Цель:
Популяризация химического образования и химических специальностей в плане профессиональной ориентации учащихся средних и общеобразовательных школ.
Задачи:
Повышение мотивации углубленного изучения химии путем привлечения школьников к участию в химическом эксперименте.
Возбуждение интереса к химии как к науке и возможно, к будущей специальности.
Побуждение школьников к участию в самостоятельной научной работе.
Культивирование естественнонаучного мировоззрения.
Программа «Школы юного химика»
1.Удивительный мир химии
Опыт 1. Обнаружение белков
Опыт 2. Обнаружение сахарозы
Опыт 3. «Снег» в любое время года
Опыт 4. Фараоновы змеи» из сульфаниламидных препаратов
Опыт 5. С бриллиантовым зеленым («зеленкой»)
Опыт 6. Качественная реакция на пероксид водорода
2. Химическая посуда и техника безопасности
Цель работы: изучить химическую посуду и ознакомиться с правилами поведения в химической лаборатории.
3. Агрегатное состояние вещества
Цель: познакомиться с агрегатными состояниями веществ.
Опыт 1. Возгонка йода.
Опыт 2. Выделение углекислого газа из соды.
Опыт 3. Малорастворимые сульфаты
Опыт 4. Взаимодействие тиосульфата натрия с иодом
4. Кислород, азот, аммиак
Цель: изучить свойства кислорода, азота и аммиака
Опыт 1. Горение в кислороде S, P, Fe
Опыт 2. Получение кислорода
Опыт 3. Получение азота (вулкан)
Опыт 4. Получение аммиака
Опыт 5. Химические свойства аммиака
5. Получение газов в лаборатории
Цель: Получить газы и доказать их наличие
Опыт 1. Получение СО2
Опыт 2. Получение водорода
6.Получение ацетилена и изучение его свойств
Цель работы: получить ацетилен и изучить его свойства.
Опыт 1. Получение ацетилена взаимодействием карбида кальция с водой
Опыт 2. Реакция ацетилена с перманганатом калия
Опыт 3. Получение ацетиленида серебра
Опыт 4. Образование ацетиленида меди
7. Опыты алхимиков
Опыт 1.Получение «золота»
Опыт 2. "Серебрение" медных монет.
Опыт 3. Ацетон и медная проволока
8. Химия в быту
Цель: Познакомиться с интересными опытами по химии которые можно провести дома
Опыт 1. Плавающий картофель
Опыт 2. "Взрыв".
Опыт 3. Соль из газов
9. Реакции обмена
Цель: Изучение реакций обмена.
Опыт 1: Золотой дождь
Опыт 2: Дым без огня
Опыт 3: Кровь без раны
10. Цветные реакции
Цель: познакомиться с цветными реакциями в химии
Опыт 1: Твердофазная реакция
Опыт 2: Разноцветное пламя
Опыт 3: Химические водоросли
Опыт 4: Химическая радуга
Опыт 5.Реакции на соль марганца
11. Щелочные металлы
Цель: изучить свойства щелочных металлов
Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой
Опыт 2.Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием
Опыт 3.Взаимодействие натрия с медным купоросом.
12.Химический фейерверк
Цель: Ознакомиться с демонстративными опытами, в результате которых образуются фейерверки
Опыт 1. Дым без огня
Опыт 2. Вулкан Рудольфа Бёттгера
Опыт 3. Выделение и возгорание фосфина
13. Индикаторы
Цель: изучить действие индикаторов в разных средах.
Опыт 1. Цветы на женский праздник
Опыт 2. Фиалки Роберта Бойля
Опыт 3: Малиновый фонтан
14.Химические водоросли
Цель: вырастить «химическую водоросль»
15.Получение кристаллов
Цель: изучение процесса роста кристаллов и их свойств, знакомство с мерной посудой.
Опыт: Химический сад
16. Электрохимическая гравировка
Цель: изучение электрохимических процессов, знакомство с мерной посудой.
Опыт: Электрохимическая гравировка
17. Определение жесткости воды
Цель: научиться вычислять жесткость воды
Опыт 1.Определение временной жесткости
Опыт 2.Определение общей жесткости
19.Мыло. Понятие о СМС.
Цель работы: получить представление о действии мыла и СМС, провести качественные реакции.
Опыт 1. Выделение свободных жирных кислот из мыла
Опыт 2. Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот
20.Реакции мыла
Опыт 1. Омыление жиров щелочью в водно-спиртовом растворе
Цель: провести омыление различных жиров щелочью, составить
уравнение реакции, написать механизм, сделать выводы.
Опыт 2. Растворимость и обменные реакции мыла
Цель: изучить растворимость мыла в воде, написать уравнения об-
менных реакций, сделать выводы.
Опыт 3. Оценка степени непредельности жиров
21. Получение азокрасителей
Цель: из соли диазония получить азокрасители в пробирке и на
ткани, отметить их цвет, составить уравнения реакций, написать механизм
реакции азосочетания, сделать выводы.
22. Реакция серебряного зеркала
Цель: провести реакцию серебряного зеркала, познакомиться с реактивом Толленса
23. Новогодние сюрпризы или интересные опыты по химии
Опыт 1. Горящий снег
Опыт 2. Фейерверк в жидкости.
Опыт 3. Буран в стакане.
Заключение
Уже с 2007 года работает «Школа юного химика» на химико-технологическом факультете. Занятия проводятся для школьников 8. 9, 10 и 11 классов каждую неделю. Обычно присутствуют от 12 до 25 школьников.
Многие школьники, занимавшиеся в «Школе юного химика», в дальнейшем выбирали химию как свою специальность и поступали либо на химико-технологический факультет, либо в другие вузы химического профиля. Некоторые школьники продолжали индивидуальную научную работу и выступали с научными докладами на студенческих научных конференциях. Студенты, участвующие в работе «Школы юного химика», как правило, вместе с основной образовательной программой успешно осваивали доп. квалификацию «Преподаватель».
Перспективы развития «Школы юного химика»:
Расширение «географии» школьников, которые имеют возможность посещать занятия.
Организация в будущем выездных занятий в школах районных центров и не только.
Список литературы
1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии / В.Н. Алексинский. –М.: ЭКСМО – Пресс, 1995. – 98 с.
2.Емельянова Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах / Е.О. Емельянова, А.Г.Иодко.–М.: Химия, 2004.
3.Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. –М.: Химия, 2004.
4.Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе /Д.С. Исаев –Тверь: Славянский мир, 2007.
5.Нифантьев Э.Е. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии / Э.Е. Нифантьев, М.К.Верзилина, О.С. Котлярова О.С. –М.: Просвещение,1983.
6.Павлович С.А. Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий / С.А. Павлович. –М.: Химия, 1929.
7.Цветков А.А. Эксперимент по органической химии в средней школе /А.А. Цветков. – М.: Изд-во Школьная пресса, 1983.
8.Шкурко Д. Забавная химия /Д. Шкурко. –Л.: Изд-во Детская литература, 1976.
9. Платонова Т.И.История химии и естественных наук / Т.И. Платонова. –Тверь: Изд-во ТвГУ,2008 – 96 с.
10. Жабреева М.А., Цветкова И.С., Новикова В.В. Реализация проекта «Школа юного химика» в Тверском государственном университете. Материалы Всероссийской Интернет-конференции школьников и студентов «Сократ». Томск, 2012 г. – Режим доступа к статье – http://planeta.tspu.ru/index.php?ur=810&ur1=1203&ur2=1403&flag=1&id1=862&id2=4&id3=159.