РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Тема развития семейного бизнеса актуальна во всем мире. Основа благосостояния любого государства, как свидетельствует опыт Америки, Азии и европейских стран – развитый сектор малого и среднего бизнеса.

Особенно роль малого бизнеса возрастает в условиях экономического

кризиса, когда уже сформировались тенденции сокращения объемов

производства и налоговых поступлений.

Целью данной научно-исследовательской работы является разработка Программы государственной поддержки семейного предпринимательства в Российской Федерации.

Для осуществления этой цели нужно решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть правовые основы, подходы и формы семейного бизнеса

  2. Выявить основные проблемы развития семейного бизнеса в России

  3. Изучить условия создания семейного предприятия

  4. Разработать систему мер, ориентированную на стимулирование предпринимательской деятельности населения

Ведь при условии существования новой государственной политики в области семейного бизнеса, малые предприятия могут обеспечить переход инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и стать основой рыночных структур во многих отраслях.

В России с давних пор существуют семейные традиции, благодаря которым, секреты профессионального мастерства, накопленный капитал и жизненный опыт передаются из поколения в поколение.

Существовавшие веками традиции семейного предпринимательства в России начали возрождаться лишь недавно.

Семейное предпринимательство в России испытывает множество трудностей, которые необходимо преодолевать. Основной проблемой развития семейного предпринимательства в России, по нашему мнению, является нестабильность среды ведения бизнеса и его правовой незащищенности.

Малый бизнес играет особую роль в развитии рыночной экономики.

Поэтому, становление семейного бизнеса в современной России является необходимым условием решения комплекса социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населении и переходу к инновационному типу экономического развития.

Перспектива развития семейного бизнеса заключается в том, что совместно работают люди, хорошо знающие друг друга, люди, доверяющие друг друга их связывают не только экономический интерес и условия труда, но и общие семейные цели, забота об общем благе, здоровье будущем детей.

Однако развитие сектора семейного предпринимательства в экономике России не стоит расценивать как одну их антикризисных мер.

Развитие малого бизнеса – это направление, обеспечивающее реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного периода.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

  1.  
    1. Сущность развития семейного бизнеса

Семья является древнейшим социальным институтом, а также одной из первых форм хозяйственной организации. Зарождение семейных предприятий относится к глубокой древности, когда формировались семья и частная собственность, а предприимчивость людей перерастала в предпринимательство, самостоятельное «дело», то есть производство товаров для потребностей других семей и лиц.

Каждый увлекается тем, что лучше ему удается, постепенно объем сделанного превышает собственные нужды. Появляются «излишки» для обмена, для продажи, а закрепляемое умение превращается в услугу. Растущий спрос на продукцию и услуги обуславливает необходимость постепенной трансформации предприимчивости в предпринимательство, как основную форму жизнедеятельности мастера. Появляется необходимость и возможность иметь подмастерьев, вспомогательных работников, чаще всего они появлялись из среды родственников, что и послужило возникновению семейного дела, семейного бизнеса.

В средние века семейная форма хозяйствования являлась самой многочисленной и масштабной по объему производимой продукции. Большинство деловых предприятий являлись семейными, функционирующими на средства семьи, управленческие и технические знания на которых передавались посредством семейных или родственных связей.1

М. Вебер утверждает: «Первоначально различия между семейным хозяйством и бизнесом не было. Такое разделение возникло постепенно на базе средневекового учета денежных счетов..., но осталось совершенно неизвестным в Индии и Китае. В семьях богатых флорентийских коммерсантов, таких как Медичи, домашние расходы и деловые операциине разделялись в учетных книгах. Баланс подводился в первую очередь для внешних сделок, а все остальное оставалось «в семейном котле семейной общины». 2

Ф. Энгельс, анализируя первобытную общину, разделение труда внутри нее и в контактах между ними отмечал многообразие полезностей мастеров и их комбинацию, составляющих устойчивость сообществ в течение тысячелетий.3

С течением времени менялся смысл, вкладываемый в словосочетания семейное дело, предприятие и т.д. Для формирования взвешенного и обоснованного определения таких категорий как семейное предприятие, семейное предпринимательство, семейный бизнес на современном этапе экономического развития необходимо уточнить значение их составляющих: семья, предприятие, предпринимательство, бизнес.

Учитывая экономическую направленность исследования, на наш взгляд представляется целесообразным обратить внимание на определение семьи, предложенное С. В. Дармодехиным. Разрабатывая свою теорию семейной политики, он активно использует идею комплексного, междисциплинарного подхода к изучению семьи.4

С. В. Дармодехин формулирует характеристику семьи как социального института следующим образом: «Семья как общность людей, связанная отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства трудового потенциала, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству»5.Очевидно, что лишь часть семей может обладать всеми перечисленными свойствами.

Представления о предпринимательстве складывались в течение длительного времени и изменялись в зависимости от уровня развития производительных сил, отношений собственности, распространенности различных форм организации производства, степени его концентрации, форм научно-технического прогресса, развития рынка, денежного обращения.

Предпринимательство - это явление, связанное с различными сферами жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной, культурной, социально-психологической. Понятие предпринимательство постоянно дополнялось и совершенствовалось по мере развития экономики.

Семейное предпринимательство является одной из форм малого предпринимательства, характеризующейся тем, что члены одной семьи и их родственники являются собственниками и работниками своих предприятий. В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание.6

Если же говорить именно о семейном предпринимательстве, то в законодательстве Российской Федерации оно не выделяется как особый объект правового регулирования и: государственной поддержки. Более того, понятие «семейное предпринимательство» отражено лишь в Федеральном Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где дано определение, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.7

Если же рассматривать семейный бизнес, то это возможность самоопределения, которая позволяет вести свободную жизнь такую, при которой упорный труд и личная инициатива вознаграждается доходами, успехом, финансовой безопасностью; уважением окружающих. Семейное дело - это предприятие, которое принадлежит и управляется мужем и женой, объединенными общей борьбой; взаимопониманием и радостями роста и успехов своего бизнеса. Дети также могут привнести вклад в процветание - в начале понемногу, а затем все более и более значительным образом.

Рассмотрев понятия предпринимательство и бизнес, можно сделать вывод о том, что изначально они были тесно взаимосвязаны с категорией «семья». Лишь гораздо позже с развитием различных форм собственности предпринимательство и бизнес стали рассматриваться как вид деятельности напрямую не связанный с семьей. Независимый анализ понятий семья, предпринимательство и бизнес позволяет выявить возможность их интеграции с последующим формированием таких терминов как: семейное предпринимательство, семейный бизнес и семейное предприятие.

Термин «семейное предприятие» имеет различные значения в зависимости от того, как трактуются факты и события, происходящие на предприятии и в семье. Семейным предприятием можно считать любое предприятие, где большая часть ее собственности или управления принадлежит какой-то одной семье и где два или более члена этой семьи являются в настоящее время или некоторое время в прошлом были непосредственно задействованы в данном предприятии. С точки зрения усилий по созданию прочного, жизнестойкого предприятия семейный вариант оказывается наиболее подходящим.

1.2 Правовые основы развития семейного бизнеса

Открытие семейного предприятия сложный многоуровневый процесс, требующий выполнения целого ряда условий.

Семейное предприятие начнет свою деятельность только тогда, когда у сотрудников будущего предприятия будет единая цель и желание. При этом выражение солидарности со стороны родственников, их поддержка может быть выражена в двух формах:

  1. Материальная поддержка – инвестирование средств в развитие семейного бизнеса;

  2. Моральная поддержка - оказание помощи на разных этапах становления и функционирования бизнеса (например, в случае болезни одного из родственников, возникает необходимость заменить его на работе или если у сотрудника заболел ребенок и нужно с ним посидеть).8

Опыт в управленческой деятельности может иметь принципиальное значение при построении грамотной стратегии руководства предприятием.

Первоначальный капитал необходим для осуществления расходов, связанных с оформлением предприятия, закупку необходимого оборудования и ресурсов и т.д., требующихся на подготовительном этапе. При этом источником первоначального капитала может служить как собственный семейный капитал, так и банковский кредит.

Оформление предприятия подразумевает:

  • открытие счета в банке;

  • создание печати и ее изготовление;

  • постановка на налоговый учет в налоговой инспекции;

  • наличие документа, подтверждающего существование предприятия.

Подбор кадров семейного предприятия осуществляется, как правило, преимущественно из членов семьи; с возможным привлечением необходимых специалистов со стороны.

В Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в п. 8 дана следующая трактовка индивидуального частного предприятия: «Индивидуальным предприятием является предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное; не предусмотрено договором между ними».

Имущество индивидуального предприятия формируется из имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других законных источников. Индивидуальное предприятие может быть образованно в результате приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия.9

Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого их супругов, но не более чем их трех семей. Дети, внуки, братья и сестры могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет. Членами фермерского хозяйства могут также быть граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек».

В целом семейное предпринимательство представляет собой форму совместной предпринимательской деятельности физических лиц без образования юридического лица, осуществляемого супругами на базе их общего имущества, принадлежащего им на правах общей совместной собственности. Семейное предпринимательство основывается на личном труде супругов и помогающих им членов семей.

По мнению А. Д. Смирнова, отсутствие должного внимания к семейному бизнесу связано с давлением биосоциального («гендерного») стереотипа в понимании функции семьи в российском обществе.10 Между тем при безусловной приоритетности биологического и социального аспектов сущности семьи, нельзя не учитывать значимость экономического «измерения» ее функционирования.

Особую важность представляет семейное предпринимательство в сельской местности. Опыт США и стран Западной Европы, в которых сельское хозяйство основывается на мелких и мельчайших формах организации бизнеса, прежде всего семейных, а производительность труда в сельском хозяйстве выше, чем в промышленности на 25 %, убедительно свидетельствует в пользу семейного бизнеса. Аналогично создание полноценного аграрного сектора российской экономики без развития семейных крестьянских хозяйств просто невозможно. 11

Хорошим примером для демонстрации резервов семейного предпринимательства являются приусадебные и дачные участки, где хорошо решаются вопросы выбора семенного материала, экологически чистых удобрений и труда «на себя». В большинстве случаев работа на огороде у своего дома не считается малым бизнесом. И этот огород, являющийся порой единственным средством пропитания и заработка, превращает его хозяина в заурядного безработного, которому не положены никакие льготы и оплата временной нетрудоспособности. Не говоря уже о том, что мнимому безработному, трудящемуся от зари до зари на личном подворье, заказан и путь в банк, где ему, конечно, никто не выдаст никакого кредита на развитие хозяйства. Несмотря на весомый вклад обладателей личных подворий в развитие сельского хозяйства, де-факто семейные предприниматели так и продолжали существовать в неопределенном правовом поле. Отсюда и другие их беды: отсутствие снабженческих организаций, трудности с реализацией продукции по соразмерным с затратами ценам.

1.3 Подходы и формы организации семейного бизнеса

Возрождение предпринимательства в СССР началось в 50-ые годы с расширением подсобных промыслов и развитием хозрасчета, но уголовное преследование было упразднено только в 90-х годах.12

В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с различных позиций (см. рис. 1.2):

  1. Политической;

  2. Экономической;

  3. Организационно-управленческой;

  4. Социально-психологической.

 

Политический

аспект

Организационно-управленческий аспект

 

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

 

Экономический

аспект

Социально-психологический аспект

 

Рис. 1.3.1 Аспекты рассмотрения предпринимательства современной наукой

Предпринимательство способствует преумножению общественного богатства, созданию новых рабочих мест, наилучшему использованию ресурсов и т.п.

Экономический подход характеризует предпринимателя как субъекта, соединяющего факторы производства, (труд, капитал, землю) таким образом, что их суммарная стоимость увеличивается, при этом он действует как новатор.

Организационно-управленческий подход сосредотачивает внимание на анализе не только производства, а также фаз обмена и распределения. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование, через постоянно меняющиеся системы стимулирования труда и обновление технической основы производства, через маркетинг.13

Социально-психологический аспект анализа предпринимательства акцентирует внимание исследователя на мотивах, побуждающих человека заняться этим видом деятельности, а также на его социальных и личностных характеристиках.

На наш взгляд, типология предприятий семейного бизнеса требует разделения семейных предприятий «городского типа» и крестьянских фермерских хозяйств, поскольку и условия функционирования, и требования начального этапа развития для них существенно различаются. В городе семейное предпринимательство стремиться занять свое место в сферах, не характерных для крупного и среднего бизнеса. Это мелкооптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание (химчистки, прачечные, ателье, парикмахерские, мелкий пошив и ремонт бытовой техники, одежды и обуви и др.), мелкий ресторанный бизнес, транспортное обслуживание населения (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом и в фирмы готовых обедов и продуктов питания и т.п.), прокат культурно-бытового и хозяйственного инвентаря, мелкие ремонт и строительство (жилья, дач, гаражей, хозяйственных и культурно-бытовых построек), бухгалтерские работы и аудит и др.

Особую группу в семейном предпринимательстве составляют крупные корпорации, акционерные общества, «финансовые империи», контрольный пакет акций которых в течение нескольких поколений находится в руках одной семьи. Такое «предприятие» уже нельзя отнести к сфере малого бизнеса, однако начинались они, как правило, с небольших семейных компаний.

Современный семейный бизнес стоит на пороге создания новых семейных кланов, ветви которых непрерывно разрастаются, экономические, деловые и семейные отношения смешиваются и переплетаются. Семейные предприятия составляют значительную, если не большую экономически активную часть малых предприятий в целом, а успешных малых предприятий– особенно.14

Наиболее характерной правовой формой организации крупного семейного бизнеса в России является акционерное общество. При этомна Западе именно акционерные общества прошли через экономическую депрессию, войны и другие кризисы, сохраняя семейный контроль над бизнесом. Поэтому опыт таких компаний имеет большую ценность для российского семейного бизнеса, который переживает первую смену поколений с начала 90-х годов и впервые столкнулся с проблемой сохранения контроля семьи над делом.15

Первый «сюрприз» ожидал «фамильные» компании, в которых семья имела в собственности контрольный пакет акций, - их прогнозы на долгосрочный успех не оправдались. Уже второе поколение семьи, следующее за основателями фирмы, которые управляли бизнесом благодаря своей смекалке и предприимчивости, зачастую не обладает этими качествами и не настаивает на самостоятельном управлении компанией. Большинство обращения в нашу коллегию за получением профессиональной юридической помощи происходят именно в этот момент, когда в расширившейся семье возникает конфликт интересов, борьба за влияние и дивиденды, а также за роль руководителя компании.

Тенденцией последнего времени для российского семейного бизнеса стала организация холдинговых структур с относительно независимыми дочерними предприятиями. Последние также могут находиться в собственности у государства, хотя в основном семейные холдинговые компании полностью контролируют наиболее важные из дочерних фирм. Сохраняя компании как частные, семья избегает давления со стороны внешних держателей акций предприятия для быстрой и эффективной работы. Это позволяет компании осуществлять диверсификационную стратегию для достижения устойчивой прибыли и выживания в условиях изменяющегося рынка. 16

Сегодня российский семейный бизнес, занимающий особую нишу на конкурентном рынке, привлекателен возможностью существовать без реструктуризации и расширения, а так же согласованностью финансовой политики с рисковой стратегией. Реинвестирование - единственная возможность для расширения семейного бизнеса, который не желает выпускать новые акции или увеличивать долги. Для многих семей это означает необходимость не распылять и тратить средства, а уделять внимание своей основной деятельности.17Такого рода предприятия ориентированы на особую культуру ведения бизнеса и такие количественные показатели как рост компании и получение прибыли.

Семейные корпорации, несомненно, приносят еще и неэкономические выгоды: уважаемое положение в обществе, гордость и чувство принадлежности к семейным традициям. Также это и возможность для одних членов семьи работать в бизнесе, а для других – добиваться своих целей с опорой на этот бизнес. Большинство владельцев семейного бизнеса стараются передавать свое дело детям или родственникам, стараясь всячески мотивировать их для этого: проводят семейные собрания, вместе отдыхают, решают все вопросы компании вместе в формальной и неформальной обстановке. Они считают, что именно на таких встречах молодое поколение может понять важность семейного бизнеса.

Следует так же отметить, что все организационно-правовые формы российского семейного бизнеса являются привлекательными именно для добросовестных участников оборота, которые готовы вести предпринимательскую деятельность, рискуя всем своим имуществом. Для того чтобы данные формы получили более широкое распространение, необходимо предоставление субъектам семейного бизнеса определенных льгот, в частности, в области налоговых и кредитных отношений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1)Первоначально предпринимательство возникло именно как семейный бизнес, поскольку в период общественного разделения труда возникновение ремесленных мастерских происходило именно на дому, как правило, с использованием труда родственников. Позже появление и развитие различных форм собственности позволило говорить о семье и предпринимательстве как о независимых категориях.

2)В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с различных позиций: политической, экономической, организационно-управленческой, социально-психологической.

3)Фактически семейным предприятием можно считать любое предприятие, большая часть собственности или управления которого принадлежит членам одной семьи, часть из которых непосредственно работает на этом предприятии.

4)Типология предприятий семейного бизнеса требует разделения на семейные предприятия «городского типа» и крестьянские фермерские хозяйства, поскольку и условия функционирования, и требования начального этапа развития для них существенно расходятся. В городе семейное предпринимательство стремиться занять свое место в сферах, не характерных для крупного и среднего бизнеса. Это мелкооптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание, ресторанный бизнес, транспортное обслуживание населения, ремонт и строительство, бухгалтерские работы и аудит и др.

Особую группу в семейном предпринимательстве составляют крупные корпорации, акционерные общества, «финансовые империи», контрольный пакет акций которых в течение нескольких поколений находится в руках одной семьи. Такое «предприятие» уже нельзя отнести к сфере малого бизнеса, однако начинались они, как правило, с небольших семейных компаний.

Данные правовые и организационные аспекты развития семейного бизнеса помогли более глубоко осознать источники возникновения семейного бизнеса, категории, определить понятие семейного бизнеса и его типологию, что в дальнейшем потребуется для более детальной проработки проблемы развития семейного бизнеса и выводу факторов формирующих и сдерживающих развитие семейного бизнеса.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА

В РОССИИ

  1.  
    1. Факторы, формирующие отношение к семейному бизнесу и сдерживающие его развитие

Подавляющее большинство населения России формирует свое отношение к предпринимателям отнюдь не на основе идеализированных и идеологизированных схем, а на основе достаточно реалистического представления об образе жизни, ценностях, нормах поведения, проблемах нового предпринимательского слоя, так как у каждого жителя нашей страны есть либо знакомые-предприниматели, либо близкие друзья, либо дальние родственники, либо ближайшие родственники.18

Существует стереотип, согласно которому население России воспринимает предпринимательство в целом негативно: не усматривая такого «плохого» отношения в своем ближайшем окружении, но находясь под влиянием навязываемых стереотипов, люди склонны относить его на счет населения других территорий России. 19

Под давлением этих стереотипов личное отношение к малому бизнесу формируется под влиянием целого ряда факторов:

  1. Общее эмоциональное отношение к тем, кто разбогател.

Как правило, люди, относящиеся положительно и с уважением к тем, кто за последние годы заработал свой капитал, положительно относятся и к малому бизнесу. Те же, кто негативно воспринимает разбогатевших за последние годы людей, также отрицательно относится и к малому бизнесу.

  1. Различия в уровне доходов.

Хотя данный фактор и оказывает влияние на отношение к малому бизнесу, но оно не существенно.

  1. Тип собственности предприятия, на котором работает человек.

Относительно незначимым оказался и тип собственности того предприятия, на котором работает человек в настоящее время: среди занятых индивидуальной трудовой деятельностью доля поддержки малого бизнеса составляет 80%, по остальным категориям предприятий и организаций, включая госсектор, - не менее 70%.

  1. Возрастной фактор.

Среди молодых людей практически нет тех, кто относился бы к малому бизнесу отрицательно, при этом среди пожилых людей (пенсионный и предпенсионный возраст) негативные оценки достаточно распространены.20

  1. Уровень образованности.

Среди категории лиц с неполным средним образованием доля положительно относящихся к малому бизнесу составляет несколько менее 3/4, то среди лиц с высшим и незаконченным высшим - доходит

почти до 90 %.

  1. Место проживания.

Среди населения мегаполисов уровень положительного отношения к малому предпринимательству составляет 87 %, тогда как ниже всего он на селе - 3/4 сельского населения.21

  1. Профессиональный статус.

Среди разнорабочих и подсобных рабочих доля положительно воспринимающих малый бизнес составляет всего 2/3, то среди самих предпринимателей, а также самозанятых и домохозяек доля поддержки превышает 90 %.22

Таким образом, анализ данных позволяет говорить о том, что для Россиян характерна слабая готовность к риску, недоверие к представителям власти. Это факторы являются сдерживающими и проблематичными для развития семейного бизнеса в нашей стране.

Все нерешенные проблемы и причины, сдерживающие развитие малого предпринимательства, можно также разделить на два уровня: микро-и макроуровень и представить в виде схемы (рис. 2.1.1.).

 

- отсутствие государственной политики в отношении семейного предпринимательства;

- отсутствие механизма взаимодействия семейного предпринимательства и государства, инфраструктуры поддержки семейного предпринимательства;

- коррупция, налоговый пресс;

- социальная и экономическая незащищенность.

- юридические – низкий уровень правовой культуры и юридических знаний руководителей семейных предприятий;

- финансово-экономические – уровень собственных средств, отягощенным чрезмерно усложненным механизмом кредитования;

- организационные - проблемы грамотного управления семейным предприятием на фоне уже сложившихся семейных отношений;

- социальные

 

Рис. 2.1.1 – Факторы, препятствующие развитию семейного предпринимательства в Российской экономике

Перечисленные проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса, на макроуровне касаются не только малого предпринимательства. Значительная их часть влияет на всю предпринимательскую деятельность в России. Однако малый сектор экономики и семейные предприятия, в том числе наиболее подвержены их влиянию, особенно в настоящее время, когда происходит процесс их становления.

Анализ выявленных проблем свидетельствует о том, что оказание поддержки со стороны государства и негосударственных структур, а также совершенствование внутренней самоорганизации выступают необходимым условием развития малого бизнеса, не только в период его становления, но и на всех этапах функционирования.

Основываясь на различных опросах предпринимателей можно выделить ряд ключевых форм поддержки в соответствии с их значимостью по отношению к причинам, сдерживающим развитие малых предприятий:

  • формирование стимулирующей системы налогообложения;

  • создание льготной системы кредитования малых предприятий;

  • государственное регулирование цен на электроэнергию и топливо;

  • борьба с бюрократическими коррупционными барьерами на пути развития малого бизнеса;

  • оказание финансовой поддержки со стороны государства;

  • создание льготных условий доступа к аренде муниципального имущества;

  • четкая законодательная регламентация деятельности малых предприятий;

  • формирование нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые взаимоотношения в коллективе, с целью предотвращения возникновения трудовых конфликтов и разграничения сфер ответственности работодателей и работников.23

К сожалению, вопросы эффективного ведения бизнеса и необходимость дать взятку у отечественных предпринимателей рассматриваются в неразрывной взаимосвязи. Помимо вопроса недоверия к государственным органам власти это также приводит к тому, что часть финансовых средств компании уходят из официального оборота. Более того, существенная часть семейных и малых предприятий вообще не регистрируют свою деятельность, то есть занимаются, по сути, нелегальным бизнесом.

Несмотря на то, что представители малого предпринимательства рассматривают в качестве серьезного аргумента в вопросах «выживания» фирмы государственную поддержку, тем не менее, большинство даже не надеются на ее получение. Чаще всего предприниматели рассчитывают на получение кредитов, как частные лица.24

Перечисленные выше проблемы относятся ко всем видам и формам малого предпринимательства.

Помимо проблем на пути создания малого предприятия можно также выделить проблемы связанные с его эффективным функционированием. Прежде всего, серьезным препятствием на пути эффективного функционирования семейных предприятий является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые взаимоотношения в коллективе, с целью предотвращения возникновения трудовых конфликтов и разграничения сфер ответственности работодателей и работников. Как уже отмечалось, одной из основных причин трудовых и имущественных разногласий в семейном бизнесе является именно недостаточное правовое сопровождение деятельности.

Данные проблемы могут быть решены при обязательном заключении коллективного трудового договора на предприятии любого уровня, причем его нормативная составляющая должна иметь силу объективного права. В основу коллективного договора должны быть положены принципы взаимоуважения, стремления идти на компромисс, строгое следование букве закона и нормам коллективного договора, свобода выбора и обсуждение вопросов, составляющих содержание коллективного договора, реальность обеспечения принимаемых обязательств. Коллективный договор фактически устанавливает общие нормы поведения сотрудников и наравне с должностными инструкциями позволяет избежать многих острых ситуаций общения начальника со своими работниками.25

Несмотря на то, что представители малого бизнеса при опросах, посвященных выявлению наиболее острых проблем, ставят четкую законодательную регламентацию деятельности малых предприятий далеко не на первое место, тем не менее, для предприятий семейного бизнеса это наиболее серьезная проблема.

Семейное предпринимательство, как правило, является одной из форм малого предпринимательства или самозанятости населения и в российском законодательстве не выделяется как особая форма правового регулирования и государственной поддержки.

Если говорить о нормативно-правовых документах федерального уровня, то понятие семейного предпринимательства используется только в двух документах.

Федеральным Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.26

В Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 714 используется понятие семейного предпринимательства как инструмента обеспечения материального благосостояния семей и формы борьбы с бедностью. В подпункте в) пункта 18 раздела IV упомянутого Указа речь идет о «поддержке развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства» как одном из методов «обеспечения условий /для преодоления негативных тенденции и стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям».

Вопросы государственного регулирования малого предпринимательства в России отражены в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88-ФЗ) принятом 14 июня 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями). Данный Закон направлен на реализацию установленного статьей 34 Конституции Российской Федерации права граждан «на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности».

Согласно статье 3 указанного выше Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия собственников предприятий составляет не менее 50%, а число занятых не превышает предельные уровни от 30 (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения) до 100 человек (в промышленности, строительстве и на транспорте). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического липа (самозанятость).

В указанном Законе устанавливаются обязанности государства по поддержке малого предпринимательства. В том числе определены порядок разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ поддержки малого предпринимательства (статья 7), льготного кредитования (статья 11), создания обществ взаимного кредитования (статья 12) страхования (статья 13) субъектов малого предпринимательства, резервирования определенной (не менее 15%) доли государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд (статья 14).

Предусматриваются также меры по поддержке субъектов малого предпринимательства в информационной сфере: предоставление (в том числе, на льготной основе) экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития (статья 16). Законом также установлены меры по обеспечению производственно-технологической поддержки субъектов малого предпринимательства (статья 18), по подготовке и переподготовке кадров (статья 19). Законом определен порядок организации и деятельности союзов (ассоциаций) малого предпринимательства. В статье 7 рассматриваемого Закона, содержится поручение Правительству Российской Федерации ежегодно, перед представлением федерального бюджета, вносить на рассмотрение Федерального Собрания проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать в федеральном бюджете выделение средств на ее финансирование.

В «Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 годы» цель указанной программы формулировалась следующим образом: «создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства». Основными задачами Программы называлось «преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года, № 697 и Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года, № 121) .27

Цель и задачи следующей программы фактически остались прежними только детализировались более конкретно, семейное предпринимательство в указанных программах не упоминалось.

Несмотря на наличие Федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, тем не менее, зачастую встают вопросы о его выполнении. Фактически отсутствуют механизмы реализации, предложенных в Законе норм и правил. На региональном уровне малое и семейное предпринимательство испытывает серьезные трудности в своем развитии, связанные со сложностью системы налогообложения, бюрократическим прессом, отсутствием эффективной защиты прав представителей малого предпринимательства. В связи с этим, представители российского малого бизнеса неоднократно поднимали вопрос о кардинальном пересмотре и доработке Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства, в Российской Федерации», с привлечением представителей бизнес-сообщества.

Тем не менее, следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации проводится определенная работа по совершенствованию нормативно-правовой и организационной поддержки малого бизнеса и принимаются отдельные меры, направленные именно на развитие семейного предпринимательства.28

Таким образом, можно сделать вывод что, во второй главе « Проблемы развития семейного бизнеса в России» охарактеризована сложная ситуация, сложившаяся в сфере семейного бизнеса в России. Особое внимание уделено факторам, препятствующим успешному развитию семейного предпринимательства. Так же рассмотрены факторы, формирующие отношение к семейному бизнесу, а именно:

  1. Общее эмоциональное отношение к тем, кто разбогател.

  2. Различия в уровне доходов.

  3. Тип собственности предприятия, на котором работает человек.

  4. Возрастной фактор

  5. Уровень образованности.

  6. Место проживания.

  7. Профессиональный статус.

Значимость семейного предпринимательства как формы малого бизнеса в России еще не в полной мере оценена обществом и пока слабо отражена в государственной экономической политике. Сегодня в Российской Федерации практически полностью отсутствует какая-либо стратегия использования семейного предпринимательства для социализации экономики страны, более того, на федеральном уровне вообще не существует законодательной поддержки этого важнейшего сектора национальной экономики. Кроме того, серьезным препятствием на пути развития семейного предпринимательства становится недостаток кредитования, обусловленный высоким уровнем процентов за кредит и жесткие требования к условиям обеспечения кредита, наличие серьезных административных барьеров и слабый уровень развития инфраструктуры, особенно в малых городах России.

Анализ выявленных проблем свидетельствует о том, что оказание поддержки со стороны государства и негосударственных структур, а также совершенствование внутренней самоорганизации выступают необходимым условием развития малого бизнеса. Решением данной проблемы может послужить разработка программы государственной поддержки семейного предпринимательства в РФ.

2.2 Проблемы развития семейного бизнеса

Основными проблемами развития малого предпринимательства в России являются:

  • нехватка кредитования («грабительские» условия обеспечения кредита, предъявляемые банками: только под залог недвижимости, золота, драгоценностей, иномарок, оцененных на 50% от их реальной стоимости; проценты за кредит в 10 раз превышают ставки ипотечного кредита в Европе; волокита в оформлении);

  • значительные административные барьеры (необходимость согласования с десятками организации и вымогательство);

  • неподготовленность руководителей малого бизнеса;

  • отсутствие инфраструктуры для размещения малых предприятий;

  • запретительный уровень цен на аренду помещений, особенно в крупных городах и отсутствие информации о таких помещениях;

  • дефицит специалистов необходимых профессий и уровня квалификации на ряде производств.29

В малых городах имеются свои специфические проблемы: отсутствие рынков для сбыта продукции; экономики, обеспечивая постоянное усиление рыночной конкуренции.

Выделение семейных предприятий как самостоятельной законодательно закрепленной формы предпринимательской деятельности позволит решить несколько важных социальных проблем: легализация трудовой деятельности российских граждан, занимающихся семейным предпринимательством, вовлечение неиспользуемых трудовых ресурсов, активизация предпринимательской активности молодежи.

Кроме того, при формировании системы мер по поддержке малоимущих граждан, сохраняется ориентация на раздачу пособий, субсидий, то есть происходит привыкание таких групп населения к содержанию на государственные средства, а не к самостоятельной трудовой деятельности. Нисколько не умаляя важность оказания государственной помощи социально незащищенным слоям населения, тем не менее, на наш взгляд гораздо более важным является формирование условий для самореализации и самозанятости населения, наибольшую перспективу в решении этих вопросов имеет именно развитие семейного предпринимательства.

Таким образом, одной из ключевых проблем государственной поддержки развития семейного предпринимательства можно назвать отсутствие эффективной нормативно-правовой базы семейного предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также отсутствие отработанных механизмов реализации уже принятых законов и программ по поддержке малого и семейного предпринимательства.

Нужно заметить, что для населения модель семейного предпринимательства достаточно привлекательна поскольку, как правило, серьезные финансовые вложения одному человеку не под силу, а привлекать посторонних к ведению совместного бизнеса проблематично и рискованно. Современный семейный бизнес базируется на доверии, общих имущественных интересах, моральных устоях.

Другой серьёзной проблемой является недостаток кредитования, обусловленный высоким уровнем процентов за кредит и жесткими требования, предъявляемыми к условиям обеспечения кредита, наличие серьезных административных барьеров и слабый уровень развития инфраструктуры, особенно в малых городах России.

Существование семейного предпринимательства в России и его развитие идет не благодаря, а вопреки, сложившимся условиям.30

Важная роль семейного бизнеса еще не оценена в полной мере обществом и фактически не отражена в рамках экономической политики российского правительства. В Российской Федерации на текущий момент отсутствует на государственном уровне политика содействия развитию семейного предпринимательства, как особой формы малого бизнеса, хотя его определяющая роль в формировании социально-ориентированной рыночной экономики признана во всем мире и рассматривается как особое направление структурной политики, опирающейся на систему мер государственной поддержки.

По данным различных исследователей из-за организационных недоработок и других нерешенных вопросов (нехватка сырья, отсутствие помещений, отсутствие необходимых профессиональных кадров и т.д.) каждое второе малое предприятие из числа зарегистрированных практически не функционирует, а большая часть оставшихся развивается замедленными темпами. Вызывает опасения и тот факт, что, несмотря на наличие государственной стратегии развития малого бизнеса, далеко не все региональные органы власти, министерства и ведомства оказывают соответствующую помощь малым предприятиям в субъектах Российской Федерации.31

Отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, налоговое и бюрократическое давление, отсутствие отработанных механизмов обеспечения личной и экономической безопасности предпринимателей ведет к тому, что значительная их часть уходит в теневой сектор экономики.

Таким образом, современное малое предпринимательство развивается в условиях конфронтации двух аспектов, его определяющих: с одной стороны высокой значимостью малого предпринимательства, а с другой недостаточный уровень оказываемой государственной поддержки.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

3.1 Условия создания семейного предприятия

Для эффективного функционирования и развития сфер деятельности семейного предпринимательства в экономике России уже существует целый ряд позитивных условий и предпосылок потенциального роста.32

Однако принятые меры, к сожалению, недостаточны, поскольку уровень развития малого предпринимательства (в том числе и семейного) в нашей стране существенно ниже, чем в развитых странах. Кроме того, большинство принимаемых мер ориентировано на поддержку малого предпринимательства в целом, без выделения семейного бизнеса.

В целом, систему мер по регулированию и поддержке семейного предпринимательства как самостоятельной сферы малого бизнеса можно представить в виде совместной деятельности целого ряда региональных, государственных и международных институтов, а также различных объединений наиболее активной части представителей семейного бизнеса (см. рис. 3.1.1).

Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке семейного предпринимательства является создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры семейного предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост.33

 

Государственные органы законодательной и исполнительной власти, другие организации и учреждения

Органы, специализирующиеся на поддержке малого предпринимательства

Фискальные и налоговые учреждения, а также органы, выполняющие регулирующие и налоговые функции

Учреждения, не имеющие управленческих функций

Органы законодательной власти

Банки, страховые компании и другие финансовые институты

Коммерческие посредники на ресурсных рынках, продавцы маркетинговых услуг

СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ассоциации и другие формы объединения субъектов семейного предпринимательства

Продавцы специализированных услуг (консалтинговых, образовательных и т.д.)

Зак-во о семейном пред-ве

 

 

Косвенная государственная поддержка

Прямая государ..

поддержка

 

Рис 3.1.1 - Условия создания семейного предприятия

3.2 Программа содействия развитию семейного предпринимательства в России

Способом решения проблем несовершенства государственного регулирования семейного предпринимательства должна стать Программа содействия развитию семейного предпринимательства в Российской Федерации (см. табл. 3.2.1).

Таблица3.2.1

Структура Программы содействия развитию семейного предпринимательства в Российской Федерации

Цель программы

Создание условий для развития семейного предпринимательства, как формы предприятия сферы малого бизнеса (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), а также формирование соответствующей инфраструктуры развитие предпринимательской активности (инициативности); обеспеие роста экономической независимости муниципальных образований.

Задачи программы

- создание: правовых и социально-экономических условий функционирования семейных предприятий;

- совершенствование механизмов финансовой поддержки семейного бизнеса, основанное на упрощении схемы кредитования таких предприятий, с • возможностью привлечения государства в качестве гаранта по выплате кредита;

- создание схем оказания адресной финансовой, информационной, правовой, консультационной поддержки семейному предпринимательству;

привлечение семейных предприятий к выполнению государственных заказов, в тех отраслях, где это возможно; - создание новых

 

рабочих мест, решение проблем самозанятости, посредством привлечения к работе с гражданами, решившими заняться семейным предпринимательством консультационных центров, центров занятости населения, юридических консультаций и т.д.

- совершенствование информационного поля, направленной на расширение межрегиональных; внешнеэкономических связей представителей семейного предпринимательства.

Основные

направления

реализации

программы

- разработка- нормативно-правовой базы функционирования семейных предприятий, как независимого, самостоятельного вида предпринимательской деятельности;

- организационное сопровождение реализации наиболее эффективных кредитно-финансовых механизмов;

- консультационная и информационная поддержка семейного бизнеса;

- оказание помощи в подготовке управленческих кадров предпринимательских структур;

- меры по формированию благоприятного имиджа семейного бизнеса у граждан России и потенциальных партнеров из-за рубежа.

Источники

финансирования

программы

В качестве источника финансирования выступают Федеральный и региональные бюджеты.

Планируемые

мероприятия

Определение приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в разрезе отраслей и территорий (бизнес-карта) конкретного региона; формирование ресурсной базы для развития предпринимательства; развитие предпринимательской активности.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

программы

Формирование конкурентной среды, увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, повышение качества производимой продукции, формирование предпринимательской среды, как в городских так и в сельских районах.

Целью Программы, как уже подчеркивалось, является обеспечение благоприятных условий для развития семейного предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Результатом реализации Программы станет создание благоприятных условий для деятельности семейных предприятий в регионах и стране в целом, рост налоговых поступлений в бюджет, снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

Основными целями совершенствования государственного регулирования в сфере содействия развитию семейного предпринимательства должны стать:

  1. Рост предпринимательской активности (инициативности).

  2. Рост экономической «самодостаточности» граждан Российской Федерации.

  3. Укрепление института семьи и улучшение демографической ситуации.

Приоритетными задачами Программы содействия развитию семейного предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • увеличение налоговых поступлений в бюджеты различного уровня;

  • рост доли семейных предприятий в валовом региональном продукте;

  • увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;

  • обеспечение условий для развития семейного бизнеса как основы социально ориентированного предпринимательства.

Таким образом; совершенствование государственного регулирования сферы семейного предпринимательства предполагает реализацию следующих направлений и конкретных мероприятий:

  1. Провести мониторинг текущего состояния семейного бизнеса в России, с выделением региональной и отраслевой специфики:

  2. На основании проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

  3. Провести исследование региональной производственной и отраслевой структуры, с целью выявления сфер деятельности, представляющий интерес для потенциальных потребителей, но не охваченных средним и крупным бизнесом.

  4. Создание условий для активизации процессов взаимодействия крупных, в том числе и градообразующих предприятий с малым бизнесом посредством отработки механизмов передачи непрофильных активов в управление, выполнение семейными предприятиями инфраструктурных функций, создание бизнес-инкубаторов, а также возможное инвестирование средств в реконструкцию переданных активов, в оснащение необходимой техникой и оборудованием;

  5. Создание экспертных групп с привлечением ученых-практиков; представителей администраций регионов, а также представителей малого и крупного бизнеса для разработки типовых программ развития семейного предприятия, представляющих собой модуль из следующих элементов: типовые бизнес-план и учредительные документы, предпринимательскиекурсы, консультационные центры по организации бухгалтерского и налогового учета.

  6. По результатам разработок экспертной группы формирование в каждом регионе консультационных центров по содействию семейному предпринимательству.

Определение приоритетных направлений развития семейного бизнеса должно быть построено с учетом специфики отраслей и территорий Российской Федерации.34Осуществление мониторинга может быть проведено по следующей схеме:

  1. Проведение исследования на тему востребованности на каждой территории той или иной «ниши» рынка. Исходя из результатов исследования, создать на каждой территории «банки бизнес-проектов» с целью облегчения вхождения на рынок новой компании, а также предусматривающий образование новых предприятий в социально значимых отраслях.

  2. Создание Экспертно-консультативного совета, с целью выработки конструктивных предложений по реализации государственной политики, направленной на развитие семейного бизнеса, формирование благоприятного делового климата в российской экономике.

Помимо перечисленных мер регионам Российской Федерации следует также уделить особое внимание формированию ресурсных, материально- технических и условий для развития малого (в том числе и семейного) предпринимательства. Достижение этой цели требует от региональных и муниципальных государственных органов власти активизации деятельности по следующим направлениям:

  1. Для привлечения средств федерального бюджета провести соответствующую доработку программных мероприятий по поддержке малого предпринимательства в регионе.

  2. Совершенствование инфраструктуры региона на условиях частно-государственного партнерства.

  3. Представление субъектам семейного предпринимательства муниципального имущества на льготных условиях, что потребует со стороны местных властей сформировать реестр неэффективно используемого имущества муниципальных образований.

  4. Разработка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программ, направленных на рост числа семейных предприятий, с учетом приоритетных направлений развития конкретного региона, а также финансовых ресурсов, которые муниципальное образование способно выделить на реализацию подобных программ.

  5. Совершенствование механизмов кредитования малого бизнеса, с возможностью предоставления льготных кредитных планов.

  6. Развитие финансового лизинга, как средства поддержки субъектов малого бизнеса, позволяющего осуществлять модернизацию производственных мощностей предприятий данной сферы.

  7. Региональным органам государственной власти способствовать развитию цивилизованного потребительского рынка на основе формирования сети потребительских кооперативов.

3.3 Меры, ориентированные на стимулирование предпринимательской активности населения

В дополнение к уже перечисленным мерам, направленным на создание благоприятных условий для развития семейного предпринимательства, необходимо также принятие соответствующих мер, ориентированных на симулирование предпринимательской активности населения, а именно:

1.Создание бизнес-центров, бизнес-инкубатора в каждом регионе, а также привлечение уже существующих образовательных учреждений экономического профиля к проведению курсов по организации собственного бизнеса, тренингов с участием приглашенных экспертов и наиболее успешных бизнесменов региона. Организация стажировок молодых предпринимателей и представителей семейного бизнеса за рубежом, а также на наиболее эффективных российских предприятиях.

2. Ведение работы по повышению качества обслуживания населения на предприятиях сферы услуг, чаще всего и являющейся сферой интересов семейного бизнеса, с потенциальной возможностью в случае необходимости создать соответствующие учебные центры.

3. При работе с бизнес-структурами особое внимание должно уделяться инновационной составляющей и проблемам привлечения новейших технологий во все сферы их экономической деятельности.

4.Активизация РК-деятельности, на всех территориях России в рамках тематики, посвященной созданию и ведению собственного дела.

Одной из серьезных проблем при реализации Программы могут стать сложности с ее финансовым обеспечением и ресурсной базой осуществления планируемых мероприятий. Можно предложить следующие механизмы ее решения:

  • привлечение градообразующих предприятий для взаимодействия с семейными предприятиями (передача непрофильных активов в управление, в т.ч. через бизнес-инкубаторы), в т.ч. финансирование реконструкции, отделки помещений, переданных в управление; оснащение необходимой техникой, оборудованием;

  • обеспечение условий для бизнес-миграции (ликвидация административных барьеров): создание на местном законодательном уровне условий для облегчения «вхождения» потенциальных инвесторов на рынки муниципальных образований;

  • корректировка мероприятий Программы, учитывая приоритеты федеральной политики государственной поддержки малого бизнеса, путем привлечения средств федерального бюджета на условиях софинаисирования, в т.ч. для развития бизнес-инкубаторов (передача неэффективно используемого государственного и муниципального имущества), создание венчурного инновационного фонда:

С целью привлечения средств федерального бюджета путем финансирования соответствующих мероприятий, можно предложить реализацию следующих мер:

  • увеличение ассигнований по программе государственной поддержки предпринимательства из бюджетов всех уровней, что позволи тповысить объем количественных и качественных показателей мероприятий поддержки семейного бизнеса;

  • строительство объектов инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства, путем привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры поддержки семейного предпринимательства; создание закрытого паевого фонда нежилых помещений; инвестирование капитальных вложений семейных предприятий;

  • обеспечение развития бизнес-инкубирования на каждой территории с предоставлением муниципального имущества, что создаст условий для активного развития семейных предприятий на территории региона;

  • разработка муниципальными образованиями среднесрочных программ по увеличению численности субъектов семейного бизнеса с учетом стратегии развития территории и финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета муниципальных образований;

  • имущественная поддержка субъектов семейного предпринимательства посредством финансового лизинга - обновление техники и оборудования Предприятий семейного бизнеса;

  • обеспечение развития программ кредитования семейного бизнеса в банковской сфере.

Для оценки эффективности реализации Программы можно использовать анализ следующих показателей, выступающих в качестве основных индикаторов результативности:

  • число семейных предприятий на одну тысячу жителей, (единиц), по состоянию на конец года;

  • доля работающих в сфере семейного бизнеса от занятых в экономике, (процент), по годам;

  • размер средней заработной платы на семейных предприятиях, (тыс. руб.), на конец года;

  • объём поступлений от семейных предприятий единого налога по упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход, (тыс. руб.), по годам;

  • доля семейных предприятий в ВРП, ВВП, (процент), по годам.35

При этом осуществление ежегодного мониторинга результатов от реализации Программы позволит определить ее результативность, внести в случае необходимости соответствующие корректировки, выявить ее влияние на социально экономическое положение отдельных регионов и страны в целом. Причем объективность мониторинга определяется комплексным анализом не только перечисленных показателей, но и официальных данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти регионального и муниципального уровня.

Таким образом, на основе анализа современного уровня развития семейного бизнеса в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что процесс формирования стратегии государственной поддержки семейного предпринимательства еще не завершен и требует серьезной корректировки. При этом данная форма малого бизнеса является еще недостаточно изученной, несмотря на ее несомненную значимость с социально-экономической точки зрения. На наш взгляд реализация предложенных в системы мер по поддержке семейного предпринимательства позволит добиться большей устойчивости развития этой ниши российской экономики, а также в перспективе стать на один уровень с развитыми странами.

Заключение

Таким образом, по результатам научно-исследовательской работы можно выделить ряд положений, которые отражают структуру и основные выводы, содержащиеся в работе.

Первоначально предпринимательство возникло именно как семейный бизнес, поскольку в период общественного разделения труда возникновение ремесленных мастерских происходило именно на дому, как правило, с использованием труда родственников. Позже появление и развитие различных форм собственности позволило говорить о семье и предпринимательстве как о независимых категориях.

В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с различных позиций: политической, экономической, организационно-управленческой, социально-психологической.

Фактически семейным предприятием можно считать любое предприятие, большая часть собственности или управления которого принадлежит членам одной семьи, часть из которых непосредственно работает на этом предприятии.

Типология предприятий семейного бизнеса требует разделения на семейные предприятия «городского типа» и крестьянские фермерские хозяйства, поскольку и условия функционирования, и требования начального этапа развития для них существенно расходятся. В городе семейное предпринимательство стремиться занять свое место в сферах, не характерных для крупного и среднего бизнеса. Это мелкооптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание, ресторанный бизнес, транспортное обслуживание населения, ремонт и строительство, бухгалтерские работы и аудит и др.

Особую группу в семейном предпринимательстве составляют крупные корпорации, акционерные общества, «финансовые империи», контрольный пакет акций которых в течение нескольких поколений находится в руках одной семьи. Такое «предприятие» уже нельзя отнести к сфере малого бизнеса, однако начинались они, как правило, с небольших семейных компаний.

Динамичное развитие семейного предпринимательства в Российской Федерации требует принятия системы мер, направленных на создание благоприятных институциональных условий, что позволит в дальнейшем достичь уровня развитых стран, где семейные предприятия составляют значительную, если не большую экономически активную часть малых предприятий, особенно их успешную часть.

Анализ выявленных проблем в научно-исследовательской работе свидетельствует о том, что оказание поддержки со стороны государства и негосударственных структур, а также совершенствование внутренней самоорганизации выступают необходимым условием развития малого бизнеса. Решением данной проблемы может послужить стимулирование предпринимательской активности семейного бизнеса и разработка программы государственной поддержки семейного предпринимательства в РФ.

Для того чтобы дать «новый импульс» семейному бизнесу необходимо также принятие соответствующих мер, ориентированных на симулирование предпринимательской активности населения.Реализация предложенных в системы мер по поддержке семейного предпринимательства позволит добиться большей устойчивости развития этой ниши российской экономики, а также в перспективе стать на один уровень с развитыми странами.

Результатом реализации Программы станет создание благоприятных условий для деятельности семейных предприятий в регионах и стране в целом, рост налоговых поступлений в бюджет, снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

Главной целью системы мер, направленных на развитие семейного бизнеса в экономике России, должно стать создание экономических, правовых и организационных условий для формирования в регионе инфраструктуры семейного предпринимательства, обеспечивающей его ускоренный и эффективный рост.

В научно-исследовательской работе обосновано, что принятие Программы содействия развитию семейного предпринимательства в Российской Федерации позволит решить важные социально-экономические проблемы, а именно сформировать средний класс собственников, обеспечить наполняемость региональных бюджетов за счет налоговых поступлений, снизить уровень подростковой и детской преступности и др.

Список литературы

  1. Аборнева, О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион, аспект) // Пробл. теории и практ, упр. - 2004. – 117 с.

  2. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / ОЛО. Акимов, - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192с.

  3. Акулов, В.Б. К характеристике субъекта стратегического менеджмента / В.Б.

  4. Алимова, Т. Стратегии поведения семейных фермерских хозяйств / В. Буев, П. Вакуров // Вопросы экономики. – 2004, 244 с.

  5. Анпилов, А. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике / А.И. Анпилов // Актуал, пробл. совр. науки. - 2006.

  6. Апташов, В.А. Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес / В.А. Апташов. – М., 187 с.

  7. Афанасьев, В. Малый бизнес: проблемы становления / В, Афанасьев // Российский экономический журнал. - 2006.

  8. Бабаева, Л. Семейное предпринимательство / Л. Бабаева // Человек и труд. - 1993.

  9. Бархатова, Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе / Н.М. Бархатова // ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва - Новосибирск, 1999.

  10. Безгодов, А.В. Очерки социологии предпринимательства /А.В. Безгодов - СПб.: «Петрополис», 2007, 254 с.

  11. Березина, Е. В наследстве отказано // "Российская Бизнес-газета" №873 [электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/11/20/pokolenie.html

  12. Береснева, А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики /А.В. Береснева!) ЭКО. - 2010.

  13. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. - М., 1994, 187 с.

  14. Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006.

  15. Вагин, В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства / В.В, Вагин // Мир России. - 2002.

  16. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. /Избранные произведения. - М.: Прогресс, 2000, 258 с.

  17. Горшков М.К., Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян/ М.К., Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко ; Ин-т социологии РАН. - М. : Наука, 2008. - 392 с.

  18. Дармодехин, С.В. Семья как образующая социум и его развития/С.В. Дармодехин // Мир психологии.-2008.

  19. Смольков, В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление / В.Г. Смольков // Соц.-гуман. знания. - 2007.

  20. Сэй, Ж.-Б. Трактат политической экономии / Ж.-Б. Сэй. - М., 1990.

  21. Тараданов А.А. Семейное благополучие в современной России: генезис и практика / А.А.Тараданов. - Екатеринбург, 2006.

  22. Тореев, В.Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В.Б. Тореев, О.Е. Вороновская // Экон. наука соврем. России. - 2002.

  23. Хизрич, Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питер. / Вып. 1. - М. 2007, 180 с.

  24. Холмухамедов, У. Семейное предпринимательство в условиях современных "рыночных отношений / У. Холмухамедов // Экономика и статистика. - Ташкент, 2006.

  25. Чепуренко А.Ю., Малое предпринимательство в России // Мир России. 2007. Т. 10. № 4. 200 с.

  26. Черницкий, А. Семейный бизнес, или Как работается с родственниками // Наша власть. Дела и лица, Вып. 6, 2008

  27. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ

  28. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998 - 1999 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697) // Российская газета. - 14 августа. - 1998.

  29. Закон РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

  30. Кем и как сегодня работает российская молодежь?// Молодежь новой России: ценностные приоритеты. М. 2007 [электронный ресурс] http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_3.html

  31. Личная и семейная жизнь в ценностной ориентации молодежи /Молодежь новой России: ценностные приоритеты – М.,2009 [электронный ресурс] http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html

1Вагин, В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства / В.В, Вагин // Мир России. – 2002, С.137

2Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. /Избранные произведения. - М.: Прогресс, 2000, С. 56

3Смольков, В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление / В.Г. Смольков // Соц.-гуман. знания. – 2007, С.67

4Дармодехин, С.В. Семья как образующая социум и его развития/С.В. Дармодехин // Мир психологии.-2008, С. 34

5Дармодехин, С.В. Семья как образующая социум и его развития/С.В. Дармодехин // Мир психологии.-2008, С. 39

6Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006.

7Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ

8Бархатова, Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе / Н.М. Бархатова // ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва - Новосибирск, С.44

9Закон РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

10Апташов, В.А. Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес / В.А. Апташов. – М., С.34.

11Хизрич, Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питер. / Вып. 1. - М. 2007,С.121-123.

12Чепуренко А.Ю., Малое предпринимательство в России // Мир России. 2007. Т. 10. № 4. С.46-47

13Тореев, В.Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства // Экон. наука соврем. России. – 2002, С.44

14Горшков М.К., Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян/ Ин-т социологии РАН. - М. : Наука, 2008, С.230-233

15Бархатова, Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе / Н.М. Бархатова // ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва - Новосибирск, С. 15

16Тореев, В.Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В.Б. Тореев, О.Е. Вороновская // Экон. наука соврем. России. - 2002. С. 32

17Апташов, В.А. Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес / В.А. Апташов. – М. С. 154

18Кем и как сегодня работает российская молодежь?// Молодежь новой России: ценностные приоритеты. М. 2007 http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_3.html

19Березина, Е. В наследстве отказано // "Российская Бизнес-газета" №873 http://www.rg.ru/2012/11/20/pokolenie.html

20Личная и семейная жизнь в ценностной ориентации молодежи /Молодежь новой России: ценностные приоритеты – М.,2009 http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html

21Горшков М.К., Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян/ М.К., Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко ; Ин-т социологии РАН. - М. : Наука, 2008. – С. 204-205

22Холмухамедов, У. Семейное предпринимательство в условиях современных рыночных отношений / У. Холмухамедов // Экономика и статистика. - Ташкент, 2006. С. 84

23Тореев, В.Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В.Б. Тореев, О.Е. Вороновская // Экон. наука соврем. России. - 2002. С.55

24Чепуренко А.Ю., Малое предпринимательство в России // Мир России. 2007. Т. 10. № 4. С.121

25Черницкий, А. Семейный бизнес, или Как работается с родственниками // Наша власть. Дела и лица, Вып. 6, 2008, С. 33

26Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ

27Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998 - 1999 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697) // Российская газета. - 14 августа. - 1998.

28Береснева, А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики/А.В. Береснева!) ЭКО. – 2010. С.47

29Смольков, В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление / В.Г. Смольков // Соц.-гуман. знания. - 2007. С. 56

30Холмухамедов, У. Семейное предпринимательство в условиях современных рыночных отношений / У. Холмухамедов // Экономика и статистика. - Ташкент, 2006, с 76

31Тараданов А.А. Семейное благополучие в современной России: генезис и практика / А.А.Тараданов. - Екатеринбург, 2006. С. 75

32Анпилов, А. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике / А.И. Анпилов // Актуал, пробл. совр. науки. - 2006. С.26

33Чепуренко А.Ю., Малое предпринимательство в России // Мир России. 2007. Т. 10. № 4. С. 92

34Смольков, В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление / В.Г. Смольков // Соц.-гуман. знания. – 2007. С.7

35Тараданов А.А. Семейное благополучие в современной России: генезис и практика / А.А.Тараданов. - Екатеринбург, 2006. С.65

Просмотров работы: 8328