РАЗВИТИЕ ФАНДРАЙЗИНГА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ФАНДРАЙЗИНГА В РОССИИ

Шихбабаева И.Д. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Составной частью общественного сектора являются некоммерческие организации (НКО). Для осуществления уставной деятельности НКО должны иметь определенное финансовое обеспечение или доходы. Финансовые средства нужны всем организациям: одним, чтобы совершить благое дело, другим — чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим — чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности. Значительную часть доходов некоммерческих организаций составляют добровольные взносы, пожертвования и целевые поступления граждан и юридических лиц. Для успешного привлечения этих средств используется фандрайзинг.

Фандрайзинг (от англ. fundraising (to raise fund) - поднять фонд) — это многостороннее понятие, основой которого являются:

  • увеличение ресурсов и сбор денежных средств,

  • деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты,

  • сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий,

  • методика поиска источников финансирования, т.е. объединяющая деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования,

  • поиск и привлечение финансовых ресурсов «под проект»,

  • привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов.

По своей сути фандрайзинг отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, «всерьез и надолго», для создания основных фондов. Целью инвестора является извлечение прибыли. Фандрайзинг же обычно связан обычно с поиском средств под некоммерческие проекты, которые направляются не на создание основных фондов, а на текущую деятельность.

Существуют пять основных принципов фандрайзинга, которые можно назвать “человеческими законами”. Они применимы независимо от того, обращаются ли с просьбой о корпоративных пожертвованиях, грантах или личных пожертвованиях.

 Люди дают деньги людям. Имеет значение не столько организация, сколько то, кто привлечен к ее работе, и кто просит деньги. Потенциальным донорам – компаниям, фондам или частным лицам – интересен человеческий фактор любой заявки и любого взноса. Даже в массовых кампаниях имеет значение то, какие люди к ним привлечены.

 Люди дают деньги потому, что хотят. Это им приятно и вызывает у них чувство удовлетворенности – то есть вы не навязываетесь кому-либо с просьбой подумать о пожертвовании организации только потому, что вы считаете ее достойной.

 Люди дают деньги только тогда, когда их об этом просят. Добровольные пожертвования редки. Общие призывы оказать помощь, без конкретного указания пожертвования, не дают результатов.

 Люди дают деньги на финансирование возможностей, а не потребностей.

 Люди дают деньги успеху, а не нужде. Люди любят участвовать в успешной кампании, иметь дело с организацией, получающей все больше поддержки [ 1]..

Зарубежный опыт показывает, что в развитых странах индивидуальные пожертвования составляют 80%. Значительная доля пожертвований – это деньги на вакцины, чистую воду, помощь в чрезвычайных ситуациях. Самый эффективный в мировой практике путь индивидуального фандрайзинга – сбор базы данных лояльных клиентов и планомерная работа с ней, а также постоянное ее пополнение. Однако для подавляющего большинства отечественных благотворительных организаций он практически перекрыт необходимостью значительных первоначальных вложений и законом о персональных данных.

В России тесты пакетов для частных жертвователей показали, что лучший результат дал пакет, письмо в котором было составлено без печальных историй, а с описанием проблемы и путей ее решения. На Западе у фандрайзеров такое письмо не сработало бы. Результаты этого теста говорят, что люди в России готовы поддерживать стратегические программы, возможно, в большей степени, чем жители западных стран [Людмила Томчук 14.04.2011].

Вместе с тем в нашей стране не развиты технологии привлечения ресурсов на некоммерческие проекты, отсутствует инфраструктура для проведения цивилизованного фандрайзинга. Большинству НКО и фондов индивидуальный фандрайзинг недоступен, потому что требует больших первоначальных вложений.

Для решения этих проблем создаются специальные школы фандрайзеров. Одна из таких школ действует при центре развития некоммерческих организаций (ЦРНО) в Санкт-Петербурге. В июне 2012г. в Петергофе на базе этой школы прошла шестая Международная конференция «Белые ночи фандрайзинга: поиск и менеджмент средств для развития людей, организаций, территорий», ведущей темой которой стала эффективность фандрайзинга в целом и эффективность работы самого фандрайзера. В Белых ночах-2012 приняли участие более 300 фандрайзеров и руководителей организаций, из них более 50 выступили в качестве экспертов. Сессии проходили как в очном, так и в дистанционном режиме.

В рамках конференции был презентован сборник фандрайзинговых кейсов с успешными практиками от организаций, работающих в разных регионах России, и брошюра «Финансовая грамотность для НКО». Во время конференции прошли тренинги, мастер-классы и пленарные заседания, посвященные фандрайзинговым технологиям и инструментам привлечения средств, тенденциям развития филантропии в России и в мире.

В России сейчас сразу в нескольких регионах «осваивается» технология под названием «Парламент благотворителей». В Санкт-Петербурге эту технологию развивает и продвигает Некоммрческое партнерство «Институт обучения через опыт» (проект «Санкт-Петербургская Школа социального проектирования»). Обучение проходит через игровое моделирование.

Всем, кто ищет новые идеи в области технологий вовлечения людей в сферу частных пожертвований, доступна информация об этих проектах в сети.

Проведенный анализ показывает, что совершенствованию системы фандрайзинга в России будет способствовать решение ряда частных задач: внесение изменений в закон о персональных данных, установление налоговых вычетов для индивидуальных жертвователей. В целом перспективы развития фандрайзинга в России связаны с развитием культуры благотворительности, созданием инфраструктуры цивилизованного фандрайзинга.

Литература.

 
  1. http://vsekonkursy.ru

  2. http://philanthropy.ru

  3. http://www.crno.ru/

  4. http://www.vdgb-soft.ru/

  5. http://www.minjust.ru

  6. http://www.rnk.ru/

Просмотров работы: 4648