ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: Исследование посвящается анализу материалов и литературных источников, посвященных роли и значению финансовой политики торговой организации в России в современных условиях.

Ключевые слова: финансовая политика, доходы, расходы, финансовые ресурсы, капитал, активы, экономика, организация.

Политика управления финансовой деятельностью предприятия представляет собой не просто проводимую финансовую политику, а систему принятых политических и финансовых решений по трансформации существующего состояния бизнеса, которые могут быть невидны, а чаще скрыты от поверхностного понимания. Общие, глубинные основы проведения финансовой политики фиксируются и всецело предопределяются выдвигаемыми целями и поставленными подачами для достижения этих целей.

Реализация крупных целей и задач финансовой политики требует существенных по объему затрат денежных и финансовых ресурсов. Эти затраты чаще всего производятся в виде скрытых объемов финансирования, официальное экономическое содержание которых не совпадает с действительной их экономической сущностью.

Финансовая политика предприятия рассматривается как совокупность практических мероприятий, целенаправленно реализуемых субъектом хозяйствования в рамках общих методологических требований управления финансами и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями его производственно-хозяйственной деятельности.[1]

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

  • создание адекватного финансового механизма;

  • управление финансовой деятельностью.

Перспективные (стратегические) цели как элемент финансовой политики носят прогнозный характер, определяющий концепцию развития, так как практическая реализация этих целей часто не зависит от деятельности самого предприятия, а определяется внешними факторами.

Текущие (оперативные) цели требуют разработки прикладного механизма их практической реализации. Прикладные требования к формированию финансовой политики:

  • при формировании финансовой политики необходимо опираться на общие методические принципы и подходы к управлению финансами;

  • финансовая политика всегда должна иметь прикладной характер, т.е. содержать не "общие положения" по соответствующему направлению деятельности, а конкретные и реально достижимые цели финансового развития субъекта хозяйствования, включая целый перечень практических мероприятий, обеспечивающих их реализацию;

  • при формировании финансовой политики в безусловном порядке учитываются как текущие, так и прогнозные условия функционирования конкретного субъекта хозяйствования внешнего и внутреннего характера (уровень налогообложения, ставки по банковскому и коммерческому кредиту, структура собственных и заемных средств, степень квалификации финансовых работников предприятия и многие другие факторы.[2]

Финансовая политика предприятия включает два взаимно связанных направления - политику доходов и политику расходов, которые на практике реализуют соответствующие функции финансов в целом. Планирование каждого из этих направлений осуществляется соответствующими службами предприятия в их непосредственной взаимосвязи, при этом приоритетность того или иного из них зависит от текущего финансового состояния субъекта хозяйствования (так например, в условиях кризисного развития более целесообразно ориентироваться на планирование "от доходов", когда вначале осуществляется определение ожидаемых финансовых поступлений и лишь затем планируется их использование).

Политика доходов нацелена на удовлетворение потребностей субъекта хозяйствования в привлечении финансовых ресурсов и связана с решением следующих двух прикладных задач:

1. Максимизация поступлений по фактически имеющимся источникам, например, путем увеличения объема производства и реализации продукции и услуг.

2. Постоянное расширение номенклатуры источников указанных поступлений, например, за счет организации новых производств, деятельности на фондовом рынке и т.п.

Политика расходов в свою очередь, определяет необходимость обеспечения рациональной минимизации затрат предприятия, основными критериями которой является их экономическая обоснованность и окупаемость.

Управление финансами является основой формирования финансовой политики. В общем виде управление финансами предприятия можно определить как совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными характеристиками.

Базовыми инструментами управления финансами предприятия выступают:

- финансовое планирование;

- оперативное управление финансами;

- финансовый контроль.

При формировании финансовой политики предприятия используются следующие методы:

- Анализ финансово-экономического состояния предприятия является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

- Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета обязательна для всех предприятий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия".

В связи с этим, целесообразно на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово - экономических показателей.

В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

- Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

  • увеличение доли ликвидных активов;

  • удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

- При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: "курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.[3]

Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

Таким образом, к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

1) анализ финансово - экономического состояния предприятия;

2) разработка учетной и налоговой политики;

3) выработка кредитной политики предприятия;

4) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

5) управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

6) выбор дивидендной политики.

Тип финансовой политики зависит от выбора организации, однако формирование политики (выбор организации) должно осуществляться с учетом финансового состояния организации, ее потенциала, направлений развития и т.д.

Анализ соответствия финансовой политики организации её финансовому состоянию проведем на примере организации ОАО «Торговый дом «Антарес»».

ОАО Торговый дом «Антарес» создано 10 мая 2008 года. Основным видом деятельности является оптовая торговля. Предприятие накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других покупателей. Организация осуществляет торговлю товарами на Челябинском рынке.

Рентабельность основной деятельности характеризует сумму прибыли от продаж, приходящиеся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. В 2009 году на 1 рубль затрат предприятие получало 2,3 коп. прибыли от продаж, в 2010 году - 5,2 коп. Рентабельность основной деятельности увеличилась в 2010 году по сравнению с 2011 годом на 2,9%, что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В 2011 году произошло снижение показателя до 4,2%, по сравнению с 2010 годом рентабельность основной деятельности снизилась на 1,0%.

Рентабельность продаж составила 4,46% в 2009 году и увеличилась до 6,75% в 2010 году. В 2011 году рентабельность продаж по сравнению с 2010 годом снизилась на 1,53% и составила 5,22%. Рентабельность продаж отражает отношение прибыли от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году и характеризует эффективность рыночной деятельности предприятия. Определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль выручки.

Рентабельность внеоборотных активов рассчитываем делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость внеоборотных активов. Показатель отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенный во внеоборотные активы. Рентабельность внеоборотных активов в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась с 10,5% до 30,2%, т.е. на 19,7 пункта, в 2011 году по сравнению с 2010 годом показатель снизился на 6,3% и составил 23,9%.

Рентабельность оборотных активов отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенную в оборотные активы. Рентабельность оборотных активов за 2009 - 2010 гг. увеличивается с 21,8% до 54,8%, т.е. на 33,0%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом показатель снизился на 10,2% и составил 44,6%.

Рентабельность совокупных активов предприятия показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль капитала предприятия (основного и оборотного). Рентабельность капитала составила: в 2009 году - 7,1%, в 2010 году - 19,5%, в 2011 году - 15,6%.

Графически динамика финансовых результатов деятельности ОАО " Торговый дом «Антарес»" за 2009 - 2011 гг. представлена на рис.1.

Финансовая деятельность ОАО " Торговый дом «Антарес»" характеризуется следующими показателями:

Среднегодовая стоимость основных средств ОАО " Торговый дом «Антарес»" в 2009 году составляла 31909,5 тыс. руб., в 2010 году - 32332,5 тыс. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличение составило 1423 тыс. руб. или 1,3%. В 2011 году стоимость основных средств ОАО " Торговый дом «Антарес»" увеличилась по сравнению с 2010 годом на 7930 тыс. руб. или 24,5% и составила 40262,5 тыс. руб.

Прослеживается тенденция основных показателей эффективности использования основных средств за 2009 - 2011 гг. к росту. В 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение стоимости основных средств на 26,2%, фондоотдачи - на 20,7%, рентабельности основных средств - более чем в 2,4 раза.

В 2009 году стоимость оборотных средств предприятия составляла 15382 тыс. руб., в 2010 году - 19229 тыс. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом стоимость оборотных средств предприятия увеличивается на 3847 тыс. руб. или на 25%. В 2011 году предприятие дополнительно вовлекает в оборот оборотный капитал и сумма оборотных средств увеличивается до 23092,5 тыс. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом стоимость оборотных средств увеличивается на 3863,5 тыс. руб. или 20,1%, что обусловлено увеличением стоимости сырья, материалов и других аналогичных ценностей, а также ростом стоимости готовой продукции и товаров для перепродажи.

Увеличение выручки от продаж за 2009 - 2010 гг. обусловило рост коэффициента оборачиваемости. В 2009 году оборотный капитал совершал 10,9 оборота за год, в 2011 году - 11,2 оборота.

Численность персонала предприятия за период 2009-2011 гг. обнаруживает устойчивую тенденцию к росту. В 2009 году численность промышленно-производственного персонала составляла 952 чел., в 2010 году она увеличилась до 967 чел. и в 2011 году составила 994 чел. В целом численность персонала за анализируемый период увеличилась на 27 чел., что обусловлено расширением деятельности предприятия.

Производительность труда на предприятии в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 48,4 тыс. руб. /чел. и составила 224,9 тыс. руб. /чел. В 2011 году производительность труда составила 260,1 тыс. руб. /чел. и превысила уровень 2010 года на 35,2 тыс. руб. /чел. или 15,7%. Однако темпы роста производительности труда на ОАО "Торговый дом «Антарес»" ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития.

Чистая прибыль составила в 2009 году 3350 тыс. руб., в 2011 году - 10293 тыс. руб.

Увеличение показателей рентабельности говорит о том, что эффективность использования капитала предприятия повышается.

Финансовое состояние ОАО " Торговый дом «Антарес»" можно оценить как неудовлетворительное, ухудшающееся к концу 2011 г., что проявляется в низкой платежеспособности и кризисном типе финансовой устойчивости предприятия.

Для улучшения финансовой политики на предприятии были выбраны 2 основных направления и предложены следующие рекомендации:

- В целях выработки кредитной политики ОАО " Торговый дом «Антарес»" был рассмотрен порядок выбора кредитной организации предприятием.

Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.

Рассмотрим порядок выбора предприятием кредитной организации. В 2012 году ОАО "Торговый дом «Антарес»" планирует привлечь в 2012 году долгосрочный кредит 2400 тыс. руб. на капитальные вложения.

Сравнительная характеристика источников кредитования представлена в таблице 2.

Показатели

Банк "Акцепт"

Банк "Стратегия"

Сумма кредита, тыс. руб.

2400

2400

Процентная ставка,%

18,0 годовых

(простые проценты)

3,5 от остатка займа (сложные проценты)

Сумма кредита, тыс. руб.

3374,4

3450

Эффективная ставка,%

20,3

21,875

Расчеты показали, что при осуществлении кредитной политики целесообразнее брать кредит в банке "Акцепт".

- Дивидендная политика ОАО " Торговый дом «Антарес»" основывается на методике постоянного процентного распределения прибыли, основным принципом которой является соблюдение постоянства показателя "дивидендного выхода". Данную методику характеризует простота, а недостатком является снижение дивиденда на акцию при уменьшении чистой прибыли.

Уставный капитал ОАО "Торговый дом «Антарес»" составляет 8000 тыс. руб. и состоит из 8000 штук обыкновенных акций, номинальной стоимостью 1000 рублей. Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров. Дивидендная политика ОАО " Торговый дом «Антарес»" характеризуется следующими показателями (табл.3).

Таблица 3

Показатели дивидендной политики ОАО " Торговый дом «Антарес»"

за 2009 - 2011 гг.

Показатели

Годы

Отклонение

Динамика,%

2009

2010

2011

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

1. Уставный капитал, тыс. руб.

8000

8000

8000

-

-

100,0

100,0

2. Количество акций, шт.

8000

8000

8000

-

-

100,0

100,0

3. Номинальная стоимость акции, руб.

1000

1000

1000

-

-

100,0

100,0

4. Чистая прибыль, тыс. руб.

3350

10543

10293

+7193

-250

3,1 р.

97,6

5. Отчисления от чистой прибыли на выплату дивидендов,%

-

4,1

5,05

+4,1

+0,95

-

-

6. Сумма дивиден-дов, тыс. руб.

-

432

520

+432

+88

-

120,3

7. Дивиденды на одну акцию, руб.

-

54

65

+54

+11

-

120,3

В 2009 году дивиденды не выплачивались. Решением годового собрания акционеров ОАО " Торговый дом «Антарес»" отчисления из чистой прибыли на выплату дивидендов составили: в 2010 году - 4,0% (432 тыс. руб), в 2011 году - 5,05% (520 тыс. руб). В среднем на одну акцию в 2010 году было выплачено 54 руб. дивидендов, в 2011 году в связи с ростом чистой прибыли выплаты дивидендов на акцию увеличились до 65 руб., т.е. на 11 руб. или 20,3% по сравнению с 2010 годом.

Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых предприятием, разработка стратегии его развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Список использованной литературы

  1. 1. Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. - 575 с.

  2. 2. Васильева, Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. - М.: КноРус, 2010. - 374 с.

  3. 3. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 294 с.

Просмотров работы: 6688