РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность исследования обуславливается тем, что в течение последних десятилетий отмечается значительное увеличение числа природных чрезвычайных ситуаций. К сожалению, судя по прогнозам, их количество будет неуклонно возрастать. Многочисленные исследования показали, что в различных чрезвычайных ситуациях природного характера большинство людей (70-75%) не являются психологически устойчивыми: не знают как правильно вести себя в данной ситуации, теряют контроль над своими действиями, легко поддаются воздействию различных негативных факторов. В связи с этим, развитие психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений является основной задачей данной научной работы.

Проблема развития психологической устойчивости к действия в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных учреждений представлена широко в педагогической и психологической литературе (Крупник Е. П., Перевалов В.Ф., Стахнеева И. Ю., Ионин Л.Г., Чалдини Р., Чудновский В. Э., Басаров Б. С., Леонтьев К.К., Секач М.Ф., Грызлова И. Н., Евстафьев Е. Н.Дьяченко Л.А. и т.д.), подтверждая ее актуальность, как важнейшего вопроса современности.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огром­ное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутрен­ней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работо­способности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю органи­зующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мо­тивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосред­ственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматиче­ское здоровье.

Психологическая устойчивость личности является интегральным показателем, в котором отражается опыт взаимодействия с окружающей средой. Процесс развития психологической устойчивости у учащихся в настоящее время является одним из объектов внимания психологов, педагогов, родителей.

Большое значение развитию психологической устойчивости у учащихся образовательных учреждений уделяется при освоении школьного курса ОБЖ. Федеральный государственный стандарт второго поколения ориентирует педагогов на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, в том числе и в аспектах развития психологической устойчивости:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели познавательной деятельности;

  • умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в вопросах безопасности по ЧС природного характера;

  • умение определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (для классификации ЧС), устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности, осознание значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим при возникновении ЧС природного характера;

  • умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной ЧС природного характера.

Для достижения эффективности образовательных результатов в регламентирующих документах (программах по предметам) рекомендуется включать учащихся в различные виды деятельности (учебно-познавательную, аналитическую, практическую), что ориентирует педагогов на использование методов группового взаимодействия, моделирования, анализа конкретных ситуаций. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно методического инструментария для их реализации в образовательной практике, что определило цель работы.

Цель – изучить развитие психологической устойчивостик действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений.

Объект – образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Предмет исследования – психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений.

Задачи:

  • выявить сущность понятия психологическая устойчивость;

  • определить ценностный потенциал школьного курса ОБЖ и внеурочного времени в развитии психологической устойчивости учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера;

  • Разработать этапы и организацию опытно – экспериментальной работы.

Методы по исследованию психологической устойчивости: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - тестирование, педагогическое наблюдение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

  1.  
    1. . Общее представление о психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера как объекте научного рассмотрения

Крупник Е. П. рассматривает психологическую устойчивость как подвижное равновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, с одной стороны, а с другой — как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими при взаимодействии системы со средой [2].

Стахнеева И. Ю. определяет психологическую устойчивость как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [12].

Психологическая устойчивость – тонкий индикатор состояния дистресса и дезадаптации организма в текущей стресогенной ситуации жизнедеятельности [13].

Характеризуя устойчивость как психологический феномен, исследователи применяют различные термины: «устойчивость личности» (Б.С. Басаров, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов); «устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин и др.); «толерантность к стрессу» (Л.Н. Собчик и др.); «стресстолерантность» (Б. Рашел и др.); «сопротивляемость к стрессу» (Ц.П. Короленко и др.); «стрессоустойчивость» (S. Kobasa и др); «надежность» (А.Ф. Вен-дрих и др.); «оперативная надежность» (Л.Г. Рязанова и др.); «оперативная устойчивость» (Ю.С. Бабахай); «помехоустойчивость» (А.Ф. Ануфриев); «психическая готовность» (М.Н. Рудный); «эмоциональная устойчивость» (Аболин, Милерян, Чебыкин); «психическая устойчивость» (М.А. Матова, О.Н. Мазуров, М.Ф. Секач); «психологическая устойчивость» (И.Н. Грызлова, Е.Н. Евставьев, В.К. Калин, С.А. Козлов и др.); «психологическая готовность» (Е.В. Черепкова; М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович; В.А. Денисов и др.)

Следует заметить, что в работах большинства авторов не представлены обоснования для использования именно этих терминов. Однако при всем многообразии можно выделить то общее, что вкладывается в содержание этих понятий. Речь идет о способности субъекта деятельности успешно противостоять условиям (экстремальным), которые могут отрицательно влиять на его работоспособность.

С. Н. Федотов рассматривает психологическую устойчивость как целостную характеристику личности, обеспечивающую устойчивость личности к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций, как синтез отдельных качеств и способностей [14].

Для обозначения явления устойчивости в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации» и т.д. В основе содержательного определения лежит выделение различных аспектов трудных ситуаций и их воздействия на психическую регуляцию поведения, а точнее говоря, на деятельность и развитие личности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности выполнения. Уровень психологической устойчивости проявляется в профессиональной деятельности и является одним из условий надежности работника [14].

Шойгу Ю.С. пишет: «Психологическая устойчивостьэто характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики». Она не является врожден­ным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую оче­редь таких, как тип нервной деятельности, опыта, уровня подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности [11].

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познава­тельный (интеллектуальный), мотивационный и психомо­торный компоненты. Психологическая устойчивость — не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматрива­ется как гибкость, быстрота приспособляемости к посто­янно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче [11].

По мнению Дьяченко М.И, на способность сохранить адекватное поведение в экстремальных ситуациях влияет уровень психологической устойчивости, ориентация на соблюдение моральных норм поведения, чувство сострадания, жизненный опыт [5].

Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян под психологической устойчивостью понимают сложное качество личности, в котором объединены: «уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость» [17].

Психологическая устойчивость личности интерпретируется как «подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой» [17].

В.Э.Чудновский рассматривает психологическую устойчивость как способность личности противостоять негативным воздействиям социума, сохранять свои позиции, установки, убеждения [15].

Психологическая устойчивость личности непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье [18].

Величковский Б.Б. определяет психологическую устойчивость как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания [3].

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:

  • стойкость, стабильность;

  • уравновешенность, соразмерность;

  • сопротивляемость, резистентность [19].

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения. Уравновешенность – соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению событий (величине положительных и отрицательных последствий, к которым он может привести).

Сопротивляемость – способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора [20].

Одна из сторон стойкости – приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если удовлетворены основные высшие потребности: в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, в принятии другими людьми [21].

В стабильность входит постоянство функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная деятельность является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость. Ее следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях [22].

Составной частью устойчивости можно считать уравновешенность. Она проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска, стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний. Существует комплексное понятие «сопротивляемость к стрессу»: способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности [23].

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психологической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.

Одна из сторон стойкости – приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная определенность – переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределенность – отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей [24].

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы [24].

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации...) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений [17].

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности, и развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений [23].

Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их объективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной Стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой. Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой – сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Для психологической устойчивости необходима способность противостояния внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям [25].

Таким образом, психологическая устойчивость является системным свойством, обуславливающим успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания, позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Она является сложным и емким качеством личности, объединяющим целый комплекс способностей: стойкость (способность противостоять), уравновешенность (способность соизмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма), сопротивляемость (способность противостояния внешним влияниям) - определяются при помощи методики определения нервно – психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «прогноз». Стойкость, сопротивляемость и уравновешенность человека напрямую зависит от его целевых приоритетов (ценностей), знаний об объектах и явлениях, практических умений в разнообразных жизненных ситуациях, что позволяет говорить о психологической устойчивости человека к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера, как интегральную характеристику личности, включающую:

  • ценностные ориентации на здоровье и безопасность;

  • знания о ЧС природного характера и способах действий при их возникновении;

  • умения действовать в ЧС природного характера, сообразно создавшимся условиям.

1.2 Ценностный потенциал школьного курса ОБЖ и внеурочного времени в развитии психологической устойчивости учащихся к действиям чрезвычайных ситуаций природного характера

Целевые ориентиры школьного курса ОБЖ в аспектах развития психологической устойчивости учащихся к действиям чрезвычайных ситуаций природного характера определены в примерных программах по предмету следующим образом:

  • освоение учащимися знаний о чрезвычайных ситуациях природного (геологического, метеорологического, гидрологического, биологического);

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

  • воспитание ценностного отношения к человеческой жизни;

  • развитие черт личности, не обходимых для безопасного поведения в случае возникновения ЧС;

  • формирование навыков безопасного поведения школьников в ЧС природного характера, правильных действий по сигналу «Внимание всем!» [2]

Содержание занятий по ЧС природного происхождения включает изучение ЧС геологического происхождения (землетрясения, вулканы, оползни), ЧС метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами), ЧС биологического происхождения (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии), причины их возникновения возможные последствия и системы защиты населения от последствий ЧС природного характера.

Для достижения эффективности образовательных результатов в регламентирующих документах (программах по предметам) рекомендуется включать учащихся в различные виды деятельности:

  1. Учебно – познавательную, включающую:

  • изучение нового материала на уроках;

  • выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и ЧС, их последствиях.

  1. Аналитическую, включающую:

  • установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

  • планирование личного поведения с учетом реальной ситуации личных возможностей.

  1. Практическую, цель которой – формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

На занятиях ЧС природного характера необходимо, чтобы учащиеся поняли, что безопасность человека во многом зависит от уровня культуры безопасности, в том числе осведомленности о возможных бедствиях, обученности правилам действий чрезвычайных ситуациях, готовности противостоять опасности, которая подстерегает нас в природе.

На уроках крайне важно достичь понимания учащимися необходимости изучения основ безопасности жизнедеятельности, насколько серьезно надо относиться к проводимым в рамках этого предмета занятиям. Необходимо осознавать, что оценки по ним выставляет жизнь и «пятерка» - это спасение, а «двойка» - беда в чрезвычайной ситуации[7].

Организация и проведения занятий по ЧС природного характера, выбор форм, методов и средств обучения, необходимо осуществлять из специфики в содержании изучаемых тем, возрастных особенностей учащихся (10-15 лет).

Организацию и проведение занятий необходимо осуществлять на основе сотрудничества педагога и учащихся, учащихся друг с другом. Необходимыми компонентами сотрудничества при обучении являются позитивная взаимосвязь, личное взаимодействие, личная и групповая ответственность и межличностные навыки. Самым эффективным способом обучения является структурированная групповая работа.

Другим вариантом проведения занятий является соревновательный тип. Соревновательное обучение воспитывает концентрацию, целеустремленность в достижении результата, самоуважение, качества лидера – командира у победителя, в то время как проигравшие получают мотивацию быть похожим и равняться на лучших.

В целях достижения качества и эффективности занятий по ЧС природного характера необходимо использовать разнообразные организационные формы работы:

  • интегрированные и бинарные уроки – ОБЖ – история, ОБЖ – экология, ОБЖ – география;

  • уроки – конференции с приглашением специалистов МЧС, пожарной охраны, ученых экологов;

  • сюжетные, ролевые и деловые игры.

Большинство уроков по теме ЧС природного характера целесообразно проводить на природе. Смена обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает познавательные интересы учащихся, поэтому педагогам целесообразно при планировании предусмотреть проведение уроков вне школы.

Эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету ОБЖ может быть достигнута при помощи внеурочной деятельности. Внеурочная работа должна соответствовать требованиям к содержанию, целям и задачам образования и воспитания, установленных в федеральных нормативных документах[21].

Правильно поставленная внеурочная работа имеет большое значение при формировании у учащихся системы знаний, в области предмета ОБЖ. Такая работа способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности[5].

Внеурочная работа по ОБЖ должна быть частью общешкольной системой внеурочных мероприятий. Следует учитывать и большие возможности в организации внеурочной работы в школе, возникающие в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы как таковой: участие в олимпиадах по ОБЖ, конкурсах, выставках технического творчества, смотрах кабинета ОБЖ и так далее.

Внеурочную работу по ОБЖ необходимо планировать: перспективно на учебный год и более детально на полугодие и четверть. Необходимость эта определяется не только тем, чтобы связать учебные занятия с внеурочными планами по предмету, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся внеурочными мероприятиями[7].

Таким образом, в развитии психологической устойчивости учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера имеется ценностный потенциал школьного курса ОБЖ и внеурочного времени, выраженный в:

- целевых приоритетах и результатах освоения школьного курса ОБЖ;

- возможности использования активных методов обучения в организации урочного и внеурочного времени школьников.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1. Методика организации и анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Исследование психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учрежденийпроведено на базе МОУ «НСОШ №1»п. Новосергиевки в 2010-2011 учебном году. Общее количество учеников 10 классов, принимающих участие в научной работе, составляло 43 человека, возрастной состав которых, в среднем, составил 16 лет. Учащиеся 10 «А» класса (в количестве 21 человека) являлись контрольным классом, а учащиеся 10 «Б» класса (в количестве 22-х человек) – экспериментальным классом.

Учащимися контрольного и экспериментального класса изучаются темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» по программе предмета «основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной государственным стандартом. С учащимися 10 «Б» класса дополнительно планируется проведение занятий с углубленным применением организации коллективной работы, технологии проектирования и анализу конкретной ситуации.

Непосредственная цель исследования состоит в изучении психологической устойчивости у учащихся, обосновании педагогических средств эффективности ее развития.

Исходя из цели, были определены задачи исследования, которые его конкретизируют и раскрывают. Они обуславливают основные направления и содержание исследовательской работы.

Задачи исследования:

  1. Определить диагностический инструментарий, основные направления педагогического эксперимента;

  2. Описать этапы научной работы;

  3. Выявить педагогические средства, гипотетически эффективные для развития психологической устойчивости учащихся общеобразовательных учреждений.

Первый этап – констатирующий. Предполагает изучение уровня развития психологической устойчивости к чрезвычайным ситуациям природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений. Знакомство с учащимися, присутствие на занятиях. Изучение методик преподавания ОБЖ и специальной литературы по теме исследования. Выявление уровня психологической устойчивости у учащихся. Подбор методики для занятий с экспериментальным классом.

Методы диагностики:

  • методика определения нервно - психологической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (Приложение 1);

  • педагогическое наблюдение.

Методика определения нервно - психологической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии.

Цель методики: определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе.

Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ "да" или "нет". Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос "да" или "нет", отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов.

Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности учащихся, в естественных для них условиях.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото -, аудио – и видеоаппаратура, карты наблюдения).

Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Цель педагогического наблюдения - выявление у учащихся уровней активности, знаний, умений и навыков, для определения в дальнейшем их психологической устойчивости.

Второй этап – формирующий. На формирующем этапе планируется внедрение в учебно-воспитательный процесс с экспериментальным классом внеклассных мероприятий, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Учебно – тематический план внеклассных мероприятий

Тема

Время проведения

1.

Поражающие факторы ЧС природного характера

Сентябрь (1 ч)

2.

Подготовка к действиям во время предупреждения ЧС природного характера

Октябрь (1 ч)

3.

Подготовка к действиям во время возникновения ЧС природного характера

Ноябрь (2 ч)

4.

Подготовка к действиям во время ликвидации ЧС природного характера

Декабрь (1 ч)

5.

Тренинг с психологом

Январь (1 ч)

6.

Встреча со специалистами МЧС

Февраль (2 ч)

7.

Медицина катастроф

Март (1 ч)

88.

Тестирование на выявление уровня тревожности

Апрель (1 ч)

 

Согласно федеральным государственным стандартам второго поколения для достижения эффективности личностных, метапредметных и предметных результатов (включающих психологическую устойчивость учащихся общеобразовательных учреждений к действиям в ЧС природного характера) необходимо уделять большое внимание организации коллективной работы, технологии проектирования и анализу конкретной ситуации.

Коллективный способ обучения (КСО). Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

Обычно используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т. е. с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы, получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Алгоритм деятельности учащихся:

Инструкция для ученика при работе в парах сменного состава.

  1. Запишите в тетрадях дату и тему урока.

  2. Получите карточку с заданием, прочитайте ее.

  3. Выберете себе партнера с карточкой другого цвета. Перескажите ему содержание вашей карточки.

  4. Выслушайте содержание карточки партнера.

  5. Задайте друг другу вопросы, чтобы лучше понять и запомнить материал.

  6. Обменяйтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.

  7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки.

  8. Выйдите к доске и представьте работу в малой группе (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).

  9. Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.

  10. Сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).

Работа в парах сменного состава является эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • каждый учащийся работает в индивидуальном темп;

  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Анализ конкретной ситуации (АКС)используется на уроках ОБЖ с целью при­учения учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предви­дения опасных ситуаций, оценки и прогнозирования их развития, принятия целесоо­бразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. В результате применения АКС происходит накопление личного опыта учащихся посредством анализа причин происшествий и несчастных случаев, они приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различные опасные ситуации.

Одним из этапов подготовительной работы учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать конфликт, проблему или решение которой потребует усилий. Учебную ситуацию можно смоделировать, опи­раясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, повести, очерки и т.д.).

Найденный сюжет необходимо обработать: описать доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.

АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо ре­ального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а также при использовании игрового метода — моделирования и проигрывания ситуации непо­средственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).

Вне зависимости от содержания учебной ситуации учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

  • Знакома ли вам продемонстрированная опасная ситуация?

  • Как вы думаете, почему она произошла?

  • Что стало причиной ее возникновения?

  • Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?

  • Если бы вы были свидетелем или участником этих событий, как бы вы посту­пили? Почему именно так?

  • Что необходимо предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?

Учитель может дать свое описание типовых ситуаций в формулировках, соответствующих воз­расту учащихся: вы находитесь в сейсмоопасном регионе страны (мира), в квартире. Внезапно чувствуете, что пол начинает качаться, зазвенела посуда, качаются люстры и т.п. Ваши действия.

Технологии проектирования. Существуют различные технологии проектирования:

  • по уровню интеграции различают проекты с привлечением содержания толь­ко одной изучаемой дисциплины; межпредметные, учитывающие содержание ряда учебных дисциплин; надпредметные, которые выполняются на основе сведений, не входящих в образовательные программы;

  • по количеству участников выделяют индивидуальные и коллективные (парные, групповые) проекты;

  • по способу преобладающей деятельности различают исследовательские, игро­вые, творческие, познавательные, практико-ориентированные проекты;

  • по продолжительности времени проведения проекты разделяют на краткосроч­ные (мини-проекты) — они могут занимать время от одного до двух учебных часов; среднесрочные — от нескольких недель до одного-двух месяцев; долгосрочные — разрабатываются в течение полугода, всего учебного года во внеурочное время.

Преимущества технологии проектирования проявляются в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источ­ников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения).

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способно­стей;

  • образовательный процесс строится не в логике содержания учебника, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого уче­ника на свой уровень развития;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует системному и сбалансированному развитию образовательных, физиологических и психических функций ученика;

  • обеспечивается глубокое, осознанное усвоение базовых знаний за счет индиви­дуализации, мотивации, комплексности;

  • ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процес­сы, объекты, конкретные ситуации, проникает вглубь процесса конструирования новых объектов.

Учитель организует комплектование групп, предлагает им проектные задания. Например:

А. Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед.

Предложите проект, который позволит уменьшить травматизм.

Б. Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.

В. Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий.

Предложите способы умень­шить аварийность.

Нет ничего плохого в том, если презентация проектной деятельности будет проведена на дру­гом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. «Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время.»[11].

Таким образом, мы выделили основные педагогические средства, способствующие эффективному развитию знаний, умений и навыков, а так же развивающие психологическую устойчивость у учащихся образовательных учреждений, которые будут использоваться при проведении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

После проведения тестирования по методике «Прогноз», получены следующие результаты, отражающие уровни психологической устойчивости у учащихся. Полученные данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1.

Исходный уровень психологической устойчивости учащихся

Уровень

10 «А»

10 «Б»

Количество человек

Показатель, %

Количество человек

Показатель, %

Высокий

4

19,1

5

22,6

Средний

9

42,8

13

59,2

Низкий

8

38,1

4

18,2

Наглядно сравнить полученные результаты можно на рисунке 1.

10 «А» класс 10 «Б» класс

Рис. 1. Уровни психологической готовности к ЧС ситуациям природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений

Из полученных результатов видно, что высокий уровень психологической устойчивости присутствует, однако он значительно ниже всех других уровней. Можно сделать вывод, психологической устойчивостью обладает 19,1% учащихся 10 «А» и 22,6% учащихся 10 «Б» классов, эти ученики наиболее устойчивы к трудным жизненным ситуациям, успешно противостоят им, обладают хорошей адаптацией к воздействию различных психосоциальных нагрузок без последствий для психического и физического здоровья, обладают высокой работоспособностью. Такие учащиеся в основном энергичны и оптимистичны. Они реже подвергаются стрессу, используют полностью свои возможности в школьном обучении, не склонны к невротизации и различным нарушениям поведения. Хорошо развиты аспекты психологической устойчивости (стойкость, уравновешенность и сопротивляемость). Минимизируют негативное влияние при возникновении напряжения, возможно появление стресса, фрустрации.

Средний уровень психологической устойчивости у учащихся 10 «А» составил 42,8 %, 10 «Б» - 59,2 % что говорит нам о недостаточном развитии психологической устойчивости. Такие ученики в меньшей степени устойчивы к трудным жизненным ситуациям, могут противостоять им, обладают умеренно развитой адаптацией к воздействию различных психосоциальных нагрузок, обладают средней работоспособностью. Способны подвергаются стрессу, но в меньшей степени, чем ученики с низким уровнем психологической устойчивости. Частично используют свои возможности в школьном обучении, не всегда склонны к невротизации и различным нарушениям поведения. Удовлетворительно развиты аспекты психологической устойчивости (стойкость, уравновешенность и сопротивляемость). Минимизируют негативное влияние при возникновении напряжения, возможно появление стресса, фрустрации.

Низкий уровень психологической устойчивости оказался выше всех остальных у 10 «А» - 38,1 %, у 10 «Б» - 18,2%. Это свидетельствует о том, что большая часть испытуемых не может противостоять воздействию различных негативных факторов. Следовательно, ученики с низким уровнем психологической устойчивости не способны сохранить адекватное поведение в трудных жизненных ситуациях. Более свойственен инертный тип: вверяется воле судьбы и не пытается противостоять обстоятельствам. Они часто подвергаются стрессу, не могут использовать полностью свои возможности в школьном обучении, склонны к невротизации и различным нарушениям поведения.

Аспекты психологической устойчивости развиты слабо, учащиеся, относящиеся к этому уровню преодолевают трудности с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, не могут минимизировать негативное влияние в возникновении напряжения, возможно появление стресса, фрустрации.

При проведении педагогического наблюдения за учащимися школьникам предлагались ситуационные задачи по поведению людей в условиях возникновения стихийных бедствий. Решение предложенных ситуаций позволило выявить активность, знания, умения, навыки учащихся в ЧСПХ у контрольного и экспериментального классов. Полученные данные отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни

10 «А» %

10 «Б» %

Активность

Высокий

27,2

28,1

Средний

48,2

43,6

Низкий

24,6

28,3

Знания

Высокий

30,1

28,9

Средний

49,6

46,9

Низкий

20,3

24,2

Умения

Высокий

14,9

13,8

Средний

47,2

48,1

Низкий

37,9

38,1

Навыки

Высокий

21,9

23,1

Средний

46,5

45,9

Низкий

31,6

31

Анализ результатов педагогического наблюдения.

Активность.

Из полученных результатов видно, что высокий уровень активности у учащихся 10 «А» составляет 27,2 %, у 10 «Б» - 28,1 % - это свидетельствует о хорошей адаптации учащихся к различным ситуациям, высокой работоспособности. Такие учащиеся в основном энергичны и оптимистичны. Они реже подвергаются стрессу, различным психологическим заболеваниям. Психологическая устойчивость – хорошая.

Средний уровень активности у учащихся 10 «А» составил 48,2 %, 10 «Б» - 43,6 % что говорит нам о недостаточной активности. Такие ученики в меньшей степени устойчивы к трудным жизненным ситуациям, могут противостоять им, обладают умеренно развитой адаптацией к воздействию различных психосоциальных нагрузок, обладают средней работоспособностью. Минимизируют негативное влияние при возникновении напряжения, возможно появление стресса, фрустрации. Психологическая устойчивость - средняя.

Низкий уровень активности у 10 «А» - 24,6 %, 10 «Б» - 28,3 %. Это свидетельствует о том, что большая часть испытуемых не может противостоять воздействию различных негативных факторов. Следовательно, ученики пассивно относятся к различным видам деятельности, проявляется заторможенность, большая вероятность возникновения стресса, фрустрации, развитие психологических заболеваний. Психологическая устойчивость – низкая.

Знания.

Высокий уровень знаний составил 30,1 % у 10 «А», 28,9 % – 10 «Б» классов. Это говорит о хороших знаниях.

Средний уровень знаний у 10 «А» составил 49,6 %, 10 «Б» - 46,9 %, следовательно, знания не достаточные.

Низкий уровень знаний оказался ниже всех остальных уровней, составил у 10 «А» - 20,3%, у 10 «Б» - 24,2%. Это свидетельствует о том, что знания минимальны.

Умения и навыки определялись при помощи решения ситуационной задачи (анализ конкретной ситуации):

Вы проживаете в сейсмоопасном районе, находитесь в квартире. Внезапно начинают качаться мебель, люстра, падает посуда.

  • Знакома ли вам данная ситуация?

  • Как вы думаете, почему она произошла?

  • Что стало причиной ее возникновения?

  • Какие ваши последующие действия?

Умения.

Высокий уровень умений просматривается у 10 «А» - 14,9%, у 10 «Б»13,8%, это свидетельствует об умениях правильно анализировать ситуацию и выходить из нее.

Средний уровень говорит о не достаточном умении анализировать и выходить из данной ситуации. У 10 «А» класса - 47,2%, 10 «Б» класса - 48,1%.

Низкий уровень умений у 10 «А» класса составил 37,9%, у 10 «Б» класса – 38,1%. Это свидетельствует об отсутствии умений правильно анализировать сложившуюся ситуацию и неверно выходить из нее.

Навыки.

Высокий уровень навыков просматривается у 10 «А» - 21,9%, у 10 «Б» - 23,1%, это свидетельствует о правильности действий в возникшей ситуации.

Средний уровень говорит о не достаточных навыках. Учащиеся не точно действуют в опасной ситуации. Навыки не достаточно отработаны. У 10 «А» класса - 46,5%, 10 «Б» класса – 45,9%.

Низкий уровень навыков 10 «А» класса составил 31,6%, у 10 «Б» класса – 31%. Это свидетельствует об отсутствии навыков действовать в опасной ситуации и правильно выходить из нее.

Таким образом, аспекты психологической устойчивости развиты слабо, учащиеся, относящиеся к этому уровню преодолевают трудности с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, не могут минимизировать негативное влияние в возникновении напряжения, возможно появление стресса, фрустрации.

Выводы

  1. Обзор источников литературы показал, что развитию психологической устойчивости учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера отводиться в рамках курса ОБЖ недостаточно учебного времени.

  2. Выявлено, что аспекты психологической устойчивости у учащихся общеобразовательных учреждений развиты слабо. Поэтому необходима интеграция внеурочных занятий и урочных форм обучения.

  3. Разработаны этапы и организация опытно – экспериментальной работы. Подобрана методика диагностики определения уровня психологической устойчивости к действиям природного характера, разработан учебно - тематический план внеклассных занятий с использованием различных педагогических форм и средств.

Заключение

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огром­ное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутрен­ней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работо­способности. Психологическая устойчивость личности является интегральным показателем, в котором отражается опыт взаимодействия с окружающей средой.

Учащиеся старших классов признаются наиболее сенситивной возрастной категорией в контексте развития психологической устойчивости, так как именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности. На данном этапе происходит формирование контроля над собственными эмоциональными переживаниями и использованием конструктивных стратегий поведения в кризисных ситуациях, возникает потребность сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохранять равновесие с окружающей средой, собственную идентичность.

Для изучения уровня психологической устойчивости использовалась методика определения нервно - психологической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», метод педагогического наблюдения. Полученные результаты показали, что у старшеклассников присутствуют различные уровни психологической устойчивости: низкий, средний и высокий, а так же различные уровни активности, знаний, умений, навыков. При помощи данных результатов составлен портрет старшеклассника с соответствующим ему уровнем психологической устойчивости.

Теоретически выявлены педагогические средства повышения эффективности развития психологической устойчивости учащихся – методы совместного обучения, проектирования, анализа конкретной ситуации, которые будут апробироваться в формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Список используемой литературы

  1. Альбуханова – Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психологии / К. А. Альбуханова – Славская. – Воронеж: Издательство «МОДЕК», 2001. – 56с. - С.36-53.

  2. Агузумцян, Р. В. Психологическая безопасность личности / Р. В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян // Ереван.: Современные проблемы прикладной психологии: Межвузовский сб. науч. статей, 2007.- 184с. -С. 32-40.

  3. Артюхов, М. В. Здоровье формирующее образование в крупном промышленном городе /М. В. Артюхов, Л.Г. Качан // Валеология.- 2001. - № 2. – С.77- 81.

  4. Величковский, Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу / Б. Б. Величковский //Вестник МГОУ. «Психологические науки», 2007. - №3. - С.105-112.

  5. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В. Г. Волович. – М. : Мысль, 1983. - 233с.

  6. Выгодский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития/ Л. С. Выгодский //Вопросы психологии . - 1972. - №2 – с. 14-16.

  7. Галанин, Ю. Новые горизонты в преподавании ОБЖ / Ю. Галанин // Основы безопасности жизни.- 2000. - № 12. – с. 45-46.

  8. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности /М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск.: Владос, 1976.- 234с.

  9. Зайцев, Г. К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование/ Г. К. Зайцев // Валеология. – 1998. - №1.- с. 5- 9.

  10. Закон РФ «Об образовании». – М.: ИНФРА – М, 2002. – с. 53.

  11. Ионин, Л. Г. Социология культуры /Л. Г. Ионин. М.: Наука, 2007. – с. 56-64.

  12. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. – М.: Наука, 2005. – с.223.

  13. Колесников, Л. Ф. Стратегия образования в интересах безопасности страны /Л. Ф. Колесников // Педагогика.- 1999. - № 5. – с. 3-7.

  14. Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания / Е. П. Крупник // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М.: МГПУ, 1994. – с.183 – 196.

  15. Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория / Е. П. Крупник // Научные труды МГПУ. – М.: Слово.- 2004.- с. 102.

  16. Куликов, Л. В. Проблема описания психологических состояний / Л. В. Куликов // Психические состояния. Спб.: Питер, 2006. – с.366.

  17. Малкина – Пых, И. Г. Экстремальные ситуации / И. Г. Малкина – Пых, М.: ЭКСМО, 2006. – с.15.

  18. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик, Москва.: ЭКСМО, 2001. – с. 131-141.

  19. Мурадян, Е. Б. Психологическая безопасность личности / Е.Б. Мурадян // Проблемы педагогики и психологии. Ереван.: Аист, 2008.- с. 126-131.

  20. Перевалов, В. Ф. Страх без страха /В. Ф. Перевалов // Безопасность. Инф. сб. НИМБ. – 1997. - № 1 – 2.

  21. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 -11 классы / под ред. А. Т. Смирнова. М. : Просвещение , 2006. - 112с.

  22. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Психолог , 2005. - С. 125-134.

  23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2006. - С.22.

  24. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1995. - С.125 - 134.

  25. Сапронов, В. О научной базе ОБЖ / В. Сапронов // Основы безопасности жизни . 2001. № 5. С. 7.

  26. Стахнеева, И. Ю. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / И. Ю. Стахнеева // Учебное пособие. Спб.: СГПУ , 2004. - 198с.

  27. Федотов, С. Н. Проблема психологической устойчивости сотрудников ОВД / С. Н. Федотов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2006.- № 3. - С.32.

  28. Фелъдштейн, Д. И. Психология взросления /Д. И. Фельдштейн // М., 1999. - 296 с.

  29. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. СПБ.: Питер Ком,1999. – 272 с.

  30. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский // Избр. Тр. М.: МПСИ, 2006. - 767 с.

  31. Шойгу Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - С. 127.

Приложение 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ»

Разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии.

Цель: определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе.

Описание: методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ "да" или "нет". Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос "да" или "нет", отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов.

Обработка данных: Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих "ключу":

Инструкция

Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет».

  1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

  2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

  3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

  4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

  5. У меня часто болит голова.

  6. Иногда я говорю неправду.

  7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

  8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

  9. Бывает, что я сержусь.

  1. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

  3. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

  4. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

  5. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

  6. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

  7. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

  8. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

  9. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

  10. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

  11. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

  12. Запоры у меня бывают редко.

  13. В игре я предпочитаю выигрывать.

  14. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

  1. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

  2. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

  3. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

  4. С моим рассудком творится что-то неладное.

  5. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

  6. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

  7. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

  8. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

  9. Думаю, что я человек обреченный.

  10. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

  11. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

  12. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

  13. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

  14. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

  15. Моя внешность меня, в общем, устраивает.

  16. Я вполне уверен в себе.

  17. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

  18. Кто-то управляет моими мыслями.

  19. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

  20. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

  21. Счастливей всего я бываю, когда один.

  22. Кто-то, пытается воздействовать на мои мысли.

  23. Я любил сказки Андерсена.

  24. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

  25. Меня злит, когда меня торопят.

  26. Меня легко привести в замешательство.

  27. Я легко теряю терпение с людьми.

  28. Часто мне хочется умереть.

  29. Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.

  30. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

  31. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

  32. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

  33. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

  34. У меня были очень необычные мистические переживания.

  35. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

  36. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

  37. Я человек нервный, легко возбудимый.

  38. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

  39. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

  40. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

  41. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

  42. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

  43. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

  44. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

  45. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

  46. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

  47. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

  48. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

  49. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

  50. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

  51. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

  52. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

  53. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

  54. Мне трудно проснуться в назначенный час.

  55. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

  56. В детстве я был капризный и раздражительный.

  57. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

  58. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

  59. У меня есть судимые родственники.

  60. В юности я имел приводы в милицию.

  61. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

ПРОГНОЗ

Обработка данных

Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих «ключу»

«Да» - вопросы 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26. 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42. 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65. 66, 67, 69. 70 71, 72. 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79. 80, 81, 82, 83, 84.

«Нет» - вопросы 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46,49, 54, 55, 58,61,68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов: «Да» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Интерпретация результатов

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов.

Чем больше значение пункта условной шкалы, тем большее нервно - психическая устойчивость.

Интерпретация результатов

Полученные баллы НПУ

Пункты шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы НПУ

33 и более

1

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

29-32

2

23-28

3

 

4

18-22

5

Среднее

14-17

6

11-13

7

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе

9-10

8

7-8

9

6 и менее

10

43

Просмотров работы: 21277