Как считают специалисты культурной антропологии и психологии, инкультурация проходит в два этапа [3].
1. Период детства, когда усваиваются элементарные сведения из культурной истории страны и народа через систему государственных образовательных учреждений (на уровне общеобразовательной программы).
2. Период взрослости, когда индивид самостоятельно, на основе доброй воли выбирает, какую часть культуры и в каком объеме осваивать.
Сегодня термины «социализация» и «инкультурация»получают статус важнейших аспектов единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему, освоения людьми их окружения: культурного пространства, времени, функциональных объектов, технологий, взаимодействия людей, символических структур, нормативных образований в обществе.
Культурно-досуговая деятельность, являясь элементом социально-культурной деятельности (СКД), оптимизирует условия личностного становления, в основе которого лежит процесс взаимодействия следующих тенденций: социализации, инкультурации, адаптации, реинтеграции и некоторых других. И именно на создание условий для этого направлена СКД. Она проникает во многие сферы жизнедеятельности общества: духовную жизнь, политические процессы, социально-экономическую отрасль.
Социально-культурная деятельность помогает формировать мировоззрение человека, его систему ценностей. Через досуговую деятельность человек привыкает соотносить свои индивидуальные ценности с общественными. На этой основе формируется нравственная культура личности и конкретной социальной группы. Нравственная культура – это неотъемлемая часть целостной духовно-практической культуры общества, класса, отдельных социальных групп; заключается она прежде всего в гармонии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. Культура нравственного поведения определяется тем, как соотносятся действия личности с общественными моральными нормами и требованиями: единством слова и дела, мотива и поведения; нравственной активностью субъекта.
Рассмотрим, что означает социализирующая и инкультурирующая функция социально-культурной деятельности. Известно, что социализация – это процесс приобщения личности к образу жизни конкретной социальной среды, к нормам и ценностям общности посредством специфического инструментария, то есть средств, форм и методов инициативной, активной, творческой, свободной деятельности. Социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей – эту точку зрения разделяют сегодня многие ведущие специалисты.
Таким образом, субъект-объектные отношения в социально-культурной деятельности происходят между обществом и культурой. Действуя друг на друга опосредованно, они рождают явления, характеризующие эту сферу жизни человека, – мировоззрение, общественные отношения, ценности, от семейных до корпоративных, от экономико-политических до социокультурных. Поскольку речь идет о социально-культурной деятельности, к таким ценностям мы можем отнести любые социокультурные проявления человеческих взаимодействий – аспекты сервисной деятельности. Это прежде всего потребности в причастности к определенному кругу лиц, общении, а также в личных и общественных достижениях (образовательная деятельность, туризм, рекламная деятельность, выставочная и ярмарочная деятельность, познавательная, рекреационная и экскурсионная деятельность).
По мнению Кондрашиной Н. Л., мероприятия, проводимые в рамках государственной культурной политики, не снимают остроту проблемы полностью. Молодые люди нуждаются в системных социально-культурных мероприятиях, которые возможно проводить в рамках досуговой деятельности [2]. Ведь именно она, как пишет Брылева Л.Г., призвана компенсировать недостающие условия личностного развития, помочь молодому человеку решить актуальные жизненные проблемы, связанные с нарушением социально-культурной интеграции в социум [1].
Таким образом, личностное становление человека проходит в несколько этапов. Сначала ребенок усваивает элементарные сведения о культуре посредством семьи и общеобразовательных учреждений. Затем, взрослея, человек усваивает уже значительно большее количество культурных норм и ценностей: корпоративных, экономико-политических, социокультурных. Кроме того, если это освоение не связано с профессиональной деятельностью, он углубляет свои культурные интересы путем досуговых занятий. Инкультурация взрослых людей проходит в форме хобби или увлечения и потому она дает гораздо больший эффект, нежели в период детства. Из этого следует, что социально-культурная деятельность через социализацию и инкультурацию, включая человека в общество и культуру, преобразует и обновляет его личностные качества, происходит культурное развитие и духовное совершенствование личности.
Список источников и литературы:
Брылева, Л.Г. Самореализация личности: (Онтокультуролог. аспект) / Л.Г. Брылева; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых.- Спб: Российская Академия образования, 2002.
Кондрашина, Н. Л. Социально-культурная интеграция молодежи [Текст] / Н. Л. Кондрашина // Актуальные проблемы теории и практики духовного воспитания молодежи: сб. ст. / отв. ред. В. А. Сахаров. - Киров, 2006.
Чекмарева, Г. В. Сервисная деятельность [Текст]: учебное пособие. / Г. В. Чекмарева, Е. Ю. Коломыцкая, Е. В. Трунова, Л. М. Загорская – Новосибирск: НГТУ, 2006.