Во втором и начале первого тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Жители Китая считали, что всё, происходящее в мире - зависит от воли неба. Поэтому глава государства является «сыном неба». Китайцы верили, что их судьбы зависят от влияния духов, поэтому приносили жертвоприношения этим духам.
В далёком прошлом, когда не существовало ни земли, ни неба, Вселенная являлась мрачным бесформенным хаосом. В нём появились два духа – инь (женское начало) и янь (мужское начало). Они то и породили мир.
Важной частью религиозной мысли древнего Китая был культ предков, который основывался на принятии влияния усопших на будущее их потомков.
Господствующей оставалась мифологическая форма мышления вплоть до первого тысячелетия до н. э. Многие мифологические образы транслируются в величайших философских работах. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам. Следовательно, древнекитайская философия зародилась из початков мифологических представлений и брала за основу их материал.
Философия древнего Китая очень специфична. Это обуславливается подчинением политической и этической практике. Доминирующее значение имели вопросы управления государством, морали, этики, идеального общества. Философы занимали значимое положение в обществе. Они служили послами, сановниками, министрами.
Китайская философия достаточно самостоятельная, так как она не испытывала влияния духовных традиций, в отличие от западной философии.
Важнейшим письменным источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». В ней изображена своеобразная система философских взглядов. Специфичным является то, что Вселенная, природа и человек неотделимы друг от друга. Это единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Складывается царство, деспотизм. Появляется культ Неба, культ предков, мужское и женское начало, мифология.
«Книга перемен» занимает значимое место в истории философии древнего Китая. Известными древнекитайскими мыслителями, которые предопределили её проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI — первая половина V вв. до н. э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 — 479 гг. до н. э.). Конечно же в Древнем Китае были и другие философы, все же в первую очередь духовное наследие Лаоцзы и Конфуция передает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей.
Рассмотрим этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э., на примере некоторых из них:
1. Конфуцианство (VII - VI в.в. до н.э.)
Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. Основатель Конфуций. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т.д.
Существует пять истинных добродетели:
взаимоотношения с другими людьми;
надлежащий образ действий;
знания;
оставаться верными себе и милосердными к своим ближним;
постоянство.
Так же Конфуций рассматривает пять типов взаимоотношений:
муж и жена;
отец и сын;
старший брат и младший брат;
начальник и подчиненный;
друг и друг.
2. Даосизм ( II в. до н.э.) — учение о Дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Представитель Лао-Цзы. Гармония внутри себя и с окружающим миром - достижение нравственности. «Дао» - путь, плыть по течению жизни. Человек считался микрокосмосом. «Дэ» - добродетель и мораль, «Сянь» - бессмертие, «У-вэй» - недеяние. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
3. Моизм ( V - IV в.в. до н.э.) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Представитель Мо-Цзы. Феномен создания человека. Большое внимание уделяется народу. Внимание уделяется процессу познания. Небо – образец для правителя. Небо – это аргумент в доказательстве необходимости хороших отношений между людьми. Небо не предопределяет, а только желает и направляет.
4. Школа имен ( V - III в.в. до н.э.) Представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун, Чжоан-Цзы. Развита логика, зарождение логического мышления. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий». В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. По особенностям своих идей номиналисты разделились на «школу соединения тождества и различия» и «школу разделения сущности и явления». Сунь Мун «Белая лошадь не есть лошадь»: понятие белая лошадь и лошадь различны.
В большинстве школ доминировала практическая философия, связанная с проблемами нравственности, житейской мудрости, управления. Теоретическая база была наиболее сформирована в даосизме. В остальных школах мировоззренческие принципы были или слабо развиты, или заимствованы из других учений.
Из всего вышеуказанного хочется сделать вывод о том, что философия древнего Китая развивалась на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие мыслители пытались найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем. Развитие философии в древнем Китае не составляло прямой линии. Китай представляет собой самостоятельную культурную целостность.
Древнюю китайскую философию нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества. Она развивалась самостоятельно. Китайскую философию можно охарактеризовать как единое целое.