Во всех развитых странах на долю МСБ приходится 50-80% ВВП, а в Российской Федерации всего лишь порядка 10-15% ВВП. Удельный вес занятых в МСБ в этих странах в 8-10 раз превышает аналогичный показатель в России, при этом секторе МСБ работает около 50-80% трудоспособного населения [3].
Сегодня среди источников финансирования МСБ превалируют внутренние источники, не предоставляющие для малых предприятий тех возможностей, которые имеются у крупных компаний. Среди малых предприятий кредитами банков пользуются менее 10% опрошенных предпринимателей.
Таким образом, потенциал рынка кредитования малых предприятий огромен, и они являются весьма перспективными клиентами для банков. При этом именно региональные банки обеспечивают массовое кредитование МСБ, поскольку не ориентированы на внешние рынки и не заинтересованы в переводе избыточной ликвидности в иностранную валюту [1]. Из крупных банков заметным доминированием отличаются Сбербанк России, ВТБ 24, ОАО «Уралсиб».
Таблица 1 Программы кредитования малого бизнеса ФК «Уралсиб»
Программа кредитования |
Тип кредита |
% ставка |
Бизнес-Оборот |
Кредит на пополнение оборотного капитала для осуществления текущей деятельности и расширения бизнеса: покупка сырья и материалов для использования в основном производстве, пополнение денежной наличности, товарных запасов под сезон, оплата услуг и т.п. |
от 12,75 |
Бизнес-Овердрафт |
Кредитование расчетного счета при недостаточности или отсутствии на счете денежных средств с целью оплаты платежных документов. |
от 12 |
Бизнес-Доверие |
Кредит для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на любые цели, связанные с бизнесом клиента, или для собственника бизнеса на потребительские цели |
от 17,75 |
Бизнес-Инвест |
Кредит на расширение или развитие действующего направления бизнеса, возможно рефинансирование произведенных ранее инвестиционных затрат, а также приобретение жилой недвижимости с целью перевода в нежилой фонд и дальнейшего использования в бизнесе |
от 13,25 |
Бизнес-Авто |
Кредит на приобретение транспортных средств для использования в бизнесе под залог приобретаемого транспорта. |
от 13,25 |
Бизнес-Ипотека |
Кредит на приобретение объектов коммерческой недвижимости и земельных участков под залог приобретаемых объектов |
от 14,25 |
Бизнес-Оборудование |
Кредит на приобретение оборудования для использования в бизнесе под залог приобретаемого имущества |
от 13,25 |
Бизнес-Гарантия |
Дополнительное обеспечение исполнения вашей компанией обязательств по основной сделке (контракту, тендеру, и др.) перед третьими лицами в виде гарантий банка |
Комиссия 4 |
Бизнес-Экспресс |
Кредит на любые цели, связанные с ведением бизнеса, по упрощенной системе оценке заемщика и с сокращенным временем рассмотрения заявки |
от 16 |
Банки, как правило, не требуют представления бизнес-плана, ТЭО кредитуемого объекта, а уделяют главное внимание обеспечению кредита, финансовому состоянию и уровню менеджмента. Таким образом, решение о выдаче кредита принимается на основе текущего состояния, а не перспектив развития предприятия.
На протяжении всей истории взаимодействия МСП банки находятся в постоянном поиске способов организации бизнес-процессов. Так, традиционно применяемые банками индивидуальный и массовый подходы не могут быть применены для клиентов МСБ в «чистом виде», поскольку этот сегмент является достаточно многогранным, развивающимся и включает множество клиентских ниш с разными предпочтениями и потребностями. В связи с этим банкам следует внедрять специальные подходы и на этой основе создавать унифицированную систему быстрого обслуживания МСП, определяющего рентабельность банка.
Задачи, которые должны быть решены банком при формировании подобной системы кредитования МСБ:
Гибкость и перенастраиваемость системы в соответствии с тенденциями развития и изменениями потребностей МСБ в каждый конкретный момент времени.
Сокращение затрат банка по организации кредитования, поскольку их нельзя переложить на МСП, чувствительные к любому повышению издержек, и, одновременно, существенные затраты не могут нести банки для обеспечения прибыльности операций.
Расширение рыночной ниши банка, повышение качества сервиса и обеспечение лояльности клиентов [2].
Реализация в комплексе данных мер позволит, активизировать кредитную деятельность банков в сегменте МСБ, оптимизацию условий кредитования МСП.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Смирнов Е.Е. Меры по восстановлению рынка кредитования // Банковское кредитование. 2009. №3 (25).
Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса – перспективное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. 2010. №1 С.46-53.
Фетисова Т.В. Инфляция и финансы малого и среднего бизнеса России в 2008 году // Финансы и кредит. 2008. №31 (319).