МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Марусецкая Л. В.Марусецкая Л. В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Молодежь представляет будущее страны, ибо общество воспроизводит себя биологически и социально через молодое поколение. Жизнеспособность любого общества зависит именно от его молодежи. Вот почему так важно изучать ее настроения и поведение, ярко проявляемые в молодежных субкультурах. Эти неформальные образования в какой-то мере служат своеобразным барометром, позволяющим измерять нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе. В какой-то мере появление тех или иных молодежных объединений сигнализирует о нерешенных проблемах страны, выступая тем самым болевыми точками на социальном организме.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Их называют неформалами, ибо они выбиваются из формализованных структур нашей жизни, не вписываются в привычные правила поведения.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее [2].

В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежных субкультур? Хотелось бы отметить, что всегда существовало определенное различие между поколениями, которое еще более становится ощутимым в современном мире, ибо современный социум - сверхдинамичная система. Следует также обратить внимание на тот факт, что молодежь обладает рядом социально- психологических особенностей. Она эмоциональнее, ей присуща тяга к свободе и независимости. В учебном коллективе, даже в семье, подросток нередко чувствует себя стесненным рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимым от преподавателя или родителей. В этом случае участие в деятельности неформальной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определенных правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение ее возникает. Также стоит отметить, что подростки испытывают потребности в самовыражении, самореализации, чувстве собственной значимости и стремятся в рамках той или иной субкультуры удовлетворить эти потребности. Однако необходимо подчеркнуть, что нередко причинами вхождения подростков в субкультуры является просто дань моде, отсутствие осознанной цели, подражание течениям и направлениям западной неформальным объединениям.

Молодежные субкультуры очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки и молодые люди, образуя группы, течения, направления.

Существует ряд классификаций молодежных субкультур в основании которых лежит какой-либо значимый признак, присущий определенной категории неформальных организаций. Так, по специфике поведения членов неформальной группы выделяют следующие направления [2]:

Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры. Численность таких объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Их социальный состав отличается неоднородностью. Стоит отметить, что на сегодняшний день активность таких групп увеличивается, что компенсирует их малочисленный состав.

Асоциальные объединения. В идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера, который ярко проявляется в третьем направлении молодежных субкультур - антисоциальном.

Антисоциальные объединения не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить. Их деятельность носит экстремистский характер. Такие организации представляют собой явную угрозу для общества и государства.

Социолог С.С. Фролов предлагает несколько иной вариант классификации молодежных субкультур. Он выделяет такие направления, как [5]:

- романтико-эскапистское. Такие субкультуры ориенитрованы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем. В их идеологии содержится пассивный протест, поэтому в какой-то мере их можно соотнести с определенными оговорками к асоциальному направлению.

- Анархо-нигилистическое. Такие субкультуры отвергают общепринятые стандарты поведения, имеют критическое отношение ко многим явлениям жизни.

- Криминальное. Субкультуры данного направления ориентированы на противостояние закону и правопорядку.

-Развлекательно-гедонистическое. Субкультуры этого направления ориентированы на обеспечение досуга.

Существует и ряд других классификаций. Однако ни одна из них не может вместить всего многообразия молодежных субкультур. Особенностью молодежных субкультур является то, что каждая из них гораздо легче поддается описанию, чем отнесению к тому или иному типу. Необходимо понимать, что какой-либо стройной классификации субкультур создать невозможно. Реальную трудность в этом создает многообразие несводимых в систему признаков.

Однако рассмотрим подробнее некоторые молодежные субкультуры.

К романтико-эскапистскому направлению можно отнести толкинистов, ролевиков, индеанистов, байкеров и другие.

Толкинисты - поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкина (на сленге толкинистов - Профессор). Книги Толкина «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру фентези. Толкин создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одни из которых были выдуманы писателем, например хоббиты, другие - заимстовованы из фольклора различных народов мира, например эльфы, тролли, гномы. Толкинисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толкинист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению, поступил бы настоящий эльф. Во время игр группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкина. Начало движения относится примерно к 1992 г. Толкинисты появились на физическом факультете Московского университета. В 1993- 94 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина, но и других писателей-фантастов. Движение ролевых игр организационно отделилось, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Субкультура толкинистов и ролевиков в последние годы развивается наиболее активно и динамично. Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в молодежной среде. В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян [1].

Весьма оригинальна молодежная субкультура индеанистов. Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо [5].

Одной из самых «суровых» субкультур всегда считались байкеры. Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - скорости. Основное понятие в идеологии байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Мотоцикл всегда для байкера на первом месте. Вторым планом выступает все остальное, включая любовь и семью. В основе философии истинного байкера лежит дух братства и свободы. Из всех мотоклубов самым известным является клуб «Ночные Волки». Кругозор члена байк-клуба включает знания технических тонкостей обслуживания любимого железного коня, а также истории движения и клуба, правил поведения. Каждый мотоклуб имеет президента, вице-президента, сержанта по оружию, казначея, секретаря, исполняющих возложенные на них обязательства. Каждый байкер – активный участник мотоциклетной жизни, деятельность которого направлена на пользу сообществу [1].

К анархо-нигилистическому направлению можно отнести субкультуру панков. Однако, если данную субкультуру рассматривать в более широком смысле, то ее можно отнести и к музыкальной группе неформальных организаций. Музыка для Панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркую политическую окраску. С помощью музыки панки выражают свое мировоззрение. Стандартной панковской прической считается «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. В идеологии Панков можно выделить такую черту, как пренебрежение к материальным ценностям. Истинные панки не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Следует отметить, что влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным.

Крайне опасными для общества являются криминальные субкультуры, имеющие ярко выраженную антисоциальную направленность. В первую очередь необходимо упомянуть «гопников». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников». Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит или ограблен [5].

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (Фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимум усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для футбольных фанатов наиболее значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере, выражаемые в буйстве на стадионе и вандализме после матча [2].

К антисоциальным объединениям следует отнести и скинхедов. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов. Бывают среди них и аполитичные. Однако, многие - приверженцы фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности[]. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые «подпитывают» движение скинхедов. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов. К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они - учащиеся ПТУ.

К развлекательно-гедонистическому направлению молодежных субкультур можно отнести рейверов, мажоров, репперов и другие.

Субкультура рэйверов в России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стиля техно. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Поэтому данную субкультуру еще относят к музыкальной. Рэйверы предпочитают одежду из ярких тонов и искусственных материалов. В облике рейверов и стиле поведения реализуется идея отхода человека от природы. В основе субкультуры рэйверов лежат такие ценности, как легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, следование последней моде в одежде. Для «расширения сознания» рэйверы используют наркотические средства, в частности «экстази». В России рэйв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике [5]. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов.

Мажор - это молодой человек, имеющий высокооплачиваемых родителей и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников. Это так называемая «золотая молодежь». В основном они проводят свободное время в дорогих ночных барах. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в деньгах, носит дорогую одежду и обувь, ездит на собственном дорогом автомобиле. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни [4].

Весьма примечательна и интересна молодежная хип-хоп культура, пришедшая в Россию из американских кварталов. Эту субкультуру сложно отнести к определенному типу. Первоначально хип-хоп воспринималось в России как асоциальное явление. Позднее отмечалось, что некоторые из направлений хип-хопа носят развлекательно-гедонистический характер. В любом случае, это очень сложное образование, вмещающее в себя такие направления, как рэп, брейк-данс, граффити. Остановимся подробнее на музыкальном направлении хип-хопа - репе. Рэпер - это поклонник или исполнитель музыки в силе «рэп».

Рэп - стиль популярной эстрадно-танцевальной музыки, которая характеризуется тем, что в сопровождении ударника или синтезатора скандируются ритмические стихи. На современном этапе рэперы - многочисленное, но малоорганизованное движение молодежи, по общей характеристике близкое к «мажорам». Рэперы легко контактируют с окружающими, ведут активный образ жизни, часто занимаются спортом, не имеют какой-либо глубокой идеологии. В зависимости от уровня интеллекта, большая часть членов движения характеризуется некоторым примитивизмом и явным нежеланием строить планы на будущее.

Художественное направление хип-хоп культуры представляет граффити. Граффити - это настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы.

Брейк-данс представляет собой танцевальное направление хип-хопа. Сначала хип-хоп культура рассматривалась как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян.

В настоящее время российские молодежные хип-хоп коллективы часто приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями. При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах [3].

Также весьма популярными в настоящее время стали молодежные объединения, отличительной чертой которых является романтическая компенсация повседневной рутины. В таких субкультурах ярко выражено стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, они пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу. Одним из таких молодежных объединений являются диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира…Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще. Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра [2].

Мы рассмотрели лишь некоторые из молодежных субкультур, но и этого достаточно для того, чтобы сделать один немаловажный вывод. Неформальные организации настолько различны и по своей идеологии, и по своему образу жизни, что невозможно давать однозначную оценку такому явлению. Молодежь ищет себя, стремится к самовыражению, желает иметь свое собственное суждение по любому вопросу. Иногда это приводит к крайнему противопоставлению по отношению к базовой культуре общества. Одной из важнейших задач социальных структур общества является перенаправление деструктивной энергии молодежи в конструктивную. Для этого необходимо принимать участие в решении молодежных проблем, откликаясь на них душой и сердцем, ибо равнодушие - главный враг для понимания другого человека.

Список литературы:

  1. Баркова А. Л. Исследования Толкиена и толкиенистской субкультуры // http://www.mith.ru/alb/tolkien/subculture.htm.

  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2001.

  3. История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. - М., 2004.

  4. Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.

  5. Молодежная культура и ценности будущего / Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб, 2001.

7

Просмотров работы: 34964