ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В АСПЕКТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В АСПЕКТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Большинство исследователей сходятся во мнении, что деятельность в образовании является деятельностью по оказанию услуг, т.е. образовательная услуга является продуктом образовательного производства [1].

Определение образовательных услуг в законодательстве практически отсутствует. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 46) «образовательным услугам» отводит второстепенную роль, поскольку, в соответствии с Законом, они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ» [3].

С.В. Куров под образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности (действий)»[2].

В процессе исследования критериев для определения услуг было выделено несколько общих для большей части услуг характеристик. Характеристики услуг К.Хаксевера, Б. Редера, Р.С. Рассела, Р. Г. Мердика, приведенные в книге «Управление и организация в сфере услуг»[4] являются основными и наиболее часто упоминаемыми характеристиками:

  • неосязаемость;

  • неотделимость от источника;

  • несохраняемость;

  • непостоянство качества.

Неосязаемость образовательных услуг не позволяет ощутить весь объем полученных знаний без практического применения. Это качество уникально. Важным следствием неосязаемости является то, что для большей части услуг результат приобретения услуги не подразумевает право собственности на нее, т.е. речь идет о нематериальном характере образовательных услуг.

Для укрепления доверия абитуриентов, родителей, общественности организация, предоставляющая образовательные услуги может: по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности, подчеркивать значимость своей услуги; привлекать внимание получателей образовательной услуги к получаемой выгоде образования в данном образовательном учреждении (глубина знаний, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, востребованность выпускников на рынке труда и т.д.).

Неотделимость от источникаобразовательных услуг проявляется в том, что знания, которые дает учитель (преподаватель), дается и воспринимается одновременно. Второй формой неотделимости от источника неотделимость получателя знаний от процесса предоставления услуги, получатель знаний должен присутствовать при создании услуги. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны.

Многие образовательные услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Учащийся, студент, слушатель не просто потребляет образовательную услугу, он подключается к ее производству. Участие потребителя в сфере образовательных услуг означает, что производитель услуг должен заботиться о том, какой объем образовательных услуг оказывается, каким образом, и каково качество этих услуг.

Несохраняемостьобразовательных услуг проявляется в том, что одновременно производятся и потребляются, и не подлежат инвентаризации. Образовательную услугу невозможно произвести впрок или складировать. Она возникает непосредственно в процессе взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг. Таким образом, необходимо постоянное изучение спроса потребительского рынка образовательных услуг, введение системы предварительных заказов на дополнительные образовательные услуги.

Непостоянство качестваобразовательных услуг зависит от людей, взаимодействующих в процессе предоставления и получения услуги. С одной стороны, это означает, что даже если один и тот же человек (учитель, преподаватель) оказывает услугу нескольким потребителям образовательных услуг (учащиеся, студенты, слушатели курсов) абсолютно одним и тем же способом, у разных потребителей может быть разное восприятие того, что они получили, а следовательно они будут испытывать различные чувства по поводу удовлетворения своей потребности. С другой стороны, человек, оказывая одну и ту же услугу, может варьировать свои действия при каждом отдельном ее исполнении. Важную роль в этом играет его физическое и психологическое состояние, которое не может быть одинаковым каждый день.

Таким образом, сферу образования можно отнести к производству общественных благ. Государство должно обеспечивать образование в соответствии с общественным благом, которое образование создает. Форма потребления блага выбирается обществом, государством и отдельными людьми. Важной особенностью образовательной услуги является то, что невозможно оценить качество приобретаемой услуги на момент ее потребления [1].

Для повышения качества образовательных услуг необходимо не только соблюдение государственных стандартов образования, базисных планов, программ, но и разработка собственной политики контроля над качеством предоставляемых образовательных услуг. В этой связи государственными органами управления начата работа по унификации требований к качественным показателям по оказанию образовательных услуг. Сформирован ряд структур в системе государственного управления по контролю над качеством образовательных услуг.

Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении.

Отношения в образовании специфичны, так как знания не столько передаются, сколько формируются и в это процессе участвуют педагог и учащийся. Однако при осуществлении купли-продажи эта специфика относится к сфере факторов, определяющих цену образовательной услуги, оказываемой педагогом и потребляемой учащимся [1].

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизации управления: отсутствие четких требований, предъявляемых к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существовавшей системы управления.

Список литературы:

  1. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. – М.:МАКС Пресс,2007.

  2. Куров С.В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. 2001,№6.

  3. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1. - М.: Юристъ, 2008.

  4. Хаксевер К., Редер Б., Рассел Р.С., Мердик Р. Г.Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. /Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002.

4

Просмотров работы: 3268