Сисико из храма Тодайдзи, датируемая VIII в., изображает веселого, скалящего в улыбке зубы юношу, который традиционно трактуется как могущественный укротитель льва. Иногда появляется не один, а два Сисико. Следующая пара — Тидо и Гоко. Маски Тидо и Гоко из храма Хорюдзи одни из самых древних. Маска Тидо — с необыкновенно длинным носом. Тидо открывал представление, а впоследствии, под именем Тэпгу, пли Сарудахпко, появлялся в роли ведущего процессию в представлении Гёдо. Гоко представляет государя дальней земли вообще.
Особое пристрастие к маскам питали граждане средневековой Венеции, жившие под тиранической властью дожа и кровавого Совета Десяти. Опасаясь кишевших в городе шпионов, доносчиков и наемных убийц, венецианцы, выходя вечером из дому, прятали лицо под маской, а фигуру — под складками длинного плаща.
Кроме того, ни один из всех известных карнавалов мира не сравнится с венецианским ни по древности, ни по популярности, ни по размаху. На десять дней площади и улицы, каналы и мосты этого уникального города мира превращаются в огромную сцену, на которой разворачивается захватывающий спектакль — венецианский карнавал.
Маска, карнавальный костюм, скрывая подлинный облик своего владельца, позволяли ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, а главное — нимало не заботясь о последствиях этого для своей репутации.
Комедия масок — вид театра, получивший свое развитие в Италии XVI — XVII веков. Комедия дель арте строилась на импровизации. Каждый персонаж имел свою маску, характерную только для этого персонажа, и просто маску как часть костюма.
Именно маска указывала на особые качества героя. Актер, выбрав себе какое-то амплуа, обычно оставался верен ему на протяжении всей своей жизни на сцене.
Масок в комедии дель арте были десятки, но основными все же считались четыре — это так называемый квартет.
Причем на севере и на юге Италии квартеты эти сложились разные. В северный (венецианский) квартет традиционно входили такие персонажи, как Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин, в южном (неаполитанском) доминировали Тарталья, Ковьелло, Пульчинелла и Скарамучча. Душой комедии дель арте были маски слуг, так называемые Дзанни (искаженное имя Джованни, крайне распространенное в Италии).
В северном квартете слугами были Бригелла — хитрый, злой, расчетливый и болтливый, и Арлекин — эдакий простак, не унывающий и периодически влюбленный. С течением времени этот характер несколько видоизменился и усложнился. К тому же у него появился соперник в любви — мечтательный Пьеро, которого изобретательный Арлекин всегда побеждал, отбивая у него служанку Коломбину.
Панталоне — это ходячая мишень для насмешек, старикашка, заглядывающийся на девушек.
Доктор — также персонаж комический. И хоть в далеком прошлом он человек ученый — юрист, но понемногу забывает все свои знания и, кроме насмешек, мало чего удостаивается.
Маски южного, неаполитанского, квартета были не столь распространены и популярны, как северного, за исключением разве что Пульчинеллы — слуги очень неглупого, веселого и саркастичного. Он обычно носил черную маску и заметно гнусавил.
Возраст его приближался к преклонному, что несколько роднило его с «северным» Панталоне.
Маска карнавалов и маскарадов отражают отличные от ритуалов и обрядов типы сознания, типы культур и другие системы связей.
Таким образом, маски существуют во многих культурах и играют в них важную роль. В одних культурах маски имеют важное значение в ритуальных обрядах, в других маски получили широкое распространение в театре. Возникновение и развитие маски прослеживается в процессе всего развития человечества. Поэтому изучение значения масок является важной составляющей в понимании различных культур.