ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Левшина Н.И. 1, Муравьёва Т.А. 2
1ФГ БОУ Магнитогорский государственный университет
2ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», факультет дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.). Обучая детей анализу сказок – цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е.Стрельникова, Н.С. Тамарченко).

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флёрина и др.), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование; на наш взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речевого творчества.

В федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения выделены задачи речевого воспитания дошкольников в самостоятельную образовательную область «Коммуникация». ФГТ задают современный взгляд на проблему речевого воспитания, выделяя задачи развития произносительной стороны речи, словаря, грамматического строя, диалогической и монологической форм речи, как основы коммуникативной компетентности дошкольников.

В исследованиях отечественных ученых Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. В тоже время, ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая, О.С.Ушакова [5].

Для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя осо­бых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую по­зицию и гармоническую целостность произведения; понимания внут­ренних психологических мотивов поведения литературных героев.

Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чте­ния ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обус­ловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. Детские сочинения можно классифицировать так:

  1. творческое сочинение по картинке;

  2. контаминации на темы художественных произведений;

  3. свободное сочинение: сказок, рассказов.

А.Е. Шибицкой разработана технология развития словесного творчества детей на материале русских народных сказок. В заданиях рекомендуются приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого — к малому» и «от малого — к большому», традиционные зачин и концовка и т. д. Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие повествования сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет. Для каждого этапа А.Е. Шибицкая разработала задачи, методические рекомендации, творческие задания и репертуар.

Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвящено множество работ педагогов ТРИЗовцев: Г.С. Альтшуллер [1], Гуткович, И.Н. Мурашковска, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и мн.др. Они считают, что одним из эффективных средств развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. Творческий рассказ — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Под понятием «новые» они подразумевают такие, которые ребенок в реальной жизни воспринимал частично и сумел "достроить" в воображении. Основным результатом их работы явился набор наиболее часто используемых приемов обучения дошкольников сочинению сказок:

- морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Работу по сочинению сказок с помощью МА можно начинать с 4 лет, представив ее детям в качестве волшебной дорожки. Структура сюжета сказки строится на основе исследований В.Я. Проппа [3]. Такой тип сказок они обозначили как динамический.

- наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются «Приемы типового фантазирования» (Г.С. Альтшуллер).

-метод фокальных объектов позволяет ставить следующие задачи:

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.

4. Проанализировать художественное произведение или картину.

-для развития словесного творчества детей, в частности, для сочинения сказок в рамках ТРИЗ используется методика сочинения сказок по схемам.

Решение сказочных задач - инструмент для закрепления основных положений ТРИЗ, это позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Решение сказочных задач осуществляется на основе разрешения противоречий[1].

Е.Б. Танникова, предлагает следующие методы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок:

- знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические, невероятные. Например, лиса и заяц - вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках; реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).

- коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок».

- сказки из стишков. Смешные стишки, как правило, короткие, тоже помогают сочинять невероятные сказки[4].

Л. Ворошнина предлагает развивать словесное творчество детей на основе мотивационных установок. Для активизации детской деятельности она рекомендует использовать различные приемы мотивации:

1. Игрового характера: «Научить незнайку придумывать сказки», «Рассказать кукле Тане новую сказку», «Сегодня у нас день рождения у Мишки, и он просит вас подарить уме красивую сказку».

2. Общественного характера: «Ваши рассказы и сказки мы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы», «Рассказы предложим малышам, они очень любят слушать их» и др.

Эффективен при обучении детей сочинению сказок прием:

- «что было бы, если…». Воспитатель задает вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановок вопроса берутся любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и создает фантастические ситуации: что было бы, если бы наш город начал летать? что было бы, если бы мы с вами оказались посреди моря? что было бы, если бы к вам постучался слон и попросил к обеду немного маргарина? [2]

На основе анализа методической литературы нами разработана технология развития способности к сочинению сказок детей старшего дошкольного возраста:

1этап. Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт.

Формы, методы: 1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик- семицветик »; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские музыканты»; С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». 2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. 3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приёмов: словесное описание, замена предметов.

2 этап. Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.

Формы, методы: 1. Технология ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта; сочинить сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину). 2. «Тайна двойного» или выявление противоречий. (Солнце – это хорошо. Оно светит, радует. Солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель побуждает находить противоречия в том или ином явлении. 3. Разрешение противоречий (обратить вред в пользу; объединение – разъединение; приём копирования; принцип дробления; принцип матрёшки; принцип изменения окраски; - разрешение противоречий во времени). 4. Метод мозгового штурма (формирование цели занятия; объявление проблемы; формирование ограничений; выявление элементов, подлежащих улучшению; выдвижение идей). Анализ выдвинутых идей (отбор решений, встречающихся в художественной литературе; - отбор оригинальных решений; практическое выполнение; итог). 5. Метод проб и ошибок. Он используется для решения несложных задач. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

  1. этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.

Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

Итак, для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя осо­бых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую по­зицию и гармоническую целостность произведения; понимания внут­ренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип воспри­ятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимы­ми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впе­чатлений.

Литература

  1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

  2. Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142.

  3. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – Л., Изд-во Ленинградского университета, 1986. – 368 с.

  4. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М. : «ТЦ Сфера», 2008. – 96 с.

  5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

Просмотров работы: 14665