СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ГП ФИИР - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ГП ФИИР

Загидуллина Галина Наильевна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматриваются проблемы применения методики корпоративного управления, в частности сбалансированной системы показателей (BalancedScorecard), в качестве инструмента для реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана, а также в качестве основы для долгосрочного функционирования предприятий.

Актуальность темы исследования связана с тем, что применение технологий стратегического корпоративного управления в настоящее время для казахстанских предприятий является одним из наиболее приоритетных и эффективных путей для их роста. Становится очевидным тот факт, что к инструментам стратегического управления прибегают все большее количество бизнес-структур. Следовательно, вопросы и проблемы реализации системы сбалансированных показателей как одного из инструментов выполнения стратегических решений в практике казахстанского предпринимательства имеют большое практическое и теоретическое значение.

Анализ экономической литературы, проведенный в ходе исследования, показывает, что сбалансированная система показателей (ССП) может быть сформулирована как, совокупность параметров, всеобъемлюще характеризующих деятельность организации в условиях современной рыночной среды. Авторы данной концепции Р. Каплан и Д. Нортон определили ССП как «инструмент, позволяющий трансформировать миссию и стратегию предприятия в исчерпывающий набор показателей эффективности, которые служат для стратегического управления, контроля и анализа». Иными словами, «управлять можно только тем, что можно измерить» - основная причина высокой эффективности применения сбалансированной системы показателей. Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет руководству инструмент для получения желаемых результатов в сложных условиях жесткой конкуренции, в которых работают сегодня все предприятия. Именно поэтому четкое понимание целей и задач, а также методов их достижения и решения являются необходимыми для каждой организации.

Основная цель, которую преследует концепция BSC - трансформация стратегии организации в конкретные, вполне осязаемые цели, показатели и, в конечном итоге, в действия. Сбалансированная система показателей - это механизм реализации конкретной стратегии, а не её формулирования, механизм перехода стратегических целей в тактические, а затем в операционные, без замены оценки повседневных параметров. Показатели для BSC выбираются таким образом, чтобы внимание менеджеров и персонала предприятия было сконцентрировано на тех факторах, которые могут стать «катализаторами» крупных достижений на рынке. Для компаний, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных технологий, рассматриваемая система является инструментом стратегического управления на долгосрочной основе.

С точки зрения методологии сбалансированная система показателей, рассматривается с позиций четырех основных её проекций: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста. Авторы концепции ССП предложили четыре направления оценки эффективности, отвечающие на самые значимые для успешной деятельности компании вопросы: 1. Финансы - каково представление о компании у акционеров и инвесторов; 2. Клиенты - какой компанию видят покупатели её продуктов; 3.Бизнес-процессы - какие бизнес-процессы требуют оптимизации, на каких организациях стоит сосредоточиться, от каких отказаться; 4. Обучение и рост - какие возможности существуют для роста и развития компании.

В настоящее время в Казахстане концепцию ССП применяют такие компании как «Самрук-Казына», «Казахстан Темир Жолы», «Казахтелеком», «Костанайские минералы», «НПФ Астана». Так, результатами от внедрения данной системы на примере НПФ Астана стали:

  • Описание каждого бизнес-процесса в соответствии со стандартами ИСО, предварительная подготовка к сертификации системы менеджмента качества;

  • Постоянный ежедневный контроль исполнения стратегии, анализ и адаптация к конкурентному рынку;

  • Быстрая адаптация к изменившейся ситуации ИТ-решений.

Трудности на пути применения концепции BSC в Казахстане возникают, на мой взгляд, вследствие перехода казахстанских предприятий на рельсы стратегического управления в настоящее время. К сожалению, большинство топ-менеджеров компаний либо не до конца представляют себе механизм реализации стратегии, либо не имеют подходящих рычагов для управления ею, что являются сдерживающими факторами на пути становления стратегической культуры ведения бизнеса в РК. Следует отметить, что пока ещё мало отечественной литературы об инструментах стратегического управления с учетом их адаптации к инвестиционно-привлекательной экономике нашей страны. На мой взгляд, тех тренингов, которые проводятся консалтинговыми агенствами на предприятиях по внедрению ССП, недостаточно, чтобы понять всю сущность данной системы, а ведь наиболее трудными этапами на пути её внедрения на предприятии являются как раз понимание со стороны управляющего аппарата предприятий необходимости применения ССП и переход всех организационных процессов в сиситему показателей. На данных этапах вся ответственность от качества проводимой работы ложится на плечи топ-менеджмента. Поэтому соответствующее обучение просто необходимо. Применение ССП с позиции функционирования предприятия на рынке может быть ограничено тем, что в настоящее время у нас достаточно невысокий уровень оценки ликвидности нематериальных активов предприятий, таких как, например, закрепленная клиентура, торговые марки, патентные и авторские права на объекты интеллектуальной и технологической собственности. Перечень данных активов играет важную роль при оценке стоимости фирмы прежде всего для инвесторов. Период выхода казахстанских предприятий из кризиса ознаменовался в основном применением традиционных методов ведения бизнеса в кризисный период: оптимизация расходов на производство, снижение заработной платы и стоимости товаров и услуг, сокращение штата. Можно сказать, что в данной ситуации отсутствие интереса казахстанских бизнесменов к диверсификации производства, выхода на альтернативные рынки и сокращение издержек на консалтинговые и маркетинговые исследования оказывают негативное влияние на применение методов стратегического управления и в некотором смысле даже тормозят их реализацию.

В качестве же положительного момента, следует отметить наличие в работе казахстанских консалтинговых агентств методических руководств по внедрению рассматриваемой нами системы, программного обеспечения, проектов стратегических карт, а также в доступной форме изложены шаблоны построений системы сбалансированных показателей для некоторых предприятий в качестве обучающих. Это свидетельствует об эффективном выполнении консультационными агентствами своих функций по разработке и совершенствованию бизнеса в нашей стране. Однако, наличие необходимых знаний по данной проблеме, к сожалению, не находит должного применения. Это составляет ещё одно препятствие на пути применения ССП- очень малое количество предприятий обращается за услугами к консалтинговым агентствам, чья деятельность, особенно для субъектов малого бизнеса, могла бы принести значительную пользу. И, на мой взгляд, одна из основных проблем на пути внедрения технологии ССП в Казахстане- малый удельный вес предприятий, которые привлекают к своей деятельности инвесторов. Несмотря на инвестиционно-ориентированную политику, которая проводится в основном представителями крупного бизнеса, средний и малый бизнес не проявляет подобного же интереса к инвесторам. Причина такова, что директора субъектов МСБ, которые чаще всего являются и учредителями, не стремятся делить свой бизнес. Отсюда и малый интерес к открытости своего бизнеса и установлению долгосрочных перспектив его развития, что являются ключевыми факторами для привлечения инвестиций.

Необходимость перехода к стратегическому управлению на предприятии стала темой I-го казахстанского форума «Эффективное управление на основе системы сбалансированных показателей», проходившего в Алматы, где участники обсудили широко распространенную в мире технологию стратегического управления бизнесом. «ССП является такой технологией управления, которая позволяет интегрировать в единую систему различные тактики, подходы и технологии. Кроме того, ССП позволяет компании быть действительно стратегически ориентированной организацией, то есть мобилизовать стратегию развития компании на долгосрочный период времени, как минимум на 5 лет….Мы поняли, что казахстанским предприятиям на текущий момент недостаточно внедрения новых технологий управления финансами, управления какими-то операционными показателями. Соответственно, мы уже приблизились к пониманию того, что компаниям необходимо стратегическое управление»- Евгений Плужник, директор казахстанского офиса ГК «ИНТАЛЕВ». Как было отмечено выше, в Казахстане имеет место тенденция применения инновационных методов ведения бизнеса в крупных компаниях. Это вполне объяснимо- стабильно функционирующей, финансово-устойчивой корпорации, как например, «Самрук-Казына», «Казахстан Темир Жолы», «Казахтелеком» гораздо легче и с меньшими рисками применить новые способы ведения бизнеса. К этому обязывает и тот факт, что данные компании имеют обширные инвестиционные связи. Сектор МСБ же пока неохотно стремится к привлечению инвесторов. Таким образом, можно сказать, что применение стратегических методов управления, в частности системы сбалансированных показателей, на предприятиях малого и среднего бизнеса сможет положительно повлиять на проблему с привлечением инвестиций в данных сектор экономики. Иными словами, применение сбалансированной системы показателей на казахстанских предприятиях информационно «откроет» их для притока инвестиций. Это, в свою очередь, послужит ощутимым импульсом для развития предпринимательского сектора национальной экономики, что соответствует основным положениям программы ГП ФИИР. Также, учитывая те методы, какими выходят предприятия МСБ из кризиса, применение концепций стратегического управления позволят предприятиям преодолевать кризисные ситуации не только экономическими и ограничительными мерами, а создадут хорошую основу для проведения консалтинговых, маркетинговых исследований, качественного совершенствования продукции и возможности для профессионального роста персонала, что в дальнейшем послужит конкурентными преимуществами предприятий.

Таким образом, концепция сбалансированной системы показателей дает всеобъемлющее представление об эффективности работы бизнеса: о преимуществах предприятия, его недостатках, успехах и конкретных результатов деятельности, что является информацией первостепенной значимости прежде всего для инвесторов, как иностранных, так внутренних. В завершение следует отметить, что методов стратегического корпоративного управления насчитывается достаточно большое количество, однако, на мой взгляд, преимущества сбалансированной системы показателей, которые заключаются во множестве перспектив (проекций бизнеса), в причинно-следственных связях между гипотезами и показателями бизнеса, наличии обратной связи, обучения в зависимости от качества полученных результатов, в синергии бизнес-структур, могут оказать в наибольшей степени положительное влияние на казахстанские предприятия. Результатом внедрения сбалансированной системы показателей будет создание организаций с высокими конкурентными преимуществами, к которым так стремится развивающийся и глобализирующийся казахстанский бизнес.

Список использованных источников:

  1. Исследование инвестиционной привлекательности Казахстана, 2012 год. Представления и реальность-36c.-5с.

  2. Роберт С.Каплан, Дейвид П.Нортон: Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию.-Москва,2003 г.-214 с.- 32-35с.

  3. Газета «Деловой Казахстан» от № 37 (84), 28 сентября 2007 г.-« Внедрение ССП - вопрос стратегический».

  4. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию- 144с.-24с.

4

Просмотров работы: 3344