НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЙ

Самарская А.О. 1
1Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, факультет экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В российской экономике одной из ключевых проблем является кризис неплатежей. Многие российские предприятия следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка. Поэтому проблема банкротства стала столь актуальна в наше время.

Банкротом признается юридическое лицо, которое неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Гражданин также является банкротом, если он в течение трёх месяцев не способен исполнить свои обязанности по уплате обязательных платежей и (или) не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также, если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества.1

Для фирмы наиболее важно распознать банкротство на его ранних этапах. К первичным признакам банкротства можно отнести:

а) задержки с представлением отчётности, что может свидетельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия;

б) резкие изменения в структуре баланса и отчёта о финансовых результатах, такие как: резкое уменьшение денег на счетах, увеличение дебиторской задолженности, нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности, снижение объёмов продаж;

в) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.2

В хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы. Если все-таки возможно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:

- банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятия, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;

- банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства пользующейся спросом продукции;

- банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.3

Процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 30 октября 2002 года. Согласно этому закону рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) находится в компетенции арбитражного суда. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей. В соответствии с Федеральным законом должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Также согласно статье 11 Федерального закона о банкротстве правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.

При неспособности предприятия своевременно выплачивать долги арбитражным судом вводятся специальные процедуры банкротства. Обязательной процедурой является наблюдение. Это процедура, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.4

Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первого заседания арбитражного суда. Наблюдение вводится на три месяца, указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца.

В течение всего периода наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а только выявляются. Таким образом законодатель предоставил должнику возможность работать без долгов, что дает возможность восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установить реальный срок такого восстановления.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий, который назначается арбитражным судом из числа лиц, предложенных кредиторами. Временный управляющий дает согласие на совершение всех сделок, а также обеспечивает контроль за их осуществлением. Если сделки совершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могут быть признаны недействительными.

По завершению процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия и предложение о возможности или невозможности восстановления его платёжеспособности. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего принимает одно из следующих решений:

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о введении внешнего управления;

- об утверждении мирового соглашения.5

С момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения процедура наблюдения прекращается.

Внешнее управление заключается в передаче полномочий по управлению предприятием-должником внешнему управляющему с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.6

Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, если иное не предусмотрено законодательством. Анализ финансового состояния должника и возможности его восстановления производится временным управляющим, назначаемым на период наблюдения. В обязанности кредиторов входит лишь определение кандидатуры внешнего управляющего и предполагаемого срока проведения внешнего управления.

На время внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. На весь период такого управления приостанавливается начисление санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также подлежащие уплате проценты.

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономических, так и организационного характера. В рамках внешнего управления может осуществляться продажа предприятия (бизнеса) должника, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника и т.п.7

Внешний управляющий полностью заменяет руководителя должника. Он получает широкие полномочия по распоряжению имуществом неплатежеспособной организации. Контролируют его деятельность в установленных Законом пределах комитет кредиторов и арбитражный суд.

По окончании восстановительных мероприятий внешний управляющий составляет отчет, который сначала передается собранию кредиторов, принимающему по результатам его рассмотрения решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления, либо с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кредиторы могут также принять решение о заключении с должником мирового соглашения. После этого решение собрания кредиторов вместе с отчетом управляющего передается на утверждение арбитражного суда, который принимает окончательное решение.

Конкурсное производство - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.8

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем, Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев.

Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора.9 Собрание кредиторов утверждает кандидатуру конкурсного управляющего. Любой из конкурсных кредиторов, налоговый или иной уполномоченный орган, должник, а также собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе предложить указанную кандидатуру собранию кредиторов.

Конкурсный управляющий выполняет функции руководителя должника, в том числе и по распоряжению имуществом должника, анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что в свою очередь решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов.

Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя требования к третьим лицам. С этой целью конкурсный управляющий, в установленном законодательством порядке, предъявляет иски в судебные органы.10

Комитет кредиторов или собрание кредиторов, осуществляя контроль за деятельностью конкурсного управляющего, заслушивают отчет конкурсного управляющего о проделанной работе. В отчете должна содержаться информация о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иная информация. Таким образом, конкурсный управляющий сообщает собранию кредиторов или комитету кредиторов о проведенной инвентаризации и оценке имущества должника. После чего собрание кредиторов или комитет кредиторов определяют порядок и сроки продажи имущества должника. Конкурсный управляющий отчитывается перед комитетом кредиторов или собранием кредиторов не реже одного раза в месяц.

Конкурсный управляющий после проведения инвентаризации и оценки и имущества приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника.

После проведения торгов конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника.

В Законе о банкротстве предусмотрено пять последовательно удовлетворяемых очередей. Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью. Также в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций. Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выплатой выходных пособий и оплатой труда. К третьей очереди Закон о банкротстве относит требования, обеспеченные залогом имущества должника. В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. И наконец, в пятую очередь должник рассчитывается с остальными кредиторами.11

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов, а с другой стороны - должником, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Утверждается мировое соглашение арбитражным судом. Мировое соглашение заключается в письменной форме.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядке уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.12

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным.13

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники:

1. Конституция Российской Федерации// М.: Юридическая литература, 2012 г.

2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.).

Литература:

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Балдин К.В. и др. «Банкротство предприятия: анализ, учет, прогнозирование: Учеб. пос. - М.: Дашков и К°, 2007.

3. Горфинкель В.Я. и Швандари В.А. «Экономика предприятия». - М.: Юнити, 2006.

4. Грузинова В.П. «Экономика предприятия» г. Москва: Юнити 2008г.

5. Ежов Ю.А. «Банкротство коммерческих организаций»: Учеб. пос. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2006.

6. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. Изд. 3-е, исправл., доп.-М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

7. Кукунина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. - 2-е изд., испр. и доп./под ред. И.Г. Кукуниной. - М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Павлова Л.П. «Финансы предприятия». - М.: Юнити, 2008.

9. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - М.: ИНФРА-М , 2008.

11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 2007.

Интернет-источники:

1. www.bankrot-info.ru Интернет-портал о несостоятельности (банкротстве)

2. www.bankrotstvo.ru Интернет-портал о несостоятельности (банкротстве)

1 Федеральный закон № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002.

2 www.bankrot-info.ru Интернет-портал о несостоятельности (банкротстве)

3 Кукунина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. - 2-е изд., испр. и доп./под ред. И.Г. Кукуниной. - М.: Финансы и статистика, 2006.

4 Федеральный закон № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002.

5 Балдин К.В. и др. «Банкротство предприятия: анализ, учет, прогнозирование: Учеб. пос. - М.: Дашков и К°, 2007.

6 www.bankrot-info.ru Интернет-портал о несостоятельности (банкротстве)

7 Ежов Ю.А. «Банкротство коммерческих организаций»: Учеб. пос. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2006.

8 Балдин К.В. и др. «Банкротство предприятия: анализ, учет, прогнозирование: Учеб. пос. - М.: Дашков и К°, 2007.

9 Федеральный закон № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002.

10 Ежов Ю.А. «Банкротство коммерческих организаций»: Учеб. пос. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2006.

11 Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

12 www.bankrot-info.ru Интернет-портал о несостоятельности (банкротстве)

13 Кукунина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. - 2-е изд., испр. и доп./под ред. И.Г. Кукуниной. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Просмотров работы: 2054