Довольно часто низкий уровень эффективности функционирования организации связан с недостаточной разработанностью или просто отсутствием программных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей. Программно-целевой подход воплощает обширную методологию решения множества проблем, возникающих в различных сферах целенаправленной деятельности. Программно-целевой подход применяется чаще всего в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения. Данный подход должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Именно этой особенностью программно-целевого подхода объясняется его выбор для решения проблем в области эффективности функционирования организаций.
Важной характерной чертой программно-целевого подхода к решению сложных социально-экономических проблем является его приспособленность к поиску эффективных, экономичных вариантов проблемных решений. Это связано с тем, что в процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных потребностей осуществляется не только их взаимная подгонка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов.
В настоящее время, региональные программы являются инструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем (экономической, социально-демографической, экологической и т.д.).
Объектом территориального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.
Программно-целевой метод управления является одним из основных средств осуществления региональной политики и позволяет осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, включая механизмы государственного и рыночного регулирования.
Если исходить из теоретических подходов использования программно-целевых методов управления в нашей стране, то на уровне территории программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их число входят: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств, - так называемых, «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на следующей основе:
- развитие законодательной и нормативной базы, направленной на создание «режима наибольшего благоприятствования», в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство;
создание благоприятного инвестиционного климата в регионе;
развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутри регионального) значения;
участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем [2].
В современных экономических условиях возможности программно-целевых методов, реализуемые в форме федеральных целевых программ для решения стоящих перед страной социально-экономических задач, используются недостаточно полно. Невысокая эффективность программ связана, прежде всего, с недоработками государственных заказчиков при формировании и реализации федеральных целевых программ, выработке механизмов контроля за ходом их выполнения. Повышение эффективности применения этих методов требует корректировки ряда действующих в настоящее время федеральных целевых программ. Часть федеральных целевых программ должна быть пересмотрена и скоординирована в соответствии с рекомендациями и предложениями Минэкономразвития России и группы независимых экспертов.
Среди преимуществ использования программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием территории можно выделить:
индикативный характер программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
системный характер основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы региона различного таксономического уровня;
обеспечение единства методологических и методических подходов к решению задач развития регионов;
возможность концентрации ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решение принципиальных вопросов социально-экономического развития региона (проведение структурной политики на основе ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности, реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы, развитие наукоемких производств, содействие занятости населения и др.);
возникновение мультипликативного эффекта при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств;
возможность сочетания в ходе государственного управления развития экономики и социальной сферы на всех уровнях территориальной иерархии программно-целевого метода с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования;
обеспечение общественного контроля, при формировании целей и задач программного развития и использования финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.) [2].
Опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития территории показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков, снижающих эффективность их реализации.
Среди наиболее часто встречающихся следует отметить:
недостаточность обоснования необходимости применения программно-целевого метода для решения конкретной социально-экономической проблемы;
отсутствие эффективной системы управления программой со стороны головного исполнителя программы и системы контроля со стороны государственного заказчика программы [2].
Главными преимуществами программно-целевого метода являются гибкость и мобильность. Программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень;
В условиях крайнего дефицита денежных средств, жесткой ограниченности ресурсных возможностей страны и регионов становится неизбежным и необходимым предотвратить их распыление, сосредоточить средства на ключевых направлениях, способных не только удержать экономику на плаву, но и последовательно выводить ее на подъем. Программы представляют эффективный инструмент концентрации и целевой ориентации ресурсов на важнейших направлениях деятельности [1].
Программный подход ориентирован на работу с проблемами, значит, вся структура управления втягивается в постоянный процесс программирования своей деятельности, приобретая, таким образом, эластичность и способность к изменениям.
Программный подход позволяет закрыть разрывы, которые появляются на границах ведомственной компетенции и являются источником организационных конфликтов и рассогласований в работе, а, значит, помогает успешному осуществлению политики социально-экономического развития в регионе [1].
Таким образом, практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социально-экономическим процессами в регионах. Данный метод предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.
Список литературы:
Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта). - М., 2006.
Серебрякова Л.А. Проблемы программно-целевого планирования развития регионов Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2000.
4