Условно культура Турции подразделяется на несколько периодов: до XIV века, XIV- XVII века, XVII – XVIII века, XVIII – XIV века и XX век. Со временем культура изменялась все больше и больше, вбирая в себя прежние обычаи и приобретая что-то новое. Своего наибольшего расцвета культура достигла при правление Сулеймана Великолепного (XVI век). На развитие культуры повлияли многочисленные войны того времени, присоединение новых земель, развитие международных отношений. Турецкая культура была открыта для нововведений со стороны завоеванных стран, происходил синтез прежней культуры и приобретенных обычаев. Все сферы жизни стали вбирать в себя что-то новое, но главным образом это отразилось на культурной сфере. Турки негативно относились к европейским элементам в культуре, особенно если это противоречило их религии, что осложнило ее изменения. В XIV- XVII веках особый упор приходился на живопись, архитектуру и литературу. Именно они находились на стыке противоречий мусульманских канонов и европейских обычаев. Вся турецкая культура тесно переплетена с религией. На протяжении всего развития культуры турки старались сохранять самобытность, следовать законам Корана и лишь немного заимствовать из других культур.
Архитектура получила наибольшее развитие в Турции в XIV-XVII в. Оно происходило под сильным влиянием сельджукского и византийского искусства. Основными памятниками этого периода были религиозные постройки. Шедевром архитектуры того времени является знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби. Названа она так из-за украшающего ее фаянс бирюзового цвета. Наружный интерьер мечети богато украшен мрамором с тонкой резьбой и бирюзовыми фаянсовыми плитками, которые окаймляют окна. Надпись на персидском у богато украшенного алтаря (михраб) говорит о том, что керамические плитки изготовлены мастерами из Ирана. Зеленая мечеть построена по схеме айван, с фонтаном в главном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.
Отношение ислама к живописи является предметом спора между искусствоведами и мусульманскими теологами. В Коране не описывается прямой запрет живописи, однако нет и четкого признания ее. Хадисы содержат осуждение Мухаммедом изобразительных искусств. Востоковеды и историки утверждают, что женам пророка были известны мелкие предметы и ткани с изображениями фигурок людей и животных. Некоторые хадисы поясняют, что пока фигурки не отвлекают внимание молящихся и изображены в надлежащих позах, они не вредят верующим. Впервые изображения растений и живых существ появились на страницах научных трактатов. Запрет ислама на изображение людей и животных был главным препятствием развитию живописи Турции. Поэтому изобразительное искусство было представлено орнаментом, миниатюрой, каллиграфией. Соединяя в различных оригинальных сочетаниях плоды, геометрические фигуры, турецкие художники создали выдающиеся образцы искусства.
Наибольшую известность в этот период получили художники — иллюстраторы рукописей. Многие дошедшие до настоящего времени старинные рукописи содержат иллюстрации на отдельных листах и миниатюры. Выдающийся образец такого рода - рукопись «Хунернаме», содержащая свыше 300 иллюстраций большого формата и 65 миниатюр. Несмотря на запрет ислама, на некоторых иллюстрациях изображены люди, животные, птицы. Искусство иллюстрации зародилось в Турции еще при сельджуках под влиянием персидских мастеров. Выдающимися турецкими художниками были: Синан-бей при Мехмеде Фатихе, узбек по происхождению, носивший прозвище Баба-Накках (Отец художников) при Баязиде II -этот прославленный в свое время художник разукрасил своими рисунками дворец султана; Кинджи, Махмуд, Ибрахим Челеби, Али из Бурсы и др., блиставшие в царствование Сулеймана Кануни; Рейс Хайдар Нигяри при Селиме II и др.
Одним из важнейших проявлений турецкой культуры стала литература. Художественная литература развивалась пока как сельджукская. Она имела следующие черты: подражательность, господство поэтического жанра, обилие арабских и персидских слов в языке поэтов. Произведениями ранней турецкой литературы являлись устное народное творчество, научная, богословская, литература - трактаты, хроники, жития. Влияние на турецкую литературу оказывали персидские и арабские правила и каноны. Персизация литературы касалась целостной эстетической системы от языка, стихотворной формы, темы, сюжета, героев до поэтики, чувств народа. Турецкие поэты признавали красоту, образность, поэтичность персидской поэзии. В силу этого влияния турки создавали литературу чуждую собственному менталитету.
Период развития турецкой литературы начинается со второй половины XV в. Она находилась в сильной зависимости от турецкого двора. Османские придворные поэты превратили грубый турецкий диалект в блестящий литературный язык, непонятный для простого народа.
Расцвет турецкой литературы приходится на XVI в., когда мощь Османской империи достигла своего пика. Наиболее известными поэтами того времени были Хыяли, Зати и особенно Бакы. XVI в. стал золотым веком османской литературы, в которой следует выделить замечательного романтического мистика Фазли, написавшего эпос «Роза и соловей», Халили, писавшего элегии, Лямии, переводившего и комментировавшего произведения персидской поэзии. В это время зарождаются басни и животный эпос.
Турция — страна с богатой культурой, сложившейся из канонов ислама и традиций древних кочевников. Проблема развития турецкой культуры была связана с процессом формирования турецкого народа, их обычаев, нравов и традиций. Чужая ценностная система была воспринята как в общественно-государственном устройстве, так и в направлении культурно-эстетических ориентиров. Турецкий народ постепенно стал воспринимать культурные изменения, привнесенные извне, но все же традиции до сих пор строго соблюдаются.