Б. Паскаль
В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Повсеместно стала острее осознаваться практическая ценность предсказательной функции научных теорий непосредственно с целью принятия обоснованных решений, как на уровне государства, так и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Особое место в теории научного прогнозирования занимает прогнозирование финансов, так как финансы являются важным инструментом регулирования экономики и способствуют ее более устойчивому развитию.
Финансовое прогнозирование - это, прежде всего обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. Другими словами, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменений, конкретных условиях их функционирования в данный момент времени и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.
Финансовым прогнозированием занимается Министерство финансов, в нашем случае, Республики Башкортостан, а именно – отдел прогнозирования финансовых ресурсов и налогов.
При прогнозировании доходов используются материалы официальной статистики, отраслевая и ведомственная информация. В отделе за каждым специалистом закреплен определенный вид налога, но вместе с тем, в отделе слаженно действует принцип взаимозаменяемости специалистов. У каждого установлены специализированные компьютерные программы "Прогнозирование отдельных налоговых доходов", созданной в системе планирования и исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан "Башфин". В своей работе они руководствуются Методикой прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, где подробно расписана система прогноза отдельных налоговых доходов.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансового положения на прогнозируемый период. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.
В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.
Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов со всех сторон, чтобы иными словами – быть ко всему готовым. Безусловно, это происходит с применением экономических моделей, которые в свою очередь с определенной степенью вероятности описывают динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. Таким образом, государство и отдельные хозяйствующие субъекты могут выявить различные возможности увеличения объема своих финансовых ресурсов и предусмотреть направление их наиболее эффективного использования.
Прежде, чем составляется финансовый прогноз, тщательно изучается бюджет исследуемого субъекта. В таблице 1 представлен анализ доходов консолидированного бюджета республики Башкортостан на основании месячных отчетов консолидированного бюджета республики Башкортостан за 2009-2011 гг.
Проведенный анализ показывает, что доходы консолидированного бюджета имеют тенденцию к увеличению, например, если рассматривать 2010 год к 2009 году, то доходы увеличились на 5 630,5 млн. руб. или на 4,93 %, 2011 год к 2010 году соответственно на 15 631,4 млн. руб. или на 13,06%.
Таблица 1 Доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2009-2011 гг.
Наименование показателя |
Отчет |
2010 год к 2009 году |
2011 год к 2010 году |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||||
рост, снижение, млн. руб. |
% |
рост, снижение, млн. руб. |
% |
||||
Доходы бюджета - итого |
114095,74 |
119726,26 |
135357,68 |
5630,02 |
104,93 |
15631,41 |
113,06 |
Налоговые и неналоговые доходы |
88573,66 |
94975,57 |
107198,27 |
6401,49 |
107,23 |
12223,11 |
112,87 |
Безвозмездные поступления |
25520,47 |
24748,83 |
28394,13 |
-771,64 |
96,98 |
3409,37 |
113,78 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
1,60 |
2,27 |
0 |
0,67 |
142,20 |
-1,07 |
52,87 |
Параметры основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2013 год и на период до 2015 года представляются по вариантам: «умеренно-оптимистичный», «консервативный» и «дополнительный», разработанный с учетом складывающихся тенденций развития мировой экономики. Уточненные параметры были рассмотрены и одобрены членами рабочей группы по формированию прогнозных проектировок социально-экономического развития Республики Башкортостан.
За основу при формировании бюджета принят «умеренно-оптимистичный» вариант прогноза социально-экономического развития республики.
С учетом целого ряда принятых решений по изменению законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства, текущих тенденций в экономике по «умеренно-оптимистичному» варианту в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2013 году поступит доходов 126,3 млрд. рублей, в 2014 году – 135,9 млрд. рублей, в 2015 году – в сумме 140,7 млрд. рублей.
Главной целью бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан на 2013-2015 годы является продолжение курса, выстроенного на принципах ответственности и предсказуемости модели управления финансами в целях сохранения социальной и финансовой стабильности в регионе.
Таким образом, следует подвести итоги. Прогнозирование предполагает разработку и составление прогнозов, научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы, хозяйствующих субъектов и характеризующих это состояние показателей. Проведя прогноз можно просмотреть и проконтролировать будущее государства, основываясь на показателях предыдущих лет и, исходя из этого, можно сделать вывод, что прогноз – неотъемлемая часть регулирования экономики страны, предполагающая несомненную устойчивость.