ШКОЛА ЮНОГО ХИМИКА. . - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ШКОЛА ЮНОГО ХИМИКА. .

Жабреева М.А. 1, Колисова К.А. 1, Матюшенко М.С. 1, Севастьянова А.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На химико-технологическом факультете для школьников 8, 9, 10 классов г. Твери и Тверской области разработан и успешно с 2007 года реализуется проект «Школа юного химика». Разработана программа «Школы юного химика». Школьники занимаются в условиях учебных химических лабораторий экспериментальной работой. Занятия для школьников в кружке бесплатные, поэтому в них участвуют и ребята из неблагополучных и малообеспеченных семей. Занятия проводят студенты-старшекурсники и магистры факультета под руководством опытных преподавателей с участием инженеров факультета. «Школа юного химика» не подменяет общеобразовательную школу, а удачно дополняет ее, так как факультет имеет значительно более широкие возможности для реализации различных химических экспериментов. А это, в свою очередь, позволяет наглядно показать «красоту химической науки». Занятия студентов со школьниками мотивируют и студентов, и школьников к углубленному изучению химии. Непосредственное общение студент-школьник на занятиях, с одной стороны, положительно влияет на преемственность поколений, способствует критическому переосмыслению самооценки студентов, а с другой стороны, позволяет школьникам посмотреть на себя как на будущих абитуриентов химико-технологического факультета.

Цель:

Популяризация химического образования и химических специальностей в плане профессиональной ориентации учащихся средних и общеобразовательных школ.

Задачи:

  1. Повышение мотивации углубленного изучения химии путем привлечения школьников к участию в химическом эксперименте.

  2. Возбуждение интереса к химии как к науке и возможно, к будущей специальности.

  3. Побуждение школьников к участию в самостоятельной научной работе.

  4. Культивирование естественнонаучного мировоззрения.

Программа «Школы юного химика»

1.Удивительный мир химии

Опыт 1. Обнаружение белков

Опыт 2. Обнаружение сахарозы

Опыт 3. «Снег» в любое время года

Опыт 4. Фараоновы змеи» из сульфаниламидных препаратов

Опыт 5. С бриллиантовым зеленым («зеленкой»)

Опыт 6. Качественная реакция на пероксид водорода

2. Химическая посуда и техника безопасности

Цель работы: изучить химическую посуду и ознакомиться с правилами поведения в химической лаборатории.

3. Агрегатное состояние вещества

Цель: познакомиться с агрегатными состояниями веществ.

Опыт 1. Возгонка йода.

Опыт 2. Выделение углекислого газа из соды.

Опыт 3. Малорастворимые сульфаты

Опыт 4. Взаимодействие тиосульфата натрия с иодом

4. Кислород, азот, аммиак

Цель: изучить свойства кислорода, азота и аммиака

Опыт 1. Горение в кислороде S, P, Fe

Опыт 2. Получение кислорода

Опыт 3. Получение азота (вулкан)

Опыт 4. Получение аммиака

Опыт 5. Химические свойства аммиака

5. Получение газов в лаборатории

Цель: Получить газы и доказать их наличие

Опыт 1. Получение СО2

Опыт 2. Получение водорода

6.Получение ацетилена и изучение его свойств

Цель работы: получить ацетилен и изучить его свойства.

Опыт 1. Получение ацетилена взаимодействием карбида кальция с водой

Опыт 2. Реакция ацетилена с перманганатом калия

Опыт 3. Получение ацетиленида серебра

Опыт 4. Образование ацетиленида меди

7. Опыты алхимиков

Опыт 1.Получение «золота»

Опыт 2. "Серебрение" медных монет.

Опыт 3. Ацетон и медная проволока

8. Химия в быту

Цель: Познакомиться с интересными опытами по химии которые можно провести дома

Опыт 1. Плавающий картофель

Опыт 2. "Взрыв".

Опыт 3. Соль из газов

9. Реакции обмена

Цель: Изучение реакций обмена.

Опыт 1: Золотой дождь

Опыт 2: Дым без огня

Опыт 3: Кровь без раны

10. Цветные реакции

Цель: познакомиться с цветными реакциями в химии

Опыт 1: Твердофазная реакция

Опыт 2: Разноцветное пламя

Опыт 3: Химические водоросли

Опыт 4: Химическая радуга

Опыт 5.Реакции на соль марганца

11. Щелочные металлы

Цель: изучить свойства щелочных металлов

Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой

Опыт 2.Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием

Опыт 3.Взаимодействие натрия с медным купоросом.

12.Химический фейерверк

Цель: Ознакомиться с демонстративными опытами, в результате которых образуются фейерверки

Опыт 1. Дым без огня

Опыт 2. Вулкан Рудольфа Бёттгера

Опыт 3. Выделение и возгорание фосфина

13. Индикаторы

Цель: изучить действие индикаторов в разных средах.

Опыт 1. Цветы на женский праздник

Опыт 2. Фиалки Роберта Бойля

Опыт 3: Малиновый фонтан

14.Химические водоросли

Цель: вырастить «химическую водоросль»

15.Получение кристаллов

Цель: изучение процесса роста кристаллов и их свойств, знакомство с мерной посудой.

Опыт: Химический сад

16. Электрохимическая гравировка

Цель: изучение электрохимических процессов, знакомство с мерной посудой.

Опыт: Электрохимическая гравировка

17. Определение жесткости воды

Цель: научиться вычислять жесткость воды

Опыт 1.Определение временной жесткости

Опыт 2.Определение общей жесткости

19.Мыло. Понятие о СМС.

Цель работы: получить представление о действии мыла и СМС, провести качественные реакции.

Опыт 1. Выделение свободных жирных кислот из мыла

Опыт 2. Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот

20.Реакции мыла

Опыт 1. Омыление жиров щелочью в водно-спиртовом растворе

Цель: провести омыление различных жиров щелочью, составить

уравнение реакции, написать механизм, сделать выводы.

Опыт 2. Растворимость и обменные реакции мыла

Цель: изучить растворимость мыла в воде, написать уравнения об-

менных реакций, сделать выводы.

Опыт 3. Оценка степени непредельности жиров

21. Получение азокрасителей

Цель: из соли диазония получить азокрасители в пробирке и на

ткани, отметить их цвет, составить уравнения реакций, написать механизм

реакции азосочетания, сделать выводы.

22. Реакция серебряного зеркала

Цель: провести реакцию серебряного зеркала, познакомиться с реактивом Толленса

23. Новогодние сюрпризы или интересные опыты по химии

Опыт 1. Горящий снег

Опыт 2. Фейерверк в жидкости.

Опыт 3. Буран в стакане.

Заключение

Уже с 2007 года работает «Школа юного химика» на химико-технологическом факультете. Занятия проводятся для школьников 8. 9, 10 и 11 классов каждую неделю. Обычно присутствуют от 12 до 25 школьников.

Многие школьники, занимавшиеся в «Школе юного химика», в дальнейшем выбирали химию как свою специальность и поступали либо на химико-технологический факультет, либо в другие вузы химического профиля. Некоторые школьники продолжали индивидуальную научную работу и выступали с научными докладами на студенческих научных конференциях. Студенты, участвующие в работе «Школы юного химика», как правило, вместе с основной образовательной программой успешно осваивали доп. квалификацию «Преподаватель».

Перспективы развития «Школы юного химика»:

  1. Расширение «географии» школьников, которые имеют возможность посещать занятия.

  2. Организация в будущем выездных занятий в школах районных центров и не только.

Список литературы

1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии / В.Н. Алексинский. –М.: ЭКСМО – Пресс, 1995. – 98 с.

2.Емельянова Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах / Е.О. Емельянова, А.Г.Иодко.–М.: Химия, 2004.

3.Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. –М.: Химия, 2004.

4.Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе /Д.С. Исаев –Тверь: Славянский мир, 2007.

5.Нифантьев Э.Е. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии / Э.Е. Нифантьев, М.К.Верзилина, О.С. Котлярова О.С. –М.: Просвещение,1983.

6.Павлович С.А. Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий / С.А. Павлович. –М.: Химия, 1929.

7.Цветков А.А. Эксперимент по органической химии в средней школе /А.А. Цветков. – М.: Изд-во Школьная пресса, 1983.

8.Шкурко Д. Забавная химия /Д. Шкурко. –Л.: Изд-во Детская литература, 1976.

9. Платонова Т.И.История химии и естественных наук / Т.И. Платонова. –Тверь: Изд-во ТвГУ,2008 – 96 с.

10. Жабреева М.А., Цветкова И.С., Новикова В.В. Реализация проекта «Школа юного химика» в Тверском государственном университете. Материалы Всероссийской Интернет-конференции школьников и студентов «Сократ». Томск, 2012 г. – Режим доступа к статье – http://planeta.tspu.ru/index.php?ur=810&ur1=1203&ur2=1403&flag=1&id1=862&id2=4&id3=159.

Просмотров работы: 4734