Одним из показателей характеризующих уровень жизни - является общий уровень безработицы.
Общий уровень безработицы - это уровень безработицы с учетом всех ее основных форм. Уровень безработицы равен отношению количества безработного населения к общему количеству занятого (работающего) населения.
Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц,для которых поиск места работы соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени .
Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.
Структурнаябезработица связана с изменением структуры хозяйства. Спрос на различные виды товаров и услуг меняется, что приводит к изменению структуры производства. Спрос на некоторые виды профессий при этом сокращается или вообще исчезает, ана другие – возрастает или возобновляется. В результате структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест .
Различие этих видов безработицы в том, что при фрикционной безработице человек в основном ищет рабочее место, которое соответствовало бы имеющейся у него профессии и его навыкам, а, структурная безработица предусматривает переквалификацию, требующую определенного времени. Фрикционная и структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень считается естественным уровнем безработицы. В разных странах и в разное время естественный уровень безработицы оценивался по-разному – от 2 до 7%.
Методика определения естественного уровня безработицы несовершенна, поэтому единого критерия уровня естественной безработицы не существует. Одни авторы предлагают рассчитывать этот показатель как среднеарифметическую величину за 10 предшествующих лет, другие – исходить из величины фиксированного значения и средней величины пособия по безработице, что не совсем обоснованно, так как величина фиксированного значения должна быть не исходной, а производной величиной, зависящей, в частности, от естественного уровня безработицы. Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране.
Циклическаябезработица связана с сокращением производства, экономическими циклами, уменьшением спроса и числа рабочих мест. Промышленные циклы, или циклы возмещения, продолжительностью 8 – 10 лет зависят от темпов обновления основных фондов (ОФ), степени их физического износа и других причин. Циклы Кондратьева продолжительностью 40–50 лет связаны с существенными изменениями всех составных элементов производства и сменой рабочих поколений (хотя она и происходит непрерывно) .
Преодоление циклической безработицы предусматривает развитие производства и создание новых рабочих мест.
Достоверные показатели безработицы населения необходимы для адекватной оценки социально-экономического состояния общества в текущем периоде, так как безработица снижает уровень жизни не только самого безработного, но и его семьи.
Проанализируем уровень безработицы в Республике Мордовия (табл. 1).
Таблица 1 – Численность безработных в РМ, тыс. человек
Годы |
|||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Показатель |
|||||||
8,5 |
9,6 |
10,4 |
15,6 |
30,2 |
36,5 |
28,3 |
22,0 |
Годы |
|||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Показатель |
|||||||
16,0 |
47,1 |
44,0 |
40,3 |
31,5 |
26,5 |
30,3 |
20,8 |
Годы |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||||
Показатель |
|||||||
16,3 |
11,4 |
25,2 |
24,6 |
По данным таблицы видно, что в начале 90-х идёт рост безработицы, а с начала 2000х годов её сокращение, что соответственно отразилось на уровне жизни населения. [2]
Построим прогноз безработицы в Республике Мордовия на ближайшие годы. Для прогнозирования воспользуемся методом ARIMA.
Посмотрим как будет выглядеть временной ряд на графике (Рисунок 1)
Рисунок 1 – График изменения занятости населения Республики Мордовия
На рисунке 1 видно, что в начале 1990-х годов произошло резкое увеличение численности безработных в РМ в связи с политическими, экономическими и социальным процессами, происходящими в России в целом и в Республике Мордовия в частности. В дальнейшем ситуация начала улучшаться и на протяжении периода 1997-1999 годов численность безработных сокращалась, однако из-за кризиса 1998 года, ситуация снова ухудшилась. Сокращение численности безработных началось в начале 2000-х годов. Положительную тенденцию нарушил экономический кризис 2008 года, когда снова произошёл скачок в сторону увеличения безработицы.
Теперь можно построить прогноз занятости населения на 2012-2017 год. Результаты прогноза отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Прогноз численности безработных на 2012-2017 года
Подводя итог данному прогнозу, можно сделать вывод, что, скорее всего, численность безработных РМ в течение предстоящих пяти лет будет уменьшаться, следовательно уровень жизни населения повысится.
Положительные экономические тенденции в 2011 году оказали непосредственное воздействие на ситуацию в сфере занятости населения, способствовали снижению численности безработных и напряженности на рынке труда республики.
По состоянию на 1 января 2012 года в учреждениях службы занятости в поисках работы зарегистрировано 7,3 тыс. человек (88,1% к соответствующей дате 2011 года).
В течение 2011 года зарегистрировано в качестве безработных граждан 20,8 тыс. человек, что на 17,6% больше, чем в течение 2010 года. Снято с регистрационного учёта 21,6 тыс. безработных граждан, из них 67,0% - по причине результативного выхода из безработицы (нашли работу, приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости).
За 2011 год численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учёте, снизилась на 0,9 тыс. человек (на 10,8%) и на 1 января 2012 года составила 7136 человек. Уровень регистрируемой безработицы - снизился с 1,7 до 1,5 процента.
На рынке труда республики сохраняется дифференциация муниципальных районов по уровню регистрируемой безработицы. Разрыв между максимальным (Атяшевский муниципальный район – 2,8%) и минимальным (городской округ Саранск – 1,1%) уровнем регистрируемой безработицы составил 1,7 процентных пункта. Значение уровня регистрируемой безработицы в 14 муниципальных районах выше среднереспубликанского показателя. [1]
По сравнению с 2010 годом произошли незначительные изменения в составе безработных граждан, состоящих на регистрационном учете.
Снизились:
доля безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, - с 26,8 до 18,9%;
доля безработных женщин - с 60,6 до 58,3%;
доля безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - с 23,8 до 22,1 процента.
Увеличились:
доля безработных граждан, уволившихся по собственному желанию, - с 41,9 до 49,4%;
доля безработных граждан, относящихся к категории инвалидов - с 14,6 до 15,5%;
доля безработных граждан, проживающих в сельской местности, - с 40,7 до 41,6 процента.
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
развитие кадрового потенциала;
оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
стимулирование экономической активности населения;
повышение качества рабочих мест.
В целях содействия занятости населения и обеспечения защиты граждан на рынке труда Республики Мордовия в 2012 году продолжают действие следующие программы : «программа содействия занятости населения на 2012-2014 годы», «программа дополнительных мероприятий на рынке труда Республики Мордовия на 2012 год», «опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами», «профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности», «профессиональное обучение безработных инвалидов». [1]
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.
Существует большое количество типов безработицы и причин её возникновения, а, следовательно, невозможно найти какое-то одно, единственно верное средство борьбы с этим явлением. Появление безработных зависит от абсолютно разных факторов, порой прямо противоположных друг другу. В большинстве развитых стран существуют целые комплексы мер борьбы с безработицей, однако и они никогда не помогут искоренить ее полностью. Таким образом, задача любого государства сводится к тому, чтобы свести количество безработных к минимуму и увеличить уровень жизни населения.
Список литературы
Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://trudrm.ru/legislation.html
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mrd.gks.ru/default.aspx