ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе будут рассмотрены общетеоретические основы предпринимательства, как экономической категории

Цель данной работы заключается в изучении и анализе предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Актуальность выбранной темы подчеркивается тем, что предпринимательство является одной из основных форм организаций. За прошедши десять лет в Российской Федерации возросло количество собственников и предпринимателей. Неизменной частью экономики России является малый бизнес и средний бизнес, ведение которого включает в себя множество особенностей и тонкостей в управлении организацией (рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основ, хозяйственный риск) что, безусловно, несет за собой огромную ответственность.

Предпринимательство имеет общественный характер, и заключается он не только в деятельности участвующих в предпринимательстве работников, но а так же и наличие в общественном хозяйстве тех условий, которые позволяют реализовать множество предпринимательских признаков. Именно наличие в общественном хозяйстве таких условий составляет среду предпринимательства, а так же предоставляет предпринимателям такие важные элементы как экономическая свобода. Под экономической свободой подразумевается определяющий признак предпринимательской среды, т.е. не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности, имея доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Следующее важнейшее для предпринимательства условие, предоставленное общественным хозяйством, это наличие личной заинтересованности, которая выступает движущим мотивом предпринимательства. Заключается она в возможности приобретать и копить доход, что, безусловно, является определяющим условием предпринимательской деятельности.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Определения предпринимательства, встречающиеся в отечественной и зарубежной литературе, разнообразны, что объясняется сложностью и многозначностью самого явления. Предпринимательская способность — способность к эффективной организации взаимодействия экономических ресурсов (труда, земли, капитала) для осуществления хозяйственной деятельности. Большинство исследователей полагают, что успешными предпринимателями могут быть 5—7 % активной части населения. Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров — наемных управляющих, которые не являются собственниками компании; ор­ганизаторов бизнеса, сочетающих в одном лице владельцев и управляющих. Предпринимательская способность находит свое выражение в развитии предпринимательства. Предпринимательство — способ ведения бизнеса на самостоятельной независимой основе.

При рассмотрении предпринимательства выделяют ряд признаков, позволяющих определить сущность этого явления с позиций экономической науки. Такими сущностными характеристиками предпринимательства являются:

1. Бремя риска. Предприниматель действует в неопределенной среде: в случае успеха он получит прибыль, а в случае неудачи — понесет убытки. Неопределенность будущего (конкурентная борьба, динамика экономической конъюнктуры, природные и техногенные катаклизмы) делают любой бизнес рисковым. Предприниматель рискует своим временем, деловой репутацией и вложенными средствами. Классическим образом предпринимателя является сочетание в одном лице организатора бизнеса и его управляющего. Одной из причин, почему предпринимателей рискует в одиночку, является асимметрия информации Для того чтобы привлечь потенциального партнера, необходимо поделиться с ним своей идеей организации бизнеса. В такой ситуации всегда существует опасность, что данная идея может быть похищена. Еще одна причина ведения бизнеса в одиночку — в случае успеха предпринимателю не придется делиться полученными прибылями с партнерами.

2. Соединение в определенной комбинации производственных ресурсов. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства. Именно предпринимателю общество обязано обилием и многообразием товаров и услуг, поскольку именно предприниматель соединяет и в различных пропорциях комбинирует различные ресурсы, производя необходимые блага. Как отмечал В. Зомбарт (представитель исторической школы экономической мысли.), «без него [предпринимателя] ничего не происходит. ... Все прочие факторы производства — труд и капитал — находятся в зависимости от него [предпринимателя] и только благодаря его творческой деятельности пробуждаются к жизни. Стремясь к максимизации своего дохода, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам применения экономических ресурсов.

3. Новаторство. Сегодня предприниматель не только готов к любым возможностям, которые предоставляет ему рынок, но и сам создает эти возможности. В современном рыночном хозяйстве традиционные экономические ниши уже заняты и возмож­ность получения прибылей обеспечивается за счет инноваций.

Инновация — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые экономические и социальные изменения. Первая фирма, которая выйдет на рынок с новым товаром или предложит новую технологию, может, по крайней мере. некоторое время, продавать его по иене выше альтернативной стоимости.

Принятие основных решений. Получение предпринимательского дохода связано с обеспечением жизнедеятельности руководимого предприятия. Здесь необходимо наличие всех составляющих производства, выбор определенной направленности деятельности и ее достаточное финансирование, расстановка кадров и планирование производства, принятие эффективных управленческих решении. Необходим также отлаженный механизм взаимодействия предприятий, предполагающий своевременную поставку продукции, ее своевременную оплату и пр. Предприниматель должен обладать навыками подбора кадров, иметь знания в области менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета и пр. По опенкам специалистов, основное причиной банкротства является не то, что бизнес был основан на неудачной идее, а то, что предприниматели совершают массу ошибок уже в ходе веления дела.

Функции предпринимательства

К числу основных функций современного предпринимательства принято относить:

• Ведение финансов и учета. Управление финансами предполагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпринимательской деятельности, управление использованием капитала и доходов. Главная задача предпринимательства — обеспечение максимальной отдачи предпринимательской деятельности при минимальном риске.

• Кадровую функцию. Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом — система управленческой деятельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

• Материально-техническое обеспечение. Эта деятельность охватывает операции по приобретению сырья и материалов, машин и оборудования. Главной задачей на данном этапе является бесперебойное снабжение производства необходимыми ресурсами при минимальных затратах.

• Производственную функцию. Производство предполагает превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минимальных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

• Маркетингу предполагающий определение нужд потребителей. Маркетинг — система учета потребительских предпочтений и воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт продукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя становится выявление предпочтений потребителей, а зачастую и формирование новых.

• Научно-исследовательскую деятельность, направленную на создание новых технологий, обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. В век научно-технической, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

• Связи с общественностью, подразумевающие управление отношениями между фирмой и общественными структурами (органами государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).

Предпринимательство в условиях рыночной среды

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки (оказание финансовых услуг); поставщики (снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.); оптовые и розничные продавцы (предоставление услуг по доведению товаров до потребителя); специализированные фирмы и учреждения (предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг); агентства по трудоустройству (оказание помощи в подборе рабочей силы); учебные заведения (обучение рабочих и специалистов-служащих); прочие агентства (рекламные, транспортные, страховые и др.); средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.

Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Такие нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары.

Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом. От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов своих сотрудников, касающихся охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Важную роль в формировании предпринимательства играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовка преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора, и др.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, поэтому большое значение для успешной работы имеет создание необходимых правовых условий. Прежде всего речь идет о законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.

Законы должны обеспечить: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

Важную роль также играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Причины, мешающие развитию предпринимательства

В заключение проделанной работы следует отметить важность и актуальность предпринимательства в экономике любой страны.

Именно предприятия, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Однако все это возможно лишь после устранения ряда причин, ведущих к торможению развития предпринимательства.

Налоговая система и налоговая политика в России являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств. Работа созданной инфраструктуры для поддержки бизнеса остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования предпринимательства, так как сама система требует изменений.

Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.

Таким образом, можно сказать, что предпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в России «среднего» класса.

Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно лишь при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов предпринимательства.

Просмотров работы: 9832