ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — «неформалов») продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

Цель исследования – рассмотрение ценностных ориентаций молодежи и выявление факторов, влияющих на содержание молодежной культуры. Для получения информации, основы нашего исследования, был проведён социологический опрос среди студентов Усть-Лабинского социально-педагогического колледжа, результаты которого были использованы для разработки рекомендаций по моделированию культуры молодежи нашего колледжа.

В настоящее время целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодежной среде и в нашем обществе в целом, привлекает внимание психологов, социологов, культурологов, педагогов и вызывает бурные споры.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с физиологическими и психологическими особенностями данного возраста, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление наших подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο милосердии, доброте, великодушии, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличается эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты западной культуры за счет снижения истинных ценностей, характерных для российского менталитета.

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. Появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые?

Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, было решено провести социологическое исследование по следующим направлениям:

1. Отношение студенчества к роли государства в воспитании молодежи

2. Роль семьи в социализации молодежи

3. Ценности и интересы

4. Отношение к религии

5. Отношение к политике

6. Отношение к неформальным молодежным объединением

В опросе приняло участие 100 студентов колледжа в возрасте от 17 до 20 лет. Одной из главных задач исследования явилось определение факторов, влияющих на становление ценностей молодежи. В результате мы получили следующий облик духовно-нравственной культуры нашего студента.

При выявлении отношения студенчества к воспитательной функции государства было отмечено, что 90% опрошенных считает, что государство должно заниматься решением проблем воспитания молодого поколения и оказывать воздействие на формирование духовно-нравственной культуры. Но, по мнению 70% студентов – влияние государства совсем незначительное. Были выявлены институты, через которые, по мнению респондентов, должно воспитывать государство: более 60 % опрошенных считают, что это, в первую очередь, школа и учебные заведения, а 55 % респондентов утверждают, что это семья и СМИ. Как мы видим, наша молодежь понимает большую агитационную роль СМИ, но, к сожалению, сейчас больше говорится именно о негативном их влиянии и как показало исследование все опасения психологов и социологов вполне обоснованы. СМИ является мощным рычагом воздействия на молодежь.

Для определения роли семьи в социализации молодежи, были заданы следующие вопросы:

Какую роль семья играет в процессе воспитания подростка?

Важно ли для вас мнение родителей?

К кому вы обращаетесь за советом чаще всего?

В результате мы выяснили, что семья в новых социально-экономических условиях продолжает оставаться основным институтом социализации молодежи (так считают 60% учащихся). Было выявлено, что семья для 70% студентов, является главной ценностью жизни, важнейшим институтом воспитания, подражания и помощи. Более 60 % опрошенных чаще всего обращаются за советом именно к родителям. Также следует обратить внимание на процент тех подростков, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя (около 30 %). Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после родителей место в ряду авторитетов (около 40 %). Некомпетентные советы сверстников могут привести подростка к рискованным поступкам.

Для выявления интересов и ценностей, было предложено ряд вопросов, в результате которых мы выяснили, что второй по значимости ценностью после семьи у наших студентов является самосовершенствование, духовное развитие и труд (более 40 %). Наименее значимыми оказались развлечения, спорт и друзья (10%). В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на интересный труд, мы видим, что значимость нематериальных ценностей возрастает.

Что касается интересов, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны. В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома или в кафе (35 %). Также на досуге молодежь смотрит телевизор. Более 60% студентов отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам. А 42 % занимаются просмотром научно-познавательных передач, что является, как мы считаем, неплохим показателем уровня культуры. Часто в свободное время студенты любят слушать музыку (63% опрошенных). Особое внимание нужно обратить на «разрушительные мотивы» в молодёжной музыки.45% предпочитает попсу, рок, реп, драм, хаус и клубную. Еще реже молодежь занимается спортом – 21 %. И только 30% студентов посещают различные кружки и секции.

Можно сделать вывод, что классическая, народная культура начинает терять ценностную привлекательность для большинства молодых людей, становясь чуждой и архаичной. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа. Выяснилось, что 80% респондентов не могут объяснить данное понятие.

Спросив студентов о религиозных убеждениях, выяснилось, что среди студенческой молодежи выявлено 20 % неверующих, 20% верующих, 60 % колеблющихся между верой и атеизмом. А на вопрос о воцерковленной молодежи 60% респондентов ответило, что не слышали о ней. К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Рассматривая вопросы, связанные с политической активностью молодежи, мы выявили, что политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Политическая заинтересованность молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю. Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. Более 50 % студентов смотрят политические передачи. И только 30% студентов, в результате опроса, хотели бы входить в состав политической партии. А вот половина опрошенных хотела бы быть членом общественной молодежной организации, чтобы существовала возможность для самореализации. Но только 20 % студентов имеют информацию о находящихся на территории района молодежных организациях.

В данном исследовании мы также хотели выяснить ориентацию нашего студенчества к неформальным молодежным движениям и узнать их понимание природы неформальных субкультур. Оказалось, что половина из числа опрошенных имеет хорошее представление о существующих неформалах. Даже около 7 % респондентов относят себя к неформальному движению, и в большинстве случаев молодежь вступает в неформальные объединения из-за непонимания среди окружающих и невозможности реализоваться в формальных организациях. А выбор антисоциальной организации связан с возможностью выразить свою агрессию. Так считают 45%.

Подводя итоги работы надо заметить, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которая порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации. Поэтому необходимы новые критерии социального отбора, которые бы позволяли молодёжи ориентироваться на социальную иерархию интеллектуальных, деловых, творческих, и что особенно, важно нравственных людей. Поскольку ценностные ориентации молодежи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых», ценностей массовой культуры, считаем, что прежде всего необходимо изменить содержание государственной социальной политики и идеологии.

Мы предлагаем следующие рекомендации:

- необходимо восстановить влияние ценностей национальной культуры, как классической, так и народной; ограничить влияние американских упрощенных культурных тенденций.

- предоставить возможность креативной молодежи самореализовываться в формальных молодежных организациях, что будет препятствовать возникновению нежелательных неформальных объединений.

- осуществлять работу в рамках учебных заведений по воспитанию уважения к личности, индивидуальным качествам человека, что не даст возможности возникать групповым стереотипам.

- предоставить возможность молодежи проводить свой досуг в учреждениях культуры, которые должны обладать не только эстетическим, но и социализирующим воздействием.

- развивать в молодёжи позицию этнокультурной самоидентификации, что будет способствовать формированию положительных чувств к истории, традициям своего народа.

- чтобы повысить уровень культуры и нравственности, возможности самореализации, развития чувства патриотизма у молодого поколения наше студенчество предлагает проводить следующие мероприятия для молодёжи: концерты с участием звёзд эстрады, фестивали, парады, конкурсы, научно-познавательные мероприятия; мероприятия, которые поясняют права молодёжи, помогают разобраться в политике, обеспечивают трудоустройство, собрание глав администрации и молодёжных лидеров, акции, повышение духовного развития молодёжи, благотворительные концерты, социальная помощь, КВН, вечера отдыха, туристические поездки, добровольная уборка города и привлечение молодёжи к охране окружающей среды, просмотр познавательных фильмов, беседа с врачами.

Приложение

Результаты социологического исследования

Количество респондентов – 100 человек

1. Какие факторы влияют на процесс социализации подростка?

а) семья______________60чел.-60%

б) общество___________80чел.-80%

в) учебное заведение___25чел.-25%

г) другое_____5чел.-5%

2. Как вы считаете государство занимается воспитанием молодёжи?

а) да_______20%

б) в небольшой степени______70%

в) нет________10%

3. По-вашему, государство должно заниматься воспитанием молодёжи?

а) да______90%

б) нет_____10%

4. Через какие институты государство должно влиять на формирование морально-нравственной культуры молодёжи? (несколько ответов, определите ранг)

а) школа______70%

б) семья______55%

в) СМИ_______55%

г) профессиональное учебное заведение________60%

д) общественные организации________________55%

5. Как вы считаете какую роль играет семья в процессе воспитания подростка?

а) огромную________90%

б) сравнительно небольшую_____9%

в) совсем не играет_____________1%

г) затрудняюсь ответить

6. Важно ли для вас мнение родителей?

а) всегда______________40%

б) не по всем вопросам____50%

в) нет, не важно

7. К кому вы обращаетесь за советом чаще всего?

а) к друзьям и другим__________40%

б) к родителям________________60%

в) к родственникам____________5%

г) решаю всё самостоятельно____23%

8. Что для вас является главной ценностью жизни?

а) развлечения___________11%

б) семья____________70%

в) отдых____________15%

г) труд_____________16%

д) хобби

е) духовное развитие_____14%

ж) самосовершенствование___37%

з) другое___9% (создание семьи, спорт, друзья)

9. Как вы проводите свободное время?

а) посещаю секции___________5%

б) посещаю библиотеку_______4%

в) сижу в Интернете__________27%

г) слушаю музыку____________63%

д) отдыхаю на природе________35%

е) занимаюсь спортом_________21%

ж) сижу в баре с друзьями_____17%

з) общаюсь с друзьями на лавочке__29%

10. Каким молодёжным передачам и телесериалам вы отдаёте предпочтение?

а) развлекательным________58%

б) научно-познавательным____42%

в) политическим_____________12%

г) игровым__________________12%

д) спортивным_______________17%

е) другим____________________4%

11. Какие кружки и секции вы посещаете?

Не посещают______________70%

Посещают__________________30% - дзюдо, танцы, спорт (волейбол, баскетбол, футбол, фитнес, настольный теннис), вокал.

12. Какую музыку вы предпочитаете слушать?

а) рок________22%

б) реп_______35%

в) классическую музыку______26%

г) народную________________12%

д) другое___45% (попса, драм, клубная, хаус)

13. Имеете ли вы религиозные убеждения?

а) да_________20%

б) в какой-то степени______60%

в) нет_________20%

14. Знаете ли вы, что представляет собой воцерковлённая молодёжь?

а) да___10%

б) нет_______60%

в) что-то слышал_______30%

15. Смотрите ли вы политические передачи, если да, то какие?

Смотрят______52% (Новости, времена, однако, парламентский час, к барьеру.)

Не смотрят______48%

16. Хотели бы вы входить в состав какой-либо политической партии?

а) да___30% (Единая Россия)

б) нет______70%

17. Что вы понимаете под словом свобода?

а) делаю, что хочу___________30%

б) делаю, что могу по закону_______70%

18. Хотели бы вы вступить в общественную молодёжную организацию?

а) да_______50%

б) нет_______50%

19. Если вы хотите стать членом общественной организации, то какие функции она должна выполнять? (несколько ответов)

а) воспитательную___________50%

б) предоставлять возможность для самореализации_____60%

в) социальной и правовой защиты________26%

г) организовывать досуг________30%

д) другое___3%

20. Какие молодёжные организации на территории нашего района вы знаете?

Знают _________20% - «Максимум», отдел по делам молодёжи, «наша территория», «Смена», «Молодая гвардия», «Позитив», Комитет молодёжи Кубани, Военно-патриотическая организация.

Не знают________________80%

21. Как вы считаете почему молодёжь вступает в различные неформальные объединения?

а) нет возможности реализовывать себя в формальных организациях____40%

б) дань моде________21%

в) давление сверстников_______21%

г) непонимание среди окружающих_________45%

д) другое___10%

22. Какие неформальные объединения молодёжи вы знаете?

Знают_________ 50% - Эмо, скинхеды, рокеры, панки, байкеры, рокеры.

Не знают _______50%

23. Относите ли вы себя к какому-либо неформальному движению? Укажите направление.

а) нет_______95%

б) да ________5% - рэперы, скины, рокер.

24. Что по-вашему заставляет подростков вступать в антисоциальные организации?

а) чувство обиды на государство___________25%

б) чувство обиды, ненависти к окружающему обществу_________35%

в) давление сверстников_____________20%

г) возможность выразить свою агрессию__________45%

д) другое___10% - незанятость.

25. Как вы считаете являются ли байкеры антисоциальной организацией?

а) нет__________46%

б) не совсем_____42%

в) да_______10%

26. Как вы можете объяснить понятие этнокультурной самоидентификации?

Не могут объяснить_______________80%

Знают_____________ 20% (человек связывает себя со своей национальностью, не отрекается от обычаев, традиций своего народа, он их почитает и помнит).

27. Вестернизация (американизация) нашего общества сегодня – это:

а) веление времени_____________8%

б) потребность нашего общества, особенно молодёжи_____________35%

в) искусственное развращение нашего общества___________32%

г) извлечение больших доходов, то есть бизнес____________31%

д) непродуманная деятельность создателей вестернов________5%

28. Какие бы вы хотели, чтоб проводились мероприятия для молодёжи в нашем городе?

Концерты с участием звёзд эстрады, фестивали, парады, конкурсы, вечеринки, научно-познавательные мероприятия, мероприятия, которые поясняют права молодёжи, помогают разобраться в политике, обеспечивают трудоустройство, собрание глав администрации и молодёжных лидеров, акции, повышение духовного развития молодёжи, благотворительные концерты, социальная помощь, КВН, вечера отдыха, развитие чувства патриотизма, туристические поездки, добровольная уборка города и привлечение молодёжи к охране окружающей среды, просмотр познавательных фильмов, беседа с врачами, создать партию, которая будет всё это реализовывать.

29. Вы бы хотели участвовать в молодёжной политики нашего города?

а) да___________40%

б) нет______50%

в) не понимаю о чём речь________10%

9

Просмотров работы: 13531