ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Васильева С.П. 1
1Уфимский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Уфа, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе означает умение выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности: правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Отношение к сверстникам: у ребенка должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и близким: имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам значит иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней. В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению и проявлениями школьной дезадаптации первоклассников.

В исследовании приняли участие 62 первоклассника. Исследование проводилось в кабинете психолога с согласия родителей, в дневное время. Были использованы стандартные стимульные материалы. Процедура обследования была одинаковой для всех детей. Данные обследования были занесены в стандартные бланки. Уровни готовности определялись по шкале баллов.

На первом этапе в августе 2012 года определялся уровень готовности каждого ребенка к школьному обучению. С этой целью были использованы несколько методик которые позволили определить: уровень общих знаний об окружающем мире, уровень учебной мотивации, мышления и речи, мелкой моторики, памяти, внимания и общий уровень социально-психологической адаптации будущих первоклассников.

Следующий этап исследования проводился в период 25-29 октября 2012 года (в конце первой учебной четверти). Проводилось исследование уровня социально-психологической адаптации первоклассников с использование методики «Изучение адаптации первоклассников» (Авторы М.Киселева, Н. Тарасенко), позволяющей определить следующие проявления школьной дезадаптации: негативное отношение к школе, гиперкинетический синдром, инфантилизм, инертность нервной деятельности, недостаточность произвольного поведения, низкий уровень мотивации учебной деятельности, астенический синдром нарушения интеллектуальной деятельности и общий уровень школьной дезадаптации.

На завершающем этапе нашего исследования мы провели количественный и качественный анализ полученных результатов. Статистическая обработка данных была проведена с помощью выборочного коэффициена ранговой корреляции Спирмена. В результате были определены статистически значимые зависимости между показателями социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению и уровнем школьной адаптации:

Всего было обследовано 62 ребенка, 28 девочек и 34 мальчика. Были получены следующие данные:

  • преобладающими уровнями общей социально-психологической адаптации являются средний и выше среднего,

  • высокий и средний уровни сформированности учебной мотивации,

  • выше среднего и средний уровни интеллектуального развития (см. таб. 1, рис.1).

Таблица 1.

Уровни показателей готовности к школьному обучению (%)

уровень

высокий

выше

среднего

средний

ниже среднего

низкий

очень низкий

общий уровень социально-психологической готовности к школьному обучению

13,5%

(9)

28,5%

(18)

27%

(17)

13,5%

(9)

16%

(8)

1,5%

(1)

сформированность учебной мотивации

30%

(19)

13,5%

(9)

28,5%

(18)

3%

(2)

23,5%

(13)

1,5%

(1)

уровень интеллектуального развития (IQ)

14%

(8)

28,5%

(18)

33%

(21)

9%

(6)

14%

(8)

 

Рис.1. Уровни социально-психологической готовности, учебной мотивации и интеллектуального развития

По классам были получены следующие данные:

В 1А классе (обследовано 25 детей) преобладают:

  • высокий, и выше среднего уровни общей готовности к школьному обучению -92% (23);

  • высокий и выше среднего уровень сформированности учебной мотивации – 76% (19);

  • высокий и выше среднего уровень интеллектуального развития – 92,5% (23).

В 1Б классе (обследованы 22 ребенка) преобладают:

  • средний и выше среднего уровень общей готовности к школьному обучению – 79,5% (18);

  • средний и выше среднего уровень сформированности учебной мотивации – 87,7% (20);

  • средний уровень интеллектуального развития – 71,3% (16).

В 1В классе (обследованы 15 детей) преобладают:

  • низкий и ниже среднего уровень обшей готовности к школьному обучения – 86,8% (13);

  • низкий уровень сформированности учебной мотивации – 73,6% (11);

  • низкий и ниже среднего уровень интеллектуального развития – 80,2% (12).

Кроме этого было выявлено:

  •  
    1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у 14 детей: 1А – 1 ребенок, 1Б – 5, 1В – 8.

    2. 14 детей нуждаются в профессиональной помощи логопеда.

    3. У 6 детей – признаки задержки психического развития смешанного генеза.

    4. У 3 детей выраженная социально-педагогическая запущенность.

    5. 6 детей имеют дисгармонический тип психического развития.

К группе риска отнесены 44 ребенка по следующим характеристикам:

  • СДВГ,

  • низкий уровень развития познавательной сферы,

  • высокий уровень тревожности,

  • низкий уровень учебной мотивации,

  • несформированность навыков произвольного поведения,

  • низкий уровень развития речи,

  • задержка психического развития,

  • агрессивные проявления.

Далее мы определили уровни школьной дезадаптации:

В группу с нормальным уровнем школьной адаптации вошли дети с коэффициентом менее 14%.

В группу с легкой степенью дезадаптации – дети с коэффициентом 15-30%.

В группу со средним уровнем дезадаптации вошли первоклассники с коэффициентом от 31% до 40%.

В группу с тяжелой степенью дезадаптации и риском формирования психосоматических расстройств – дети с коэффициентом выше 40%.

Распределение в процентном соотношении по группам детей с различной степенью школьной дезадаптации см. таблицу 2 и рисунок 2.

Таблица 2.

Уровни школьной дезадаптации (% к общему числу детей)

 

Нормальный уровень школьной адаптации

Легкая степень дезадаптации

Дезадаптация средней степени

Дезадаптация тяжелой степени

Абс.число

20

14

18

10

% к общему количеству детей

32%

22,5%

29,5%

16%

Рис. 2. Уровни школьной дезадаптации (% к общему числу детей)

К концу первой учебной четверти адаптировались 32% детей, у 22,5% первоклассников выявлена легкая степень школьной дезадаптации, как правило, детей с такими нарушениями адаптируются к концу первого полугодия.

Средняя степень школьной дезадаптации сформировалась у 29,5% первоклассников. С этой группой детей необходимо проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности основных учебных умений: общий запас знаний, мелкая моторика, развитие оперативных психических функций (память, мышление, внимание).

Тяжелая степень школьной дезадаптации выявлена у 16% детей. Эти дети нуждаются в консультации дефектолога, невролога, психиатра, логопеда. У детей из этой группы велик риск развития психосоматических расстройств, прежде всего, школьного невроза. Как правило, эти дети нуждаются в организации для них особых условий обучения – коррекционно-компенсирующие классы.

В группе детей, адаптировавшихся к школьному обучению к концу первой четверти преобладают:

  • уровень социально-психологической готовности выше среднего (50%);

  • высокий уровень сформированности учебной мотивации (40%);

  • средний уровень интеллектуально развития (35%).

В группе детей с легкой степенью школьной дезадаптации преобладают:

  • уровень социально-психологической готовности ниже среднего (43,2%);

  • уровень сформированности учебной мотивации распределен относительно равномерно;

  • выше среднего и средний уровень интеллектуально развития (по 35,8%).

В группе детей со средней степенью школьной дезадаптации преобладают:

  • уровень социально-психологической готовности средний (61,5%);

  • уровень сформированности учебной мотивации распределен относительно равномерно;

  • средний уровень интеллектуально развития (35%).

В группе детей с тяжелой степенью школьной дезадаптации преобладают:

  • уровень социально-психологической готовности низкий (70%);

  • средний уровень сформированности учебной мотивации (40%);

  • средний уровень интеллектуально развития (40%).

Эти данные отражены в таблице 3 и на рисунках 3, 4, 5.

Таблица 3.

Распределение показателей готовности по группам дезадаптации

Показатель готовности

Уровни готовности

Школьная адаптация

Легкая степень школьной дезадаптации

Средняя степень школьной дезадаптации

Тяжелая степень школьной дезадаптации

абс.ч

%

абс.ч.

%

абс.ч

%

абс.ч.

%

Уровень социально-психологичес-кой готовности

высокий

6

30%

2

14,2%

1

5,5%

-

-

выше среднего

10

50%

4

28,4%

3

16,5%

1

10%

средний

3

15%

2

14,2%

11

61,5%

1

10%

ниже среднего

1

5%

6

43,2%

2

11%

-

-

низкий

-

-

-

-

1

5,5%

7

70%

о.низкий

-

-

-

-

-

-

1

10%

учебная мотивация

высокий

8

40%

4

21,15%

4

22,3%

3

30%

выше среднего

3

15%

2

14,2

4

22,3%

-

-

средний

6

30%

4

21,15%

4

22,3%

4

40%

ниже среднего

1

5%

1

7,1%

1

5,5%

-

-

низкий

3

15%

3

21,3

5

27,5%

2

20%

о.низкий

-

-

-

-

-

-

1

10%

интеллек-

туальное развитие

высокий

4

20%

2

14,2%

2

11%

-

-

выше среднего

5

25%

5

35,8%

5

27,5%

3

30%

средний

7

35%

5

35,8%

6

34%

4

40%

ниже среднего

3

15%

1

7,1%

1

5,5%

1

10%

низкий

1

5%

1

7,1%

4

22%

2

20%

о.низкий

-

-

-

-

-

-

-

-

Рис. 3. Уровни общей готовности по группам дезадаптации (в %)

Рис. 4. Уровни сформированности учебной мотивации по группам дезадаптации (в%)

Рис. 5. Уровни интеллектуального развития по группам дезадаптации(в%)

Рис. 6. Распределение уровней сформированности показателей школьной готовности по группам дезадаптации (%)

Статистическая обработка данных была проведена с помощью выборочного коэффициена ранговой корреляции Спирмена (см. таб. 4). В результате были определены статистически значимые зависимости между показателями социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению и уровнем школьной адаптации:

  •  
    1.  
      1. чем выше ориентировочный запас знаний ребенка, тем выше уровень сформированности логического мышления и речи, уровень развития памяти, внимания и ниже уровень уровень школьной дезадаптации;

      2. статистически значимой зависимости между уровнем сформированности учебной мотивации и другими показателями не определяется;

      3. чем выше уровень развития мышления и речи, тем выше уровни памяти, внимания, общий уровень готовности к школьному обучению и ниже уровень школьной дезадаптации;

      4. определяется обратная зависимость между показателями готовности ребенка к школьному обучению и уровнем школьной дезадаптации.

Таблица 4

Статистически значимые зависимости между показателями социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению и уровнем школьной адаптации

№№

Ориентир. запас знаний

Учебная мотивация

Мышление и речь

Анализ образца

Исклю-чение 4

(обоб)

IQ

Память

Внима-ние

Общий уровень

готов-ности

Уровень школьной дезадапта-ции

Ориентир. запас знаний

1,000

0,387

0,618

0,417

0,633

0,662

0,722

0,603

0,756

-0,693

Учебная мотивация

0,387

1,000

0,336

0,211

0,251

0,279

0,267

0,281

0,347

-0,329

Мышление и речь

0,618

0,336

1,000

0,596

0,666

0,761

0,761

0,721

0,797

-0,768

Анализ образца

0,417

0,211

0,596

1,000

0,442

0,742

0,631

0,671

0,724

-0,582

Исключение 4 (обоб)

0,633

0,251

0,666

0,442

1,000

0,678

0,691

0,671

0,688

-0,734

IQ

0,662

0,279

0,761

0,742

0,678

1,000

0,850

0,860

0,916

-0,808

Память

0,722

0,267

0,761

0,631

0,691

0,850

1,000

0,894

0,879

-0,850

Внимание

0,603

0,281

0,721

0,671

0,671

0,860

0,894

1,000

0,865

-0,837

Общий уровень готовности

0,756

0,347

0,797

0,724

0,688

0,916

0,879

0,865

1,000

-0,823

Уровень школьной дезадаптации

-0,693

-0,329

-0,768

-0,582

-0,734

-0,808

-0,850

-0,837

-0,823

1,000

Таким образом, существенное влияние на уровень школьной адаптации оказывают следующие показатели социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению:

  • высокий уровень развития логического мышления;

  • высокий уровень развития памяти и внимания,

  • высокий уровень развития мелкой моторики и общей координации,

  • высокий социальный интеллект.

По нашему мнению, отсутствие зависимости между уровнем сформированности учебной мотивации и уровнем школьной адаптации, можн объяснить тем, что в исследуемой группе, в целом, этот уровень достаточно низкий (у 57 % детей в группе уровень учебной мотивации – средний и низкий).

Основными факторами способствующими формированию школьной дезадаптации, по нашему мнению, являются:

  • низкий уровень развития памяти,

  • низкий уровень развития внимания, в том числе, и синдром дефицита внимания,

  • низкий уровень развития мелкой моторики и координации движений,

  • низкий уровень развития логического мышления.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: чем выше уровень сформированности функций познавательной сферы, тем ниже уровень школьной дезадаптации.

Выводы

  1. Несмотря на различие подходов, многими психологами и педагогами признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

  2. Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

  3. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

  4. Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие. Во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.

  5. Обучение в школе требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

  6. Можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень адаптации первоклассников:

  • психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

  • личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

7.Основными факторами, способствующими успешной адаптации первоклассника являются, по данным нашего исследования, высокий уровень сформированности оперативных психических процессов (память, внимание, мышление)

  •  
    1. Основными причинами формирования школьной дезадаптации являются низкие уровни развития познавательных процессов.

Список литературы

  1. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход //Начальная школа.-2007.-N 12. - С. 59-62.

  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2004 г.

  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2007. – 298 с.

  4. Брагина, Е. А. Первые итоги психолого-педагогического мониторинга как средства анализа психологического самочувствия первоклассников. // Методист.-2003.-N 5. - С. 23-28.

  5. Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения //Начальная школа: газ. издательского дома "Первое сентября".-2008.-N 13. - С. 32-35.

  6. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 2005. – 528 с.

  7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2006. – 128 с.

  8. Королева О. Ф. Адаптационный период в первом классе // Образование в современной школе.-2003.-N 6. - С. 37- 45.

  9. Костина, Л. М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии .-2004.-N 1. - С. 137-143.

  10. Лосев П. Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа.-2005.-N 8. - С. 51-55.

  11. Малофеев Н.Н. Интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии. – М., 2002. – 229 с.

  12. Уфимцева, Л. П. Диагностические программы для оценки риска школьной дезадаптации учащихся первых классов // Коррекционная педагогика .-2007.-N 2. - С. 9-18.

Просмотров работы: 3169