Поскольку сфера туризма по контингенту обслуживаемых, и по характеру учреждений для их обслуживания во многом совпадает со сферой рекреации, так как трудно установить, кто именно пользуется данной услугой, то изучение рекреации и туризма объединяется в одну дисциплину.
Туризм является одним из наиболее эффективных способов удовлетворения рекреационных потребностей человека. Он сочетает в себе не только отдых, оздоровление, но и культурно-познавательную деятельность и общение. Широко распространён экскурсионный туризм с заранее объявленной культурной программой. В зависимости от целей путешествия подразделяют туризм спортивный, любительский, с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т.д. В зависимости от средств передвижения различают туризм водный, пешеходный, железнодорожный, конный, лыжный, вело-, мото - и автотуризм.
Колоссальное возрастание рекреационных потребностей и вместе с тем возможностей для их удовлетворения произошло в XX в. В результате прогресса в экономическом и социальном развитии, высоких темпов урбанизации, что и определило формирование рекреационного хозяйства как отрасли экономики: соответственно возникло и направление географической науки, исследующее территориальные системы, формируемые этой отраслью. В международном масштабе отрасли условно назвали туризмом. Были созданы такие организации, как Международный союз официальных туристических организаций (1947), Всемирная туристская организация (1975). В 70-80-е годы принимается ряд международных документов, в том числе «Хартия туризма»; 1967 г. был объявлен Международным годом туризма [3, c 35].
В Советском Союзе рождение рекреационного сервиса относится ко второй половине 60-х годов. Это была реакция на бурный рост рекреационных потребностей населения при остром дефиците средств их удовлетворения. Спрос на рекреационные услуги (с учётом их относительной дешевизны, поскольку они носили социальный характер) превышал предложение, как и в отношении других товаров и услуг. В годы рыночных реформ 90-х годов потребность в рекреационных исследованиях снова возросла, но уже по прямо противоположной причине. Платёжеспособный спрос на рекреационные услуги при сокращении дотаций из общественного фонда резко упал. Основная часть населения лишилась доступа к услугам по коммерческим ценам, а состоятельные люди переключились на заграничный отдых, учитывая его новизну, престижность и более высоких стандарт качества услуг.
Основным объектом изучения рекреационного сервиса является ТРС - территориально-рекреационная система, понятие о которой было разработано В.С. Преображенским и Ю.А. Ведениным. Особый характер приобретают эти системы в условиях рыночной экономики. Это специализированные территории, которые предназначены для обеспечения рекреации и получения дохода за счёт учреждений, связанных с обслуживанием приезжих.
В 60-е годы в науке стоял вопрос, как наиболее эффективно развивать территориальную организацию отдыха, достичь нормативного ее обеспечения. Теперь же задача иная – найти пути привлечения отечественных и особенно иностранных туристов в свои курортно-оздоровительные учреждения, обеспечения доходов от рекреационной отрасли.
Прежде исследования рекреационного сервиса были нацелены на выявление новых пригодных для рекреации территорий, проектирования развития в них сети рекреационных учреждений, призванных ликвидировать острый их дефицит, обеспечить нормативы обеспечения населения услугами. Ныне задача иная – выявление и мобилизация территориальных ресурсов, которые могут привлечь платёжеспособный спрос на рекреационные услуги, поиск способов расширения ассортимента предоставляемых услуг с целью повышения доходов от туризма, увеличение числа рабочих мест. Это касается и районов с уже сложившейся рекреационной специализацией, и таких районов и городов, где развитие въездного туризма должно способствовать выходу из экономического кризиса [2, c 68].
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
Особое место в рекреационном сервисе края занимают его средства – минеральные источники, имеющие ценнейшее лечебное значение. Широко известны Мацестинские, Горячеключевские, Хадыженские, Запорожские, Семигорские источники. Большие запасы минеральных вод локализованы в Сочи-Адлерском артезианском бассейне мацестинских вод.
Кубань – колыбель древних цивилизаций, возраст которых исчисляется тысячами лет. Здесь находятся дольмены (самые древние достигают возраста пяти тысяч лет), курганы, древние городища, развалины древнегреческих колоний.
Объектами познавательного туризма являются и достопримечательности местной природы: дендропарк, парк «Ривьера», бор пицундовской сосны (г. Геленджик), гора Ахун, Агурские водопады, Орлиные скалы, Воронцовская пещера, тиссо-самшитовая роща в Хосте, дельфинарии. В городах имеются музеи, концертные залы, театры.
Все это в целом послужило развитию крупнейшего в России курортно-туристского комплекса. В крае создано не менее 1200 предприятий санаторно-курортного комплекса и туризма, где могут одновременно разместиться около 250 тыс. человек. Хорошо развита инфраструктура детского отдыха, которая представлена оздоровительными учреждениями с одновременным пребыванием в них около 100 тыс. человек.
В Краснодарском крае из года в год растет объем санаторно-оздоровительных и туристско-экскурсионных услуг. Уникальный рекреационный потенциал обеспечивает развитие практически всех видов индустрии курортов, туризма и отдыха – приморский, горный, горнолыжный, бальнеологический. В Краснодарском крае сосредоточены все основные морские курорты России: Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск.
Быстрыми темпами развиваются экстремальные виды туризма. Наиболее крупные, успешно работающие санаторно-курортные комплексы края: ЗАО СКО «Адлеркурорт», парк отель ОАО «Гостиница Ленинград», отель «Рэдиссон Лазурная САС» (г. Сочи), ООО курортный комплекс «Надежда» (г. Геленджик), ООО «Оздоровительный комплекс «Гамма» (Туапсинский район), санаторий «Аквамарин» (г. Анапа).
Ежегодно увеличивается число туристов, отдыхающих на курортах Краснодарского края, что связано с увеличением благосостояния россиян.
Позитивным фактором развития рекреационной сервисной отрасли выступает наличие сложившейся инфраструктуры отдыха и лечения, трудовые навыки и профессиональные традиции местного населения, сформированная система подготовки кадров, объединяющая как множество средних специальных, так и ряд высших учебных заведений.
Благодатный климат, теплые моря, наличие минеральных и грязевых источников, уникальные по эстетической ценности горные и приморские пейзажи – все это определило роль Краснодарского края как одного из крупнейших туристических регионов России и стран СНГ.
Рекреационный сервис во многом является производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, детерминированы задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне: маccoвого сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. После прохождения пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания значимости, но нет и возврата к прежней высокой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов. Значит, потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационный сервис.
Литература
1. Косолапов, А.Б. Теория и практика рекреационного природопользования. / А.Б. Косолапов. – Владивосток : ДВГАЭУ, 2001. – 120 с.
2. Козлов, В.Н. Рекреационные ресурсы СССР : Проблемы рационального использования / Козлов В.Н., Филиппович Л.С., Чалая И.П. – М.: Наука, 1990. – 168 с.
3. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. Т.Н. Одинцова. – М.: МПСИ Флинта, 2005.