В начале XX века были попытки применения на автомобилях пружинных колес, упругость которых обеспечивалась не избыточным давлением сжатого воздуха, а свойствами рессорно-пружинных сталей, применяемых для их изготовления. Пневматические шины, конструкция которых быстро совершенствовалась, вытеснили сравнительно недолговечные и тяжелые пружинные колеса.
В настоящее время достижения химии полимеров позволяют продолжить развитие конструкций самонесущих шин и расширить сферу их применения. Полиуретан, как современный полностью синтетический конструкционный материал с проектируемыми физико-механическими свойствами широко применяется для изготовления многих элементов современных автомобилей, в том числе и автомобильных шин. Разработкой безвоздушных шин с упругими деформируемыми спицами из эластичного полиуретана занимаются ведущие мировые компании-производители автомобильных шин и зарубежные исследовательские институты. В России разработкой самонесущих шин атмосферного давления активно занимаются в МИТХТ им. М. В.Ломоносова и НИИШП. [1]
В Братском государственном университете также накоплен опыт в разработке и исследовании шин с упругими деформируемыми спицами из эластичного полиуретана.
Предварительное тестирование показало, что безвоздушные шины на 5 % легче обычных пневматических. [2] Соответственно, предполагается, что и расход топлива при эксплуатации автомобиля с использованием новых разработок так же снизится, что является положительным аспектом применения данных шин на предприятиях АПК. Нельзя не отметить и повышение безопасности при применении таких шин – вам не грозит занос в случае прокола, особенно переднего колеса. По подсчётам специалистов нагрев новинки при движении будет значительно ниже, чем в обычных шинах, что позволяет увеличить время её эксплуатации при меньшем износе.
Для изготовления безвоздушных шин по известной технологии применялись эластичные двухкомпонентные полиуретаны производства ООО «СУРЭЛ» (г. Санкт- Петербург), технические характеристики которых приведены в табл. 1.
Таблица 1-Технические характеристики уретановых форполимеров для изготовления безвоздушных шин с упругими спицами
Наименование |
Марка уретанового форполимера |
|||
показателя |
СКУ-ПФЛ-100 |
СУРЭЛ ТФ-682 |
СУРЭЛ ТФ-235 |
СУРЭЛ ТФ-228 |
1. Массовая доля изоцианатных групп, % |
8,0 |
8,2 |
3,5 |
2,8 |
2. Динамическая вязкость при 30 °С, Пахе |
12,5 |
7 |
14 |
19 |
3. Относительное удлинение, %, не менее |
235 |
250 |
465 |
505 |
4. Относительная остаточная деформация после разрыва, %, не более |
- |
24 |
6 |
8 |
5. Твердость по Шору, у.е.: с отвердителем МОСА с отвердителем УРЕЛИНК |
98, шкала А |
60, шкала D |
85, шкала А 65, шкала А |
80, шкала А |
Изготовление экспериментальных образцов автомобильных колес с безвоздушными шинами осуществлялось методом литья эластичных полиуретанов в матрицы, конструкции которых также разработаны на кафедре «Автомобильный транспорт» БрГУ. Изготовленные экспериментальные образцы представляют собой неразборные конструкции, состоящие из стандартных дисковых колес с глубокими ободьями и обрезанными по ширине беговой дорожки традиционной пневматической шины закраинами и безвоздушных шин супругими деформируемыми спицами из эластичных полиуретанов. Следует отметить, что для изготовления упругих деформируемых спиц были использованы уретановые форполимеры марок СКУ-ПФЛ-100 и СУРЭЛ ТФ-682, а для изготовления протекторов - более мягкие СУРЭЛ ТФ- 235 и СУРЭЛ ТФ-228. Кроме того, внутренние поверхности металлических ободьев перед установкой в матрицы были подвержены механической обработке, обеспечивающей высокую шероховатость и, как следствие, прочность адгезионного крепления полиуретановых шин к колесам.
Таблица 2-Технические характеристики экспериментальных образцов колес с безвоздушными шинами
Наименование параметра |
Экспериментальный образец |
||
Рис. 3 (а), задняя ось ВАЗ-2107 |
Рис. 3 (б), передняя ось ВАЗ-2115 |
Рис. 3 (в) задняя ось ВАЗ-2115 |
|
1. Марка форполимера спиц |
СКУ-ПФЛ-100 |
СУРЭЛ ТФ-682 |
СКУ-ПФЛ-100 |
2. Марка форполимера протектора |
СКУ-ПФЛ-100** |
СУРЭЛ ТФ-228 |
СУРЭЛ ТФ-235* |
3. Масса колеса, кг |
13,5 |
||
4. Габаритный диаметр, мм |
530 |
||
5. Ширина профиля, мм |
120 |
||
6. Число упругих деформируемых спиц |
30 |
||
7. Толщина упругих деформируемых спиц, мм |
5 |
||
8. Коэффициент нормальной жесткости, кН/м |
245 |
235 |
230 |
* с отвердителем УРЕЛИНК
** с добавлением 30% резинового порошка
Стальная матрица позволяет даже без замены формовочных элементов изготавливать протекторы автомобильных шин с различным рисунком, что обеспечивается возможностью поворота ее наружных колец относительно центральной оси. Применение для изготовления матриц неметаллических материалов обусловлено их сравнительно низкой стоимостью, небольшой массой и легкостью обработки. Тем не менее, формовочные элементы матриц, изготовленные из фанеры, дерева или поливинилхлорида, для исключения адгезии с эластичными полиуретанами требуется в процессе сборки оборачивать тонкой алюминиевой фольгой и смазывать антиадгезивом. По этим причинам неметаллические матрицы применялись только на начальных этапах научно-исследовательской работы.
Библиографический список:
1. Мазур В.В., Гайлишин А.В. Автомобильные колеса с безвоздушными шинами // Журнал Автотранспортное предприятие -2012,ст. 36.
2. Субаева А.К. Конкурентоспособность материально-технической базы сельского хозяйства России // Вестник Казанского ГАУ №2(24) июнь 2012 ,с.38-42.