ИСКУССТВО «ТЕМАРИ» В РАМКАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСКУССТВО «ТЕМАРИ» В РАМКАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР.

Седова И.Г. 1, Прокопьева В.А. 2
1Шуйский филиал ФГВОУ ВПО «ИвГУ», факультет искусств
2Шуйский филиал ФГВОУ ВПО «ИвГУ», факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Диалог – универсальный способ существования культуры. Будучи полифункциональным целостным общественным явлением, культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем, обновляется ценностное содержание культуры» [1].Игрушка как элемент культуры традиционно не была предметом диалога, отражая глубокие традиции того этноса, в котором она бытовала. Забавы создавались старшим поколением для детей своей семьи. В XX веке игрушка стала предметом массового производства, а межкультурный диалог затронул все сферы человеческой деятельности. Рубеж XX-XXI вв. – время возрастающего интереса к народному творчеству, возрождения ремесел и промыслов, а так же время общедоступного Интернета, что вкупе обусловило активизацию межкультурного диалога в сфере народного декоративно-прикладного искусства. Ярким примером этого диалога являются темари - традиционные японские вышитые мячи, изначально бывшие детской игрушкой, а в ХХ веке ставшие формой декоративно-прикладного искусства и распространившиеся по всему миру. В 2008 году переведены на русский язык и вышли в свет книги Маргарет Ладлоу «Темари. Традиционное японское искусство вышивки шаров» и «Вышиваем шары по-японски. Практическое руководство». Знакомство с этими изданиями позволило выявить точки соприкосновения описанного в них искусства с традиционной вышивкой в России и других странах. Целью данного исследования было рассмотрение особенностей этого вида искусства с позиций диалога культур. Теоретическое исследование показало, что, несмотря на то, что в России о древнем японском искусстве вышивания шаров – темари – узнали совсем недавно, этот вид декоративно-прикладного творчества с неимоверной быстротой обретает популярность в нашей стране. Зародилось искусство темари в глубине веков в Китае, где матери для своих детей шили игрушки в виде шаров, или мячей. Игра в такой мяч называлась кемари, что в переводе означает «ножной мяч». В VIII веке игра кемари из Китая пришла в Японию [2]. «Примерно в это же время кемари превратилась в темари («мяч принцессы», «мяч дворца»), т.е. мячик уже не пинали ногами, а перебрасывали из рук в руки. Более бережное обращение с мячом привело к возможности украсить его более разнообразно и богато. Темари стала игрой аристократов и играли в неё девочки из богатых и знатных семей. Знатные дамы же соревновались в создании более сложных и запутанных узоров» [3].«Темари стали драгоценным подарком, их блестящие шелковые и золотые нити символизировали пожелания блестящей и богатой жизни. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой темари как талисман и память о родном доме. В XIX веке с развитием технологий шелковые нити стали более доступны широким слоям населения и начался расцвет искусства. В каждом из многочисленных регионов страны были разработаны свои характерные узоры, которые потом передавались из поколения в поколение» [1]. «В XIX с развитием промышленности и технологий для темари стали использовать нитки из хлопка и искусство постепенно превратилось в народное: в сюжетах вышивок отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию»[3].В середине 70-х годов XX в., в связи с всплеском внимания к традиционным культурам, темари снова попали в поле зрения любителей рукоделия. Несколько хороших публикаций о темари на английском языке сделали это искусство известным далеко за пределами Японии, и оно стало стремительно набирать поклонников. Сегодня темари опять считаются в Японии дорогим подарком и традиционным сувениром, а во всем мире известны как необыкновенно занимательное рукоделие, имеющее множество фанатов» [2]. Технология изготовления темари не так сложна, как кажется на первый взгляд. Для основы берется клубок, поверхность которого обматывается тонкими швейными нитками. Внутри клубка может быть мешочек с крупой или шарик-погремушка. Затем на основу наносится разметка – шар обматывается ниткой отличного от основы цвета, которая образует «экватор» и «меридианы» основы. Существует множество видов разметки, различающиеся количеством «полюсов». Для украшения шара темари используются три способа отделки: обмотка, вышивка и плетение. При различных их комбинациях мастера темари создают многочисленные замысловатые орнаменты, напоминающие калейдоскоп. Искусство темари является ярчайшим примером диалога культур: переняв технологию изготовления текстильных мячей у Китая, Япония за двенадцать веков развила это ремесло в изящное декоративное искусство, и в этом расцветшем состоянии искусство вышивания шаров темари стало достоянием уже всего мира.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С.329.

2. Горяинова Галина История темари. [электронный ресурс] / URL: http://www.temari.ru/articles/index.php?article=983. - [дата обращения 2.11.2012].

3. Кальчева Анастасия Темари: история возникновения. [электронный ресурс] / URL: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=578. [дата обращения 2.11.2012].

Просмотров работы: 1399