"ЗАО АВИАСТАР-СП: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА». - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

"ЗАО АВИАСТАР-СП: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».

Ярославская О.К. 1
1Ульяновский Госудасртвенный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Авиация – этостратегическая отрасль, определяющая будущее всей страны.

Россия, Ульяновск - город на берегу реки Волги. Именно здесь происходит пересечение основных транспортных магистралей. Место, где расположены основные авиационные трассы из Европы и европейской части России в Сибирь, на Дальний восток и страны Азии. Здесь в 1976 году было начато строительство Ульяновского авиационного промышленного комплекса, названного впоследствии "Авиастар". Сегодня “Авиастар” - один из крупнейших производителей авиационной техники в России и странах СНГ, который специализируется на выпуске современных пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204 и уникальных транспортных гражданских самолетов Ан-124-100 “Руслан”. Производственные мощности "Авиастара" позволяют выпускать до 50 самолетов в год.

Как свидетельствует анализ хронологии событий того времени, а также сохранившиеся фотодокументы, Ульяновский авиационный промышленный комплекс был задуман, построен и пущен в эксплуатацию с целью создания в СССР предприятия по производству нового широкофюзеляжного военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

В 1975 г. на основании Распоряжения Совета Министров СССР № 1784-рс от 05.08.75 г. выпущен Приказ Министерства авиационной промышленности № 350 от 01.09.75 г. “О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса” (УАПК). Министр авиационной промышленности СССР Дементьев П.В. подписал приказ о строительстве в Ульяновске комплекса из трех заводов: самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного. В планах было также строительство станкостроительного завода, заводов по производству авиационных двигателей и товаров народного потребления. Генеральным директором нового предприятия был назначен Сысцов Аполлон Сергеевич, который ранее занимал должность главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения им. В. П. Чкалова. Впоследствии стал министром авиационной промышленности СССР.

Геодезическая разбивка главных корпусов и цехов завода и жилого массива осуществлялась в степи на левом берегу Волги. Официально датой создания Ульяновского авиационного промышленного комплекса считается 10 июня 1976.

Глава I . История создания, развития, выпускаемая продукция ЗАО «Авиастра-СП».

1.1 История создания и развития ЗАО «Авиастар-СП»

На основании распоряжения Совета Министров СССР № 1784-рс от 5 августа 1 сентября 1975 выпущен приказ Министерства авиационной промышленности № 350ч «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса».

Как свидетельствует анализ хронологии событий того времени, а также сохранившиеся фотодокументы, Ульяновский авиационный промышленный комплекс был задуман, построен и пущен в эксплуатацию с целью создания в СССР предприятия по производству нового широкофюзеляжного военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

История ЗАО «Авиастар-СП» начинается с 10 июня 1976 г. В настоящее время оно является крупнейшим и самым перспективным в России предприятием по производству магистральных самолетов. Выгодное географическое расположение авиазавода – город Ульяновск находится на пересечении главных транспортных путей железнодорожного и водного транспорта, а также важнейших автомобильных магистралей России. Размещенные на площади в 2 млн м2 громадные производственные корпуса представляют собой мощную вертикальную интеграцию по многоотраслевой схеме замкнутости технологических процессов.

Первым самолетом, произведенным в Ульяновском авиа комплексе, стал Ан-124 и знаменитый «Руслан». Поднятый в небо в октябре 1985 г., этот авиалайнер до сих пор превзойден в мире по многочисленным параметрам. Грузоподъемность уникальной машины достигает 150 тонн и превосходит все известные транспортные самолеты.

В 1989 г. Началось освоение и производство среднемагистрального пассажирского самолета ТУ-204, совершившего свой первый полет в августе 1990 года.

Одновременно со строительством самолетов в ЗАО «Авиастар-СП» приоритетное значение приобрела организация сервисного обслуживания лайнеров, улучшения их комфортабельности и повышения безопасности полетов. Первым генеральным директором завода был опытный авиастроитель А.С. Сысцов, ставший впоследствии министром промышленности СССР.

В 1983 был построен и принят в эксплуатацию испытательный аэродром завода, получивший название «Ульяновск-Восточный»; взлётно-посадочная полоса аэродрома — одна из самых длинных в мире (5100 м). В настоящее время на базе данного аэродрома функционирует международный аэропорт.

Стратегическими партнерами ЗАО «Авиастар-СП» являются такие авиакомпании, как «Кавминводыавиа», «КрасЭйр», «Сибирь», «Волга-Днепр», «Полет», «Владивостокавиа», «Трансаэро», европейская «TNT», где успешно эксплуатируются ульяновские самолеты.

Возведение завода имело статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Одновременно с будущим авиагигантом строился и жилой массив. Как итог, Ульяновский авиакомплекс был признан образцом промышленной архитектуры того времени.

Имеющиеся мощности и система построения технологического процесса ЗАО «Авиастар-СП» рассчитана на серийный выпуск до 50 воздушных судов в год. Производственные корпуса предприятия расположены на площади 318 га, а с учетом территории аэродромного комплекса -1054 га.

Непрерывно шел набор кадров со всем концов страны. Высшие и средне-специальные учебные заведения Ульяновска, а также Учебный центр вели усиленную подготовку кадров для самолетостроения. 10 июня 1976 года, после проведения геодезической разметки, был вбит первый колышек под свайный фундамент первого корпуса будущего авиагиганта –эта дата стала официальным днем рождения Ульяновского авиационного промышленного комплекса им. Д.Ф, Устинова (УАПК), ныне ЗАО «Авиастар-СП».

В декабре 1997 года на базе Ульяновского авиационногого промышленного комплекса было образовано ЗАО «Авиастра-СП», которое на сегодняшний день является самым крупным и самым молодым предприятием российской авиационной отрасли и наиболее значительным промышленным объектом, влияющим на социально-экономическое положение Ульяновской области.

1.2. Авиалайнеры, выпускаемые ЗАО «Авиастар-СП»

Завод специализируется на выпуске современных пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, транспортных гражданских самолетов Ан-124-100 «Руслан» и военно-транспортных самолётов Ил-476.

Ан-124-100 «Руслан» - продукт отечественного авиастроения, до настоящего времени востребованный на рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. На основании результатов дополнительных испытаний и проведения расчетно-исследовательских работ установлен ресурс конструкции «Руслан» в 50000 летных часов, 10000 полетов и 45 календарных лет. Эти показатели превышают ресурс военно-транспортных самолетов США С-17 и модернизированного С-5М, которые составляют 30000-45000 летных часов. Грузоподъемность самолета увеличена до 150 тонн, установлена современная Авионика, доработана конструкция погрузки-выгрузки грузов. Сегодня альтернативы этому самолету в мире нет.

12 февраля 1993 был выпущен первый магистральный грузовой самолет Ту-204С с двигателями ПС-90А. Самолет этого же типа только с двигателями «Rolls-Royce» был представлен 11 июня 1993 на международной выставке в Ле Бурже, Франция.

Современная аэродинамика, экономичные и малошумные двигатели сделали Ту-204 конкурентоспособным на отечественном и зарубежном авиарынках. В его концепции и модификации заложен широкий спектр вариантов переоборудования и компоновок кабин экипажа Авионики, пассажирских салонов и грузовых отсеков под разнообразные запросы рынка. Производственные мощности ЗАО «Авиастар-СП» позволяют выпускать до 60 самолетов Ту-204 в год. В настоящее время ЗАО «Авиастар-СП» переживает период подъема производства. Приоритетной называется программа выпуска и поддержания летной годности самолетов семейства Ту-204 с отечественными двигателями ПС-90 и английскими Rolls-Royce. 18 августа 2003 г в жизни коллектива произошло знаменательное событие: совершил первый полет принципиально новый самолет Ту-204-300, способный преодолевать без дозаправки более 9 тысяч километров и находится в беспосадочном полете 11-12 часов.

На основе базовой модели пассажирского Авиалайнера Ту-204-100 в классе вместимости 210 кресел создано большое семейство самолетов различного назначения и модификаций. Сегодня Ту-204 –единственное предложение отечественного авиапрома в самом массовом секторе рынка гражданской авиатехники.

  • Ту-204-100-среднемагистральный пассажирский самолет с двигателями ПС-90А, рассчитан на перевозку до 210 пассажиров. Самолеты Ту-204-100 успешно эксплуатируются ведущими авиакомпаниями России порядка 10 лет. С-90А, рассчитан на перевозку до 210 пассажиров, с модернизированным оборудованием.

  • Ту-204-100Е–среднемагистральный пассажирский самолет с двигателями ПС-90А, рассчитан на перевозку до 210 пассажиров, с англоязычной кабиной.

  • Ту-204-300 –дальне-среднемагистральный пассажирский самолет с двигателями ПС-90А, с максимальной пассажировместимостью до 160 пассажиров и максимальной дальностью до 8 500 км.

  • Ту-204С – среднемагистральный грузовой самолет с двигателями ПС-90А. Максимальная коммерческая нагрузка данного типа самолета составляет 27000 кг, с русскоязычной кабиной.

  • Ту-204СЕ –среднемагистральный грузовой самолет с двигателем ПС-90А. Максимальная коммерческая нагрузка составляет 27000 кг, с англоязычной кабиной.

В 2000 все модификации пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204: Ту-204-100, Ту-204С, Ту-204-120, Ту-204-120С — были сертифицированы АСЦ АР МАК.

В 2001 на международной выставке «МАКС-2001» президент России В. В. Путин посетил самолет Ту-204-100 (64020). В 2002 ЗАО «Авиастар-СП» принимало участие в международном авиационном салоне в английском городе Фарнборо.

Сенсационным стало участие этого лайнера в престижной авиавыставке МАКС-2003 в Москве, заключен ряд выгодных контрактов.

В 2004 самолет Ту-204-300 под заводским номером 64026 совершил первый беспосадочный испытательный полет во Владивосток.

По расчетам аналитиков, потребность российского рынка в самолетах Ту-204 в ближайшее десятилетие значительно возрастет.

В соответствии со сформированным портфелем заказов на реализацию воздушных судов на предприятии ведется работа с потенциальными заказчиками (поставок самолетов в Китай, Иран, Кубу, Корею, Сирию, Палестину, российским авиакомпаниям).

Самолеты семейства Ту-204, построенные на ЗАО «Авиастар-СП», эксплуатируются ведущими авиакомпаниями России, такими как «Кавминводыавиа», «Авиастар-Ту», «Владивосток Авиа», «Red wings», зарубежными авиакомпаниями «Cubana de avicion» (Куба), «Cairo Aviation» (Египет), «Air China Cargo» (Китай).

Глава 2 «АВИАСТРА-СП» СЕГОДНЯ.

2.1. Современное состояние авиационного промышленного комплекса

На ЗАО «Авиастар-СП» возложены огромные полномочия в рамках реализации ряда стратегических проектов Ульяновской области по развитию реального сектора экономики, продвижению региона как авиационной столицы России.

С целью сохранения стратегического значения предприятия доля федерального имущества в структуре акционерного капитала ЗАО «Авиастар-СП» сформирована с участием контрольного пакета акций ОАО «Туполев» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и составляет 74, 99% посредством чего в настоящее время государство определяет политику и кардинально влияет на развитие ЗАО «Авиастар-СП».

Подготовлена программа технического перевооружения завода до 2015 года. На предприятии запущен проект производства новой модификации самолета семейства Ту-204 –Ту-204СМ. Лайнер получил новое бортовое оборудование и вспомогательную силовую установку. Двигатели, шасси и кабина подверглись серьезной модернизации. Пассажирский салон оборудован новыми системами передачи данных и GSM-модуль. Пассажиры лайнера во время полета смогут привычно пользоваться Интернетом и сотовой связью. Перспективная потребность указанной модификации будет удовлетворена как на внутренних, так и на международных рынках. Серийный выпуск самолета начался с 2011 года.

Решение Координационного совета и центрального органа Системы добровольной сертификации « Военный регистр» служба качества предприятия награждена дипломом СДС «Военный регистр». Эта награда получена «За достижения в обеспечении высокой эффективности СМК» и она по праву принадлежит всему коллективу ЗАО «Авиастар-СП». Международный сертификат соответствия позволяет заключать контракты с иностранными компаниями.

В 2011 году было проведено два внешних аудита. В результате инспекционного контроля в марте минувшего года ЗАО «НМЦ НОРМАК» в очередной раз было подтверждено соответствие действующей СМК предприятия требованиям российских ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ГОСТ РВ 15.002-2003. В октябре 2001 года на предприятии проводился надзорный аудит экспертов «Бюро Веритас». В результате предприятие получило Сертификат соответствия требованиям международного стандарта EN9100 версии 2009 года. Наличие такого сертификата повышает имидж «Авиастара» в глазах иностранных и российских партнеров, дает большую уверенность в высоком качестве выпускаемой продукции и повышает конкурентоспособность.

Вследствие вступления России в ВТО в дальнейшем нужно будет повышать эффективность функционирования СМК предприятия на основе процессного подхода основных принципов менеджмента. Все это необходимо для обеспечения требований потребителей, ускоренного освоения технологий, снижения издержек. Именно тогда у ЗАО «Авиастар-СП» может появиться возможность на равных конкурировать с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Пережив тяжелые кризисные времена, завод пошел «на взлет», конечно же огромную поддержку оказало государство в форме дотаций, Государственных заказов, немало важную роль в этом сыграл и губернатор Ульяновской области- Сергей Иванович Морозов, именно он оказывал заводу поддержку, направляя большое количество денежных средств на то, чтобы покрыть задолженности, словом, помогал пережить эти тяжелые времена. При содействии правительства Ульяновской области ЗАО «Авиастар-СП» получило кредит под гарантии Объединенной авиастроительной корпораций на запуск производства изделия «476»(Ил-76). Успешно реализуется проект Портовой особой экономической зоны, проведен первый Международный авиатранспортный форум «МАТФ-2011».

В регионе созданы все необходимые условия для самостоятельного и эффективного развития предприятий авиационной отрасли. «Авиастар» играет в этой цепочке решающую роль.

С 9 по 13 февраля 2011 года в Бангалоре (Индия) проводился VIII Международный авиационно-космический салон «Aero India -2011». Участие в выставке, посвященной глобальной космической и авиационной деловой деятельности, приняли 338 компаний из 23 государств, в том числе наш ЗАО «Авиастар-СП». Одним из перспективных проектов, в реализации которых примет участие «Авиастар», стали программы создания многоцелевого транспортного самолета (МАТ) российско-индийского производства и ближе, -среднемагистрального авиалайнера МС-21. Причем последний призван прийти на смену Ту-154 и устаревающим самолетам зарубежного производства. По сравнению с существующими аналогами, авиалайнеры МС-21 будут иметь расширенные операционные возможности и отвечать перспективным требованиям по воздействию на окружающую среду. Пассажирам будет обеспечен повышенный уровень комфорта по сравнению с существующими узкофюзеляжными самолетами.

22 августа 2011 года в Ульяновске проходил международный авиасалон МАКС -2011. ЗАО «Авиастар- СП» был представлен на выставке обширной экспозицией, в ней отображались основные инвестиционные, инфраструктурные проекты, реализующиеся в регионе.

16 декабря 2011 года заказчику был передан очередной транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан».

МАТФ-2011-это международный авиатранспортный форум, который проводился в Ульяновской области впервые. Большой вклад в организацию масштабного мероприятия авиационной направленности внес «Авиастар», который предоставил для его проведения производственные площадки аэропорта «Ульяновск-Восточный» и выступил генеральным партнером. ЗАО «Авиастра-СП» продемонстрировал перспективные проекты Ту-204СМ, изделие «476». В рамках форума состоялась встреча с потенциальными заказчиками ТУ-204 СМ. В завершении деловой части конгресса ЗАО «Авиастар-СП» и авиакомпания «Трансаэро» подписали меморандум о сотрудничестве. Согласно документу, единственная в России и СНГ компания-эксплуататор самолетов Boeing-777 и Boeing-747 будет пользоваться базой «Авиастара» для ремонта своих воздушных судов. Предметом данного меморандума является техническое обслуживание самолетов Boeing авиакомпании «Трансаэро» на производственных площадках ЗАО «Авиастар-СП».

20 января 2012г., Ульяновск –на территории ЗАО «Авиастар – СП» в ходе рабочей поездки заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина в Ульяновскую область состоялась торжественная передача второго самолета Ту-204-300. Заказчиком лайнера является специальный летный отряд «Россия» Управления делами президента РФ. Это среднемагистральный пассажирский самолет с русскоязычной кабиной и укороченным на 6 метров фюзеляжем. Дальность полета составляет 8500 км. Данный самолет от базовой «трёхсотки» отличает салон повышенной комфортности, который надёжно защищён от шума и оборудован самыми современными системами связи.

ЗАО «Авиастра-СП» очередной раз стал одним из главных участников авиатраспортного форума МАТФ 2012, который проходил 28 августа в Ульяновск в аэропорте «Ульяновск-Восточный». На выставке был представлен самолет Ил-76МД-90А – глубоко модифицированная версия Ил-76, востребованная военно-воздушными силами РФ и на рынке грузовых перевозок. Производство данного авиалайнера является перспективным проектом ульяновского авиазавода.

Кроме того, на форуме также были представлены знаменитые «Русланы» и Ту-204, выпущенные со стапелей завода "Авиастар-СП".

«Авиастар» сегодня поднимается на новый уровень, государство заинтересновано в развитии данной отрасли промышленности и старается всячески поддержать, модернизировать и развивать важнейшую отрасль.

Глава 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ.

3.1. Цели и задачи дальнейшего развития авиационного промышленного комплекса.

Повышение эффективности производства достигается не только за счет покупки нового технологического оборудования, но и за счет грамотной организации производственного процесса с применением LEAN-технологий, отмечает директор по развитию Бережливого производства Вячеслав Маркевич.

Еще весной 2008 года был проведен комплексный анализ бизнес-процессов, в результате которого появилось решение о создании на предприятии направления по повышению эффективности производства. В ходе работы специалистов была разработана концепция развития бережливого производства до 2020 года, план развития производственной системы и план-график внедрения проектов. Начиная с 2009 году, уже реализовано 112 улучшений, которые уже позволили сэкономить 108,5 млн рублей.

4 октября 2012 года, - Ульяновск. Минобороны и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» подписали контракт на 39 транспортных самолетов Ил-76МД-90А, производимых в ЗАО «Авиастар-СП». Подписи под документом поставили Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян на совещании под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Сумма контракта составила 140 млрд. рублей. Глава государства отметил, что это самый крупный заказ в российском авиапроме за всю его непродолжительную историю. Ил-76МД-90А – первый, практически новый транспортный самолет, который российский авиапром произвел за последние 20 лет. «Чтобы поднять машину в воздух, потребовалось шесть лет», - напомнил Президент России. «Это не просто подъем в воздух вновь возрожденной машины Ил-76, по сути, это машина, обновленная более чем на 70%», - сказал В. Путин.

Владимир Путин заявил, что в ближайшее время ульяновским авиастроителям предстоит выполнить большую работу по реализации контракта качественно и в срок. Для этого в ЗАО «Авиастар-СП» должны быть готовы и кадры, и производственные мощности.

«Мы окажем необходимую помощь. Минфин и Минобороны должны будут предоставить ЗАО «Авиастар-СП» государственные гарантии под серийное производство» - заявил Президент.1

Заключение.

Только благодаря государственной поддержке ЗАО «Авиастар-СП» смог пережить это тяжелое десятилетие. Государственные заказы, инвестиции –именно это помогло заводу выжить в трудное для него время. Работников переводили из других цехов, чтобы занять их любой работой, которая могла бы принести доход, т.к. больше половины цехов простаивало без работы.

В 2007 году "Авиастар-СП" выпустил всего пять самолетов семейства Ту-204 в различных модификациях. В 2008 года выпущено 4 самолета. Именно эти года выдались самыми неблагоприятными за последние 10 лет для завода. Государство выделяло дополнительную помощь, осуществляло финансовое регулирование, все это помогло пережил этот тяжелый период ЗАО «Авиастар-СП».

Можно задать вопрос… А для чего все это делалось? Государство инвестировало очень много средств, не легче ли было просто предприятие реорганизовать или же признать банкротом?

На самом деле все имеет логическое объяснение. Во-первых, государство заинтересовано в развитии отечественно самолетостроения, ведь это очень прибыльная сфера деятельности, это огромная прибыль в экономику нашей страны.

Все это оказалось не зря, последние 2 года ситуация более чем положительная, тем более буквально недавно Министерство обороны России сделало большой заказ на 39 самолетов Ил-76МД-90А. Опять же, Министерству обороны намного предпочтительнее сделать заказ отечественному производителю, нежели зарубежному.

«Не надо забывать еще и об экспорте. Китай, Индия смотрят очень пристально на этот самолет».2

Все это, несомненно, способствует улучшению современной ситуации для ЗАО «Авиастар-СП».

Список используемых источников.

Книги

  1. Ульяновская область ( Времена. Люди. Дела ) 2003 год

  2. «Золотые страницы России. Ульяновск и Ульяновская область.» 2009 год

Журналы

  1. Времена.ru -2010 год -21 мая

  2. Авиация и космонавтика.-2002 год-№4

  3. Гражданская Авиация -2008 год-№ 2

  4. Деловой мир -1997 год-25 февраля

Газеты

  1. «Старт»-2011 год-6 мая

  2. «Старт» -2006 год-31 июля

  3. «Старт» -2012 год -15 марта

  4. «Симбирский обозреватель» -2010 год -20-23 августа

  5. «Симбирский курьер»-2003 год-17 июня

  6. «Симбирский курьер» -2001 год-25 августа

  7. «КомерсантЪ»-2004 год-26 февраля

  8. «КомерсантЪ»-2005 год-13 мая

  9. «Народная газета»-2000 год-18 октября

  10. «Известия»-2001 год-8 февраля

  11. «Известия» -2001 год-25 августа

  12. «Ульяновск сегодня» -2007 год-17 августа

Интернет источники

  1. http://vz.ru/news/2012/10/5/601193.html

  2. http://www.uacrussia.ru/ru/press/news/index.php?from4=2&id4=971

  3. http://www.aviastar-sp.ru/aviastar_ru/index.htm

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Авиастар-СП

  5. http://expert.ru/2012/10/5/vazhno-dlya-ulyanovska/

1 http://www.uacrussia.ru/ru/press/news/index.php?from4=2&id4=971

2 http://vz.ru/news/2012/10/5/601193.html

Просмотров работы: 4229