КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нуритдинова Г.Р. 1
1Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Уфимский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования в 2000 году на 10 тысяч новорожденных насчитывалось в среднем от пяти до двадцати шести детей с аутизмом, в 2005 году этот показатель значительно возрос: 1 случай заболевания диагностировался на 250-300 малышей. Этот показатель в 2011 год увеличился практически в два раза. Один ребенок больной аутизмом встречается на 150 новорожденных. При своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра» реже – особая органическая недостаточность центральной нервной системы (хромосомная, наследственно-обменная, возможно и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью. Главным проявлением аутизма является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

Результаты исследования.

В исследовании приняли участие мальчик 8 лет, учащийся 2 класса общеобразовательной школы с проявлениями раннего детского аутизма: педагог, родители.

Основным методом психологической диагностики было наблюдение зп ребенком на занятиях и во внеурочное время.

В ходе наблюдения за ребенком с проявлениями аутизма в учебном процессе, во внеурочное время нами были выявлены следующие качественные нарушения в социальном взаимодействии:

  • заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, таких как: взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты в целях регуляции сознательного взаимодействия;

  • неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития (не общается со сверстниками во внеурочное время и на переменах);

  • отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью с другими детьми;

  • отсутствие социальной и эмоциональной взаимности;

  • отставание развития разговорной речи;

  • отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры социальной имитации.

Также были определены ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности:

  • ограниченный тип интересов на уроке (играет с карандашом, шуршит бумагой);

  • стереотипные и повторяющиеся механические действия (размахивает руками, похлопывает в ладошки, подпрыгивает на месте);

  • социально и эмоционально неприемлемое поведение на уроке (встает на уроке, ходит по классу, издает разные нечленораздельные звуки).

У ребенка наблюдаются выраженные изменения со стороны эмоциональной сферы: трудность в определении своих и чужих эмоций, нечувствительность к чужим эмоциям, эмоциональная лабильность.

Выводы

Основными проблемами при взаимодействии с аутичным ребенком являются: трудности в установлении контакта, проявления ребенком эмоционального дискомфорта, низкая коммуникативная активность, наличие отрицательных форм поведения (негативизм, агрессия).

Основным направлением коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей является организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой доступной ему деятельности.

Литература:

  1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

  2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Просмотров работы: 3342