В Российской Федерации сейчас сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества.
Основные направления деятельности дошкольных учреждений любого типа: защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; удовлетворение потребности в эмоциональном общении; обеспечение развития творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития; обеспечение права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Каждое дошкольное учреждение может теперь стать самостоятельным и действовать на основании собственного устава. Педагогический коллектив может выбрать приоритетное направление своей работы, т. е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и своими реальными возможностями (в частности, кадровым потенциалом), то есть организовать дополнительные услуги.
Главная задача, которая стоит перед сферой дошкольного образования- удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования современного качества, и потребности эти постоянно растут.
Все услуги, оказываемые детям в дошкольных учреждениях, представляют собой совокупность дошкольных услуг. Дошкольная услугапредставляет собойпрофессиональную деятельность по обеспечению условий и организации физического, интеллектуального и нравственного развития детей в возрасте до 7 лет.
Дошкольные услуги могут быть:
простыми (услуги няни, медицинские услуги, занятия по хореографии или физкультуре);
комбинированными (включающие два и более вида услуг).
Услуги детского сада носят комплексный характер: кроме основной дошкольной услуги, в составе которой представлены все виды услуг, предлагается набор дополнительных и сопутствующих услуг детям и их родителям. В зависимости от числа одновременных пользователей они могут носить индивидуальный и групповой характер. Дошкольные услуги могут различаться по направлению развития воспитанника (интеллектуальному, художественно-эстетическому, физическому и др.).
Дошкольные услуги:
услуги жизнеобеспечения ребенка (уход, присмотр, организация питания, медицинское обслуживание и необходимая коррекция нарушений развития);
услуги по развитию личности ребенка (воспитание, обучение, стимулирование развития индивидуальных способностей);
услуги в форме консультаций родителям(консультации врача, методиста, логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию и др.).
Основной характеристикой дошкольной услуги, определяющей ее форму, методы и средства оказания, является возраст ребенка. По мере перехода из одной возрастной категории в другую меняются его потребности.
Влияние возраста ребенка на состав комплексной дошкольной услуги
Виды услуг |
Возрастная группа |
||||||
От 2 месяцев до 1 года |
От 1 года до 1,5 лет |
От 1,5 до 2 лет |
От 2 до 3 лет |
От 3 до 5 лет |
От 5 до 6,5 или 7 лет |
||
Уход |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
Присмотр |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Питание |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Медицинское обслуживание |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Корректировка развития |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
Стимулирование развития |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Воспитание |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Обучение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3 |
преобладает |
||||||
2 |
существенна |
||||||
1 |
несущественна |
||||||
0 |
отсутствует |
С развитием рыночных отношений в России наряду с бесплатным или частично платным дошкольным образованием появились и полностью платные услуги дошкольного образования. Дошкольные услуги оказываются населению на рыночной основе: они приобретаются за определенную плату (российским законодательством предусмотрено бесплатное оказание дошкольных образовательных услуг и услуг по квалифицированной коррекции отклонений в развитии детей), и у потребителя есть право выбора (право отказаться или изменить объемы потребления). За достаточно короткий промежуток времени появился рынок дошкольных образовательных услуг.
Рынок дошкольных услуг - механизм взаимодействия производителей и потребителей по поводу оказания дошкольных услуг за определенную плату.
Рынок дошкольных услуг характеризуется раздвоением потребителей на покупателей и пользователей. Непосредственные пользователи в области дошкольного обеспечения – это дети в возрасте до 7 лет. Другим субъектом спроса (покупателем) выступают родители (законные представители). В качестве заказчика могут выступать различного рода попечители: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, общественные, религиозные организации.
Покупателями дошкольных услуг через формирование муниципального социального заказа являются органы местной власти. Муниципалитеты ответственны за обеспечение населения дошкольными услугами как услугами, входящими в состав вопросов местного значения.
Предложение дошкольных услуг формируется разнообразными организациями социальной инфраструктуры (различного вида детскими садами, организациями здравоохранения, культуры, дополнительного образования, бытового обслуживания, религиозными организациями) и индивидуальными предпринимателями, выступающими в роли нянь, гувернанток и т. д. В структуре предложения на данный момент доминируют муниципальные дошкольные учреждения.
По степени участия государства в предоставления услуг рынок дошкольных образовательных услуг можно разделить на два сектора: государственный и негосударственный. На государственном рынке дошкольных образовательных услуг непосредственным участником в рыночной деятельности является государство, которое занимается производством и продвижением на рынок дошкольных услуг. Участниками негосударственного рынка дошкольных образовательных услуг являются частные (негосударственные) организации. Государство предпринимает ряд законодательных и организационных мер по регулированию рынка дошкольных услуг.
Одним из показателей качества дошкольного образования является размер государственного финансирования расходов. За последние годы объем финансирования дошкольного образования значительно увеличились. В целом за период с 2004 г. по 2011 г. реальные расходы на дошкольное образование увеличились в два раза (на 199,4%).
Государственные расходы на дошкольное образование
Спрос на дошкольные услуги определяют характеристики семьи (состав, принадлежность к той или иной социальной группе, место проживания, материальное состояние, уровень дохода, ценностные и нравственные ориентиры, отношение к занятости). Уровень потребления населением услуг дошкольного образования находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. Помимо государственных ассигнований дошкольное образование финансируется еще за счет средств родителей.
По данным Федеральной службы государственной статистики расходы на оплату услуг дошкольного образования у наиболее обеспеченных россиян (пятая группа, с наибольшими доходами) превышают в среднем 1060 руб. в месяц в расчете на одного ребенка. Менее обеспеченные семьи (первая группа) тратят на эти цели 688 руб.
Сегодня система дошкольного образования рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации в стране, так как увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам гарантий возможности устройства ребенка в ДОУ. Начиная с 2005 г. в стране наблюдается рост численности детей в возрасте 1–6 лет, а это главные потребители дошкольных услуг. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. их численность увеличилась на 3,7%, а по сравнению с 2005 г. - на 12,8%.
Последнее десятилетие характеризовалось сокращением сети ДОУ. Их число уменьшилось по сравнению с 2000 г. Несмотря на открывающиеся новые учреждения дошкольного образования, очередь на поступление в ДОУ сохраняется. По состоянию на 31 октября 2011 года на учете для определения в дошкольные учреждения стояло 2 309 человек, что в полтора раза меньше, чем в 2005 г., однако, в силу продолжавшегося роста рождаемости, существенно больше, чем в 2007-2008 гг.
Большинство ДОУ сейчас - это обычные детские сады (48,9% общего их числа). Однако в последние годы появилось также немало учреждений, в которых одно из направлений развития детей (познавательно- речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое, физическое развитие). Численность детей, посещающих обычные детские сады сократилась, тогда как число детей, посещающих ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, а также центры развития ребенка, напротив, быстро растет. Это, несомненно свидетельствует о росте потребительского спроса на услуги более высокого качества в сфере дошкольного образования. Государственные дошкольные учреждения не всегда соответствуют требованиям родителей дошкольников.
Возрастающий потребительский спрос на услуги системы дошкольного образования остается все еще в значительной степени неудовлетворенным, и это одна из ведущих социальных проблем на сегодняшний день. Количество неудовлетворенных заявлений родителей по устройству детей в детские сады составляет порядка 2,1 млн, а это каждый пятый ребенок в возрасте 1–6 лет. По сравнению с 2009 г. очередь увеличилась на 13,2%, а по сравнению с 2000 г. - в 9 раз. Резкий рост данного показателя связан с продолжающимся закрытием детских садов (их число, напомним, сократилось только за 2010 г. на 0,2 тыс.), а также с увеличением рождаемости за последние несколько лет. Показатель удовлетворенности населения в ДОУ характеризует соотношение численности детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ, числа мест в ДОУ и очередь на поступление в них.
Численность детей, состоящих на учете для определения
в дошкольные образовательные учреждения
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Всего, тыс. человек |
238,2 |
966,4 |
1237,9 |
1505,3 |
1716,1 |
1895,0 |
2144,8 |
В расчете на 1000 детей в возрасте 1–6 лет, человек |
31 |
122 |
153 |
182 |
200 |
212 |
… |
Развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики. Образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений неуклонно повышается: в 2010 г. доля воспитателей с высшим профессиональным образованием составила 35,7%, что на 14,5 процентных пункта выше уровня 2000 г. 53,8% воспитателей, работающих в детских садах, имеют среднее педагогическое образование, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним профессиональным образованием в системе дошкольного образования. Однако заработная плата педагогических работников ДОУ невысока, в 2010 г. она составляла лишь 48,8% средней заработной платы в экономике. Отставание зарплаты работников ДОУ от средней в экономике не позволяет обеспечить привлекательность сферы педагогической деятельности на данном уровне образования: в 2009 г. штаты педагогических работников были укомплектованы только на 97,1%, в том числе штаты воспитателей - на 97,6%.
Проблема предоставления услуг дошкольного образования становится
одной из приоритетных для социально-экономического развития страны. Неравенство доступа к дошкольному образованию создает условия неравенства стартовых возможностей для детей: ребенок будет не готов к обучению в начальной школе, не будет адекватно развиваться как личность, потому что каждый из возрастных периодов в дошкольном возрасте является исключительно благоприятным для развития ребенка.
На данный момент для обеспечения населения качественными и доступными дошкольными услугами Министерство образования и науки РФ ведет работу по разным направлениям развития дошкольного образования.
Список литературы:
Бутова Т.Г., Григорьева Е.Г. Особенности рынка дошкольных услуг / Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева // Маркетинг, 2007. – № 4 (95). – С. 89-101.
Бутова Т.Г., Абанкина И.В., Григорьева Е.Г., Рождественская И.А. Регулирование рынка дошкольных услуг. // - Москва : Наука, 2009. - 164 с.
Григорьева Евгения Гербовна. Регулирование рынков дошкольных услуг : автореф. //Красноярск, 2008. - 26 с.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) "Об образовании"
Интернет-портал «Российская газета»2012 http://www.rg.ru
Ковтун С.П., Рублева Г.А. Развитие ДОУ в условиях рынка.//Перемены.2001.-№6.-С.57-66
Колтынюк Б.А., Смирнова Е.Ю. Организационно-экономическое обеспечение процесса развития отечественной системы общего и дошкольного образования в мегаполисе. / /Санкт-Петербург : Астерион, 2007. - 96 с.
Кузнецова В.И.Дошкольное образование - статистическая оценка. //Статистика и социология образования,2011 год.
Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга http://old.gov.spb.ru/
Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/
Смирнова Екатерина Юрьевна. Управление развитием системы услуг общего и дошкольного. //Санкт-Петербург, 2007. - 22 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ
Хачатрян Л.С. Современная ситуация на российском рынке дошкольных образовательных услуг. // Практический маркетинг. 2009. № 9. С. 24-38.
Хачатрян Л.С. Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России. // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 99-109.
Хачатрян Л.С. Сетевые структуры на рынке дошкольных образовательных услуг России. // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 154-161.