Определенный интерес исследователей вызывают характеристики избирателей, чьи кандидаты не заняли первое место. Одним из источников такой информации могут быть результаты социологических исследований, проводимых как до, так и после выборов на федеральном и на региональном уровнях.
Социологической группой ВПИ (филиал) ГОУ ВПО ВолгГТУ в феврале 2012 года в городе Волжском было проведено исследование «Уровень социальных настроений и оценка промышленной политики власти жителями города Волжского». Основными целями данного исследования были: определение предвыборных настроений волжан, электоральных предпочтений различных социально-демографических категорий, а также особенностей электоральных когорт кандидатов.
Опрос проводился методом телефонного интервью (CATI-опрос) (квотная выборка, 510 респондентов старше 18 лет; репрезентативность по полу, возрасту и месту жительства).
С целью получения информации об электоральных когортах кандидатов, помимо социально-демографических характеристик использовались ответы на следующие вопросы:
Если бы выборы Президента России состоялись в ближайшее воскресенье, за кого из кандидатов Вы отдали бы свой голос?
Какое из утверждений отражает Ваше отношение к сложившейся сегодня социально-политической ситуации в России?
Как изменилась Ваша жизнь и жизнь Вашей семьи за последний год?
На решение каких, наиболее острых, социальных проблем должна обратить внимание областная и местная власть?
Намерены ли Вы принять участие в предстоящих выборах Президента Российской Федерации?
Вспомните, пожалуйста, за какую политическую партию Вы голосовали на выборах в Государственную Думу в декабре 2011 года?
Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию о ситуации в стране, области и городе?
Среди проигравших кандидатов был и лидер КПРФ Г. Зюганов. Рассмотрим электоральные характеристики его сторонников в г. Волжском. Так, они острее других воспринимают, сложившуюся в стране, ситуацию. Больше половины из них (54,1%) считают, что ситуация в стране «нестабильная, кризисная»; «ситуация напряженная, все плохо» заявили 24,4% опрошенных. Таким образом, сумма негативных оценок ситуации в стране в рассматриваемой электоральной когорте составила 78,4%. Это самые высокие негативные оценки среди электоральных когорт всех кандидатов. При этом у 73% избирателей Г. Зюганова их личная жизненная ситуация за последний год никак не изменилась.
Среди социальных проблем, которые важны для сторонников Г. Зюганова, на первые места вышли: «высокие цены на тарифы ЖКХ» – 56,8%, «коррупция в органах власти» – 54,1%, «рост цен на продукты и лекарства», а также «низкое качество услуг в сфере здравоохранения» набрали по 43,2% ответов респондентов.
Потенциальная электоральная активность сторонников Г. Зюганова на момент опроса оказалась высокой. 81,1% из них заявили о намерении прийти на выборы. При этом всего 8,1% респондентов не участвовали в выборах депутатов ГД – это самый низкий показатель среди электоральных когорт всех кандидатов.
Социально-демографические характеристики сторонников Г. Зюганова также имеют свои особенности. Так, в числе его избирателей преобладают мужчины (64,9%); самая многочисленная возрастная категория (27%) – избиратели в возрасте старше 64 лет. Избиратели в возрасте 45 – 64 лет составили 32,4%. Необходимо отметить, что среди сторонников Г. Зюганова представлены все молодежные категории, но в меньших равных долях. Пенсионеров среди избирателей Г. Зюганова больше, чем в электорате других кандидатов (35%), на втором месте – рабочие (24%). Больше половины респондентов данной когорты имеют среднее специальное образование (54,1%), а невысокий уровень дохода (до 10 тыс. рублей на одного члена семьи) у их подавляющего большинства (73%).
Информацию о ситуации в стране и событиях местного уровня данная когорта избирателей получает по телевидению, электронным СМИ (62,6%), газеты читают 46%, а интернетом пользуются 43,2%.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: электорат Г. Зюганова в основном люди зрелого и пожилого возраста, с невысоким уровнем дохода, активно участвующие в выборах, склонные крайне негативно оценивать ситуацию в стране, предпочитающие при этом традиционным источникам информации. Отметим также, что в электорате Г. Зюганова, как и в электорате В. Путина, преобладают представители старших возрастных когорт, однако они различаются по уровню социального самочувствия, и имеют гендерные различия.