Предыстория культурологии туризма.
Элитарное направление культурологии туризма, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг.
Начало формирования социального туризма.
Массовое потребление туристического продукта со становлением закономерностей личностных, национальных и общечеловеческих культурных процессов.
Рассмотрим кратко особенности развития культурологии туризма на каждом этапе. Первый этап – предыстория культурологии туризма. Культурология туризма имеет глубокие исторические корни, она зарождалась и функционировала вопреки знаниям человечества такого явления. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях, о культурах соседних племен, о менталитете народа заполняющего эти территории. Уже в античные времена основными мотивами путешествий выступала деятельность, опирающаяся на виды культурологических практик туризма: коммуникабельность, образование, паломничество, наука и другие. Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. С целью изучения новых территорий и культур отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.). В Древней Греции зародились спортивные поездки как один из видов культурологических практик туризма: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах. В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами. Второй этап - Элитарное направление культурологии туризма, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг. Одну из главных ролей в развитии этого направления сыграли революционные изменения в развитии транспорта. Изобретение более быстрых средств передвижения (парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г.) обусловило больше надежности передвижения при сниженных расходах на путешествия. Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро культурных путешествий. В задачу этих организаций входило: организация туристических поездок, с распланированной культурной программой, и реализации, как физических, так и культурологических потенциалов потребителей. Третий этап - начало формирования социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и познавательные цели. Четвертый этап - массовое потребление туристического продукта со становлением закономерностей личностных, национальных и общечеловеческих культурных процессов. Вторая мировая война парализовала туризм, и дальнейшее развитие он получает уже в послевоенные годы. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. С этого момента происходит формирование основных видов культурологических практик туризма (экскурсионный, рекреационный, спортивный, религиозный и др.) В литературе нет четкого определения понятия культурологии туризма, так как это явление не получило еще достойного изучения. Попробуем сформировать определение самостоятельно. Культурология туризма – это явление культурологии, предметом исследования которого выступают временные перемещения людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для удовлетворения культурных, познавательных, паломнических и других потребностей с приобретением новых личностных качеств. . Любая деятельность, формирующаяся, в сфере культуры имеет определенную культурологическую функцию или несколько функций. При этом функция (функции) может иметь как позитивный, так и негативный характер. Культурология туризма имеет свой спектр функций, в число которых входят:
1. Воспитательная и эстетическая функции туризма.Туристы в своем стремлении к свободе и красоте постоянно включают большую природу в свое эстетическое поле зрения. Созерцая прекрасные природные ландшафты, знакомясь с историческими достопримечательностями, местными нравами, обычаями, культурой питания, они всесторонне активизируют и расширяют поле зрения, повышают свой эстетический уровень. Еще только собираясь в путешествие, они стараются узнать больше о местах, в которые отправляются, существующем там образе жизни. Практика показывает, что туризм способствует росту культурных знаний людей, повышает уровень их культурного воспитания.
2. Функция культурного обмена. Туризм имеет функцию культурного обмена, который может усиливать у народа чувства патриотизма, национальной гордости, укреплять взаимопонимание народов, дружеские связи, способствовать сохранению и развитию национальной культуры, поддерживать социальное процветание и стабильность.
3. Познавательная функция.
Познанием называется процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира, законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта.
В путешествии человек познает окружающий мир как логическими, так и чувственными средствами. При этом логическое познание включает мышление и память, а познание чувственное ощущение, восприятие, представление.
4. Социально-коммуникативная функция.
Социально-коммуникативная функция туризма определяется как возможность участников путешествия общаться друг с другом во в неформальной обстановке без производственной субординации, учета социального положения, возраста, национальности, гражданства и других признаков различающих людей.
С точки зрения туристского восприятия знакомство с районом путешествия это не столько осмотр определенной территории, природных и историко-культурных памятников, сколько знакомство с новыми людьми. И впечатление от конкретного путешествия это, чаще всего, впечатление от общения с новыми людьми.
5. Паломническая функция.
Паломники (наряду с торговцами) являются первыми, путешественниками, имевшими точную цель своего перемещения во времени и пространстве. Паломники олицетворяют в этом отношении начало классического туризма. Ведь они преодолевали до цели путешествия огромные расстояния, как правило, пешком, имея минимум одежды и съестных припасов. Только так они могли добраться к цели своего путешествия, не будучи ограбленными или убитыми, учитывая тогдашние условия безопасности.
Будучи одной из самой старых функций организованных путешествий, в мире паломническая функция не утратила своих позиций. Более того, в современном международном туризме паломничество прогрессирует. Классифицировать виды культурологических практик туризма возможно по различным признакам. К важнейшим признакам относятся: цели туристической поездки; национальные приоритеты; индивидуальные культурные запросы клиента; финансовые возможности. В зависимости от интенсивности деятельности человека различают: активные и пассивные виды практик. К активным относятся: приключенческие путешествия с познавательными направленностями; сафари на природу – как вид практики, с высоким эстетическим «потенциалом» и т.д. К пассивным относят: туры для семей с детьми с познавательными целями; зеленый туризм. Россия – страна возможностей. Наша страна располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма с культурологическими направлениями, так и для приема иностранных туристов. Культурология туризма России представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями для приобретения новых человеческих качеств. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие культурологических практик туризма получила Центральная Россия и северо-западные региона, где сосредоточены основные достопримечательности нашей страны. Основа культурологии туризма – богатая экскурсионная программа, включающая осмотр достопримечательностей, памятников, музеев, уникальных природных объектов и явлений. Для развития культурологии туризма важное значение имеет «кустовой» принцип планирования,предусматривающий создание вблизи главного объекта туристской притягательности дополнительных объектов посещения – музейных экспозиций, мастерских природных промыслов с организацией продажи сувениров, а также культурных акций и зрелищных мероприятий. Туризм, как явление культуры занимает большое место в современном обществе, оно может интересовать психолога, историка, экономиста, социолога, PR-специалиста и культуролога именно такой интегрированный и междисциплинарный характер носят современные исследования в области туризма. Культурологическая насыщенность понятия «туризм» - несомненна, явление в котором сращиваются культурные смыслы и поражаются новые культурные модели – позволяет это осознать. Феноменальность туризма в том, что это та сфера, где культурное наследие человечества позволяет обществу видеть вклад каждого народа в сокровищницу мировой культуры. Туризм демонстрирует выполнимость всех функций культуры (защитной, творческой, знаковой, нормативной, гедонистической, воспитательно-образовательной), вовлекая современного потребителя именно в мир человеческой культуры. Туризм и культура: фигуры тождества.
Список использованной литературы:
Биржаков М.Б.Введение в туризм. - СПб., 2011
Воронкова Л.П. история туризма и гостеприимства; издательство «Фаир – пресс»; М., 2004
Каурова А.Д. организация сферы туризма; издательство «Герда»; СПб., 2006
Квартальное В. А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4-х т. - М., 2002
Каурова А.Д. Организация сферы туризма; издательство «Герда»; М., 2006
Международный туризм и право; издательство «НИМП»; М., 1999,
Религиозный туризм: учебное пособие; издательство «Академия»; М., 2003
Сенин В.С. Введение в туризм. МБИ. М.: Просвещение, М., 2005
Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2004
Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М., 1999
Королёв Д.С.