ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА ОБЛАКОВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. А. ФЕТА «ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД». - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА ОБЛАКОВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. А. ФЕТА «ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД».

Емельянова К.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», факультет педагогического образования и сервисных технологий, 5 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) не богата внешними событиями. Но зато духовная жизнь интенсивна и многообразна. Не бурнопламенными страстями, не демоническими взлетами и падениями, а несметной множественностью оттенков восприятия мира [3, c. 3].

Природа – любовь – творчество… вот треугольник, условно очерчивающий и вбирающий в себя все пространство фетовской лирики. В этом огромном треугольнике природа обозреваемая влюбленным сердцем творящего человека. Еще точнее: природа вокруг нас и - заодно и вместе с ней – природа души человеческой. Вот владения Фета. Они не велики, если судить о них тематически. Они неоглядны, если видеть за ними все несметное богатство образов и мотивов, наполняющих поэтический мир Фета [3, c. 6].

А.А. Фет прислушивается к характеру своего дарования и находит себя в психологической лирике, основанной на правде чувств, путеводной звездой для него становится точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека, живущего среди природы, меняющегося вместе с ней. Его увлекает противоречивая сложность развития природы и человека – их борьба, их взаимосвязь.

Стихотворение «Воздушный город» [Приложение 1] изучается в школе на уроках литературного чтения в 4 классе по программе З. Н. Новлянской, Г. Н. Кудиной [1, c. 8].

Идейно-художественный анализ начинаем с анализа названия стихотворения, которое целесообразно проводить в два этапа. Во-первых, это работа над закреплёнными в словаре лексическими значениями. Название стихотворения представляет собой словосочетание, главным в котором является прилагательное «воздушный».

Словарь С.И. Ожегова даёт пять значений: «Воздушный, -ая, -ое; -шен, -шна, -шно. 1. см. воздух. 2. полн.ф. Находящийся, происходящий в воздухе.3. только полн.Заполненный воздухом; действующий, осуществляемый с помощью воздуха. 4. только полн. Относящийся к воздухоплаванию и авиации.5. Лёгкий, невесомый» [2, с. 88]. Все значения можно применить ко второму слову «город», проследим, какое из значений реализуется в произведении.

Во-вторых, работаем над лексическими ассоциациями. Опрос студентов, будущих учителей начальных классов (7 человек), показал, что словосочетание воздушный город чаще всего вызывает следующие ассоциации: замок, облака, жители, дома, волшебство, эльфы, феи, сладости, рай, небеса, другой мир, сказка, вышки, легкий, мягкий, светлый, пушистый, невесомый, чудесный, чистый. Словосочетание воздушный город у опрошенных вызывает положительные эмоции. Так же, возникает ощущения легкости, воздушности, невесомости, улыбки, чуда, радости, восторга, удивления, счастья, света. Анализ ассоциаций показывает, что название в основном вызывает чувство легкости и настроя на сказочное восприятие.

После лексической работы над названием, переходим к непосредственному анализу стихотворения, что бы проверить читательские ожидания.

Прочитав первые две строчки «Вон там по заре растянулся / Причудливый хор облаков:…», мы видим, что автор начинает свое стихотворение со слов «вон там», которые обозначают отдаленное значение. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова дает несколько значений слова там, но в данном стихотворении оно употреблено в первом «там – 1) В том месте, в тех местах, не здесь», то есть не здесь, где находится герой, а где-то далеко. Перед читателем возникает образ далекого горизонта, на котором видна заря, это место где будут развиваться события. Из названия – «воздушный…», и слов относящихся к воздушному пространству: заря, облака, мы можем предположить, что эти события произойдут в воздухе, в небесах, но про город пока еще ничего не сказано, и читатель пока находится в поиске, почему стихотворение названо воздушный город.

Фет использует интересный прием «…по заре растянулся…», будто заря это предмет по которому можно растянуть что-либо, будто заря твердая – абстрактное становится конкретным, твердым, плотным, материальным. Растянуться на горизонте может море, лес, но у Фета «растянулся / Причудливый хор облаков:…». В толковом словаре Ожегова закреплено следующие лексические значения: «причудливый - 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами»[2, с. 593]. Из первых строф нельзя сделать вывод, в каком значении использует автор это слово. Может в первом: облака создали замысловатую фигуру, в данном случае — образ города, о котором автор говорит в названии. Но может и во втором: картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, исчезнуть. Слово хор в толковом словаре Кузнецова определяется как «1) ансамбль или группа певцов; 2) В изложении употр. для указания на некоторый итог и переход к дальнейшему (разг.); 3) хорош! Выражение удовлетворения по поводу того что сделано дело, требовавшее усилий, напряжения (обычно физического) (прост.); 4 Хорош собой - то же, что хороший». Ни одно из значений нельзя отнести к словосочетанию в стихотворении.

Далее лирический герой описывает возникшую перед ним картину «Всё будто бы кровли, да стены, / Да ряд золотых куполов». Младшему школьнику необходимо объяснить значение таких слов кровли и купола для более легкого восприятия и понимания. Толковый словарь Кузнецова дает следующее значение этих слов: «кровли – 1) крыша; настил, покрывающий стропила; 2) дом, жилище, приют; 3) горные породы, расположенные над пластом полезного ископаемого». «Купола – 1) сферическая крыша, наружный свод в форме полушария; 2) поверхность какого-либо предмета в виде полушария».

Перед читателем возникает долгожданный образ города: кровли, стены, купола это слова, относящиеся к образу города. Сравнение «будто бы» обозначающее то что это не на самом деле город, показывает значение неопределенности, легкости, сказочности.

После прочтения первой строфы возникает таблица разделения стихотворения на две границы: воздушное и земное пространство.

Воздушное

Земное (город)

Заря

Облака

Кровли

Стены

Купола

Вторая строфа «То будто бы белый мой город, / Мой город знакомый, родной, / Высоко на розовом небе / Над темной, уснувшей землей» показывает, что этот воздушный город – это идеальный город мечты героя. Первая строка начинается с неопределенного значения слова «будто бы», что указывает на чудесность появившейся картины. Повтор словосочетания «мой город» усиливает ощущение того, что этот город — мечта именно героя, только его. Толковый словарь дает следующее значение слова «мой – 1) ». Лирический герой называет этот город знакомым, родным – это показывает что, он уже представлял, рисовал, воображал этот возникший город из облаков.

Если обратить внимание на цветовое оформление пространств в этой строфе, то можно заметить, что воздушное окрашено через светлые чистые тона: белый, розовый, а земное, наоборот, через темные. Здесь не просто цветовой контраст «белый – темный», а еще и антитеза: идеальный и реальный мир лирического героя. Описывая эти два пространства, он словно находится между ними, и чувствует близость мира идеального, который в тоже время находится высоко, недосягаемо.

После анализа второй строфы можно опять выделить слова относящиеся к разным пространствам.

Воздушное

Земное (город)

Белый

Розовый

Темной

В третьей строфе «И весь этот город воздушный / Тихонько на север плывет... / Там кто-то манит за собою – / Да крыльев лететь не дает!..» с помощью инверсии выделяются слова «воздушный» и «плывет», которые указывают на легкость, мягкость, воздушность и сказочность этого города. Антитеза «манит» – «не даёт» подчёркивает желание героя оказаться в городе своей мечты, он хочет так же как и облака плыть по небу, но не может, поэтому ему остается только любоваться их сказочной красотой.

Эта фетовская манера не легка для словесного определения. В ней много невнятно-беглого, ускользающее-неопределенного, на это указывают слова там, этот, кто-то, будто бы, воздушный, тихонько, север. Но и при этих качествах она является именно манером, стилем, а не чем-то промежуточным или недовоплощенным. Художественная задача Фета так сложно и многообразна, что при всей кажущейся простоте ее требует пристального внимания и длительного наблюдения [3, c. 7].

В конце анализа можно сделать вывод, что название «Воздушный город» – это перифраз, то есть название фразой одного явления облака, другое название могло бы быть – облака. Но название, которое дал автор – «Воздушный город» изящней, замысловатей, оно более эстетично, выразительно. Позволяет читателю эстетически воспринимать облака, а не просто так, как плывущие явления природы. Оно позволяет человеку иначе осмысливать окружающие явления действительности. Автор сравнивая облака с городом обращается к метафорическому приему, который создает ощущение сказочности, которое было представлено до чтения.

Включенные в раздел о природе стихотворения одновременно подходят в раздел о любви или о творчестве. Один мотив переплетается в другой, одно стихотворение повернуто к другому и отсвечивает в его сторону, жанровые перегородки у Фета очень зыбки и крайне условны. Принцип хронологической последовательности в большой степени, чем другие принципы, способен передать движение фетовского творчества, вызревание и противоборство мотивов и образов, весь сложный контрапункт его лирики. Поэтому данное стихотворение нельзя отнести к чисто пейзажной лирике, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж — это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности. [3, c. 7].

Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетия после ее создания важна прежде всего ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни и восприятие ее, трепет весны и прозрачная мудрость осени. За фетовской лирикой сквозит чистая синева и душевность, легкая, озаренная солнцем, рассветная дымка и обнадеженность. В стихотворении, написанном в сентябре 1892 года – за два месяца до смерти, - Фет говорит:

Мысль свежа, душа вольна;

Каждый миг хочу сказать:

«Это я!» Но я молчу.

Молчит поэт. Но – говорит его поэзия.

Список литературы:

  1. Кудина Г.Н. Литературное чтение. В 2 ч. Ч. 2: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96 с.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н. Ю.: Российская академия наук. Институт рус.яз. им. В.В. Виноградова. – 4 изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 928 с.

  3. Фет А.А. Стихотворения. / А.А. Фет. – М. изд-во «Художественная литература», 1970. – 559 с.

  4. Фет А.А. Стихотворения. / А.А. Фет. – М. изд-во «Государственное издательство художественной литературы», 1956. – 380 с.

  5. Б.Я. Бухштаб «А.А. Фет. Очерк жизни и творчества». – 2-е изд. исправ. и доп. – Л.: изд-во «Наука», 1990. – 138 с.

  6. Электронный источник: http://enc-dic.com/

Приложение 1

А.А. Фет

Воздушный город

Вон там по заре растянулся

Причудливый хор облаков:

Всё будто бы кровли, да стены,

Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,

Мой город знакомый, родной,

Высоко на розовом небе

Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушный

Тихонько на север плывет...

Там кто-то манит за собою —

Да крыльев лететь не дает!..

1846

Просмотров работы: 5792