СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО В СТИХОТВОРЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ». - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО В СТИХОТВОРЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ».

Николаева Н.С. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сергей Александрович Есе́нин (1895 - 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии.

Сергей Есенин не писал стихи только для детей, как Агния Барто или Самуил Маршак, но часть его творчества все же была посвящена малышам и подросткам. Детские стихи Есенина стали появляться, когда поэту еще не было 20 лет. «Стихи начал слагать рано, - написал Есенин в автобиографии, - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». [1, стр. 145] Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Сергея к сочинению стихов. [1, стр.144]

В 1915 году Сергей Александрович задумал выпустить сборник стихотворений для ребят под названием «Зарянка», правда, сделать ему этого так и не удалось, но само желание автора уже говорит о его отношении к детской поэзии. Больше всего поэт уделял внимание в этих стихотворениях теме природы, крестьянского быта, забавам и играм ребятишек. [1, стр. 160]Примером может послужить стихотворение «Бабушкины сказки».

В 1915 году, когда Сергею Есенину было 20 лет, в детском журнале «Доброе утро» [1, стр.161] было опубликовано стихотворение «Бабушкины сказки» (Приложение1). В школьном курсе его изучают в третьем классе, оно входит в состав сборника «Родная Речь» авторов Головановой М.В., Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф.

Проанализируем название стихотворения. Оно представляет собой словосочетание «бабушкины сказки», главным в котором является существительное «сказки».

Толковый словарь дает три значения: «сказка - 1) повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил; 2) выдумка, ложь; 3) то же, что чудо». [3]

Прилагательное «бабушкин» обозначает принадлежащий бабушке. В буквальном смысле словосочетание «бабушкины сказки» мы понимаем как то, что рассказано бабушкой.

Однако есть еще одно толкование словосочетания «бабушкины сказки» из фразеологического словаря. «Бабушкины сказки - вымысел, выдумки, небылицы». [4] До чтения текста читатель пока не может сказать, в каком именно значении будет реализовано данное словосочетание.

Работа над лексическими ассоциациями показала, что словосочетание «бабушкины сказки» чаще всего вызывает следующие ассоциации: родные, пирожки, перина, вязаные носки, старость, выдуманные, ненастоящие, чудеса, волшебство, хороший конец, победа Добра над Злом, ночь.

Опрос студентов, будущих учителей начальных классов (10 человек), показал, что словосочетание «бабушкины сказки» в целом вызывают положительные эмоции и воспоминания.

Переходим к построчному анализу стихотворения.

В первых строках «В зимний вечер по задворкам/Разухабистой гурьбой/По сугробам, по пригоркам/Мы идем, бредем домой.» автор определяет время и место действия. Слово «задворки» в начальной школе может вызвать затруднения в понимании, так как в словарной статье есть пометка, указывающая нам на то, что слово является устаревшим. Оно обозначает «часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы». [3] После того, как мы узнали значение слова «задворки», понимаем, что главные герои находятся в деревне, то есть, определяем место действия. Но так же автор указывает и на время действия «зимний вечер».

Строчка: «Разухабистой гурьбой» также непонятна для учеников начальной школы. «Разухабистой» значит «молодцеватый, задорный». «Молодцеватый — удалой, бравый, свойственный молодцу». А слово «гурьбой» - «шумливая группа людей, ватага». [3] «Ватага — дружная толпа» Следовательно, словосочетание приобретает смысл «задорной, шумной, дружной толпой людей».

Следующая строка «По сугробам, по пригоркам» дополняет картинку зимнего вечера в сознании читателя. Уже не просто зимний вечер, а зимний вечер после снегопада, когда на улице кругом снег, через который трудно пробираться не только взрослым, но и детям.

В результате осмысления первого четверостишья читатель моделирует ситуацию: зимним вечером несколько человек, скорее всего детей, веселой, но уставшей толпой, пробираясь через сугробы, возвращаются домой.

А вот следующее четверостишье свидетельствует о том, что дети, вдоволь нагулялись на улице в течение целого дня, нарезвившись на морозе, уставшие, но довольные возвращаются домой, где надеются отдохнуть, что подтверждается в следующих строках «Опостылеют салазки,/И садимся в два рядка/ Слушать бабушкины сказки/ Про Ивана-дурака». Не смотря на то, что дети вернулись уставшие, у них еще есть силы для сказок, которые им будет рассказывать бабушка.

Во втором четверостишье впервые появляется словосочетание из название, позволяя нам понять, что поэт использовал данное словосочетание в прямом, не переносном, значении. «Бабушкины сказки» - значит те, которые рассказывает бабушка, а не небылицы.

А последняя строка «про Ивана-дурака» - говорит нам о том, что поэт пишет о волшебной русско-народной сказке. Потому что Иван-дурак — это истинно русский герой сказок. Возможно, поэт отразил свою жизнь в данном стихотворении. Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта и это понятно, ведь всё своё детство провёл Есенин в деревне, а сказки в детстве ему рассказывала бабушка.

В словаре Ожегова дается такое толкование слова «опостылеть - стать постылым, очень надоесть». [3] Таким образом, из первой строки мы понимаем, что детям надоело кататься на салазках.

А из оставшихся трех строк видим, какое новое развлечение нашли дети для себя. Сказки, что рассказывает им бабушка настолько захватывающие, что «И сидим мы, еле дышим./Время к полночи идет./Притворимся, что не слышим,/Если мама спать зовет».

При прочтении этих строк перед глазами появляется картинка теплых вечерних домашних посиделок. Бабушка в пуховом платке, по-доброму улыбающаяся и сидящие вокруг нее дети, которые не просто внимательно слушаюшают тихий, завораживающий голос, но и еле дышат, стараясь даже своим дыханием не перебить интересную сказку.

В следующих строках отчетливо чувствуется сожаление детей из-за того, что «Сказки все. Пора в постели.../Но, а как теперь уж спать?». И, конечно же, дети не могут уйти просто так, не могут не попросить бабушку продолжить рассказывать сказки. Они только согрелись, расслабились, а тут уже пора вставать и еще куда-то идти. Именно поэтому они «загалдели», что значит - «начать галдеть, шумно, наперебой заговорив, закричав». [3] Если бы поэт написал простое «заговорили» изменился бы настрой. Сейчас он передает нетерпение, нежелание уходить - «И опять мы загалдели,/Начинаем приставать».

«Скажет бабушка несмело:/ «Что ж сидеть-то до зари?»/ Ну, а нам какое дело —/ Говори да говори» - в последних строках показано отношение бабушки. Она не хочет обижать детей своим отказом продолжать рассказывать сказки, говорит «несмело», но и продолжать не может — на дворе ночь.

Данное стихотворение актуально тем, что в нем формируется положительный настрой детей к чтению сказок. Поэт показывает, что сказочный мир удивительный, захватывающий, совершенно не похожий на реальный, учит тому, что чтение сказок доставляет удовольствие, что это увлекательное и интересное занятие. Сказка в представлении Есенина — это мир детства и заботы бабушки и именно это он показывает нам в своем стихотворении. В стихотворении С. Есенин показывает, как прекрасна пора детства с его катанием на санках, с его слушанием сказок. Стихотворение раскрывает народный дух крестьянской поэзии Есенина.

Список литературы

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000.

  2. М.В. Голованова, В.Г Горецкий. Л.Ф. Климанова «Родная речь». 3кл. Ч. 2: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/index.shtml

  4. Русский фразеологический словарь - http://glossword.info/index.php/index/6-russkiij-frazeologicheskiij-slovar-.xhtml

Приложение 1

С. А. Есенин

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело —

Говори да говори.

‹1913—1915›

Просмотров работы: 14294