НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА «ПОНИМАНИЕ МОЛОДЕЖИ ОБ УСПЕХЕ КАК ОСНОВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА «ПОНИМАНИЕ МОЛОДЕЖИ ОБ УСПЕХЕ КАК ОСНОВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трансформации базисных структур российского общества, нестабильность социальной среды, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп. Центральную проблему можно сформулировать так:какие характеристики составляют жизненный успех современной молодежи в представлении общественного сознания?

Значимость представлений об успехе заключается в том, что они выступают в качестве механизма постановки жизненных целей и оценки успешности реализации своей жизненной стратегии. А молодежь является и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность.

В качестве возможных характеристик операционального инструментария будут рассматриваться прямые вопросы о значимости и ценности для человека жизненного успеха и способах его достижения.

Объектом исследования выступила российская молодежь в возрасте от 16 до 30 лет.

Предметом исследования явились представления различных групп населения (в т.ч. молодежи) г.Санкт-Петербурга о жизненном успехе молодежи.

Цель данной статьи состоит в изучении основных характеристик жизненного успеха молодежи в современной России в представлении общественного мнения жителей мегаполиса.

Гипотеза:успех в представлениях молодежи характеризуется превалированием модели достижения успеха посредством помощи извне (наличия полезных связей, стартовый капитал родителей и др.) над моделью достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий.

Рассматривая успешность в качестве основной характеристики человеческой деятельности, необходимо отметить, что понятие жизненного успеха напрямую связано с проблемой жизненного пути человека, с его умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств, с помощью которых личность добивается жизненного успеха.

Речь идет о таком уровне внутренней детерминированной социальной активности, при котором личность оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его профессиональной и социальной биографиях, творить эти обстоятельства, вырабатывать стратегию, т.е. об активности. Активность личности проявляется в процессе реализации своих возможностей, способностей и удовлетворения своих потребностей.

Говоря о жизненном успехе как результате активности личности, следует учитывать направленность активности, степень соответствия целей и результатов в реализации активности, средства достижения результата.

В настоящее время в социологии существует множество различных концепций, посвященных понятию «жизненный успех». Однако, при всем многообразии подходов к исследованию этого вопроса, все концепции признают, что жизненный успех любого человека детерминирован социальной средой и его природной предрасположенностью, т. е. имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех или безуспешность деятельности фиксируется в обществе как признание или отсутствие достижений у личности. С одной стороны, успех всегда зависит от активности личности по достижению того, что более всего соответствует ее природе, а с другой стороны, от эффективности сопротивления личности тому, что противоречит ее деятельности.

Сущность социального успеха личности определяется осознанным или неосознанным принятием ею социальной группы или сообщества, в котором она намерена себя утвердить. Ценности и стандарты поведения – это «своеобразный культурный код» моделей жизненного успеха, на основе которого и происходит признание или осуждение достижений личности группой или сообществом.

В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода к определению ценности. В соответствии с этим, ценность мы рассматриваем как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.

В качестве основы концепции жизненного успеха исследователи используют объективные и субъективные факторы, показатели материального благосостояния, степень рациональности выбора способа достижения целей, динамику деятельности, социальный код доступа и другие показатели.

Концепция успеха как демонстративного потребления в теории Т. Веблена [1] имеет в своем основании материальный фактор. Т. Веблен выделяет в истории цивилизации особый общественный класс, для которого, по его мнению, занятие трудовой деятельностью является социально и этически табуированной сферой. Этот класс сформировал свою идеологию «достижения» и «правила игры» – норму денежного соперничества и социальные установки на денежный успех, денежный стандарт уровня жизни, денежные каноны вкуса и моды, т. е. демонстративное потребление.

В концепции успеха как рационального выбора, разработанной Д. Фридманом и М. Хетчером [3, 318-319], основополагающим тезисом является утверждение, что формирование целей достижения успеха личностью предопределено её предпочтениями. Социальное действие исследователи рассматривают как достижение целей, ограниченное, с одной стороны, иерархией предпочтений личности, с другой стороны, социальными институтами, поскольку они навязывают правила, законы, предписания и «правила игры».

В теории обмена Дж. Хоманса [3, 321-328] процесс достижения успеха личностью рассматривается как деятельность, состоящая из трех фаз: действие, вознаграждение за результат действия, повторение первоначального действия или действия аналогичного ему. Он утверждает: чем чаще какое - либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же.

Основой символической концепции успеха является положение о том, что взаимодействие между людьми осуществляется посредством обмена символами, выработанными в ходе общественной жизни. Исследователи делают вывод о том, что социальная реальность – это феномен сознания множества субъектов: мир таков, каким он является в сознании личности. Поэтому реальность есть не что иное, как совокупность ее индивидуальных смысловых конструкций, которые образуются в сознании человека по мере поступления жизненного опыта. В основе взаимодействия между людьми лежит обмен индивидуальными смысловыми конструкциями. Инструментом выражения индивидуальных смыслов является язык. Целедостижение – это продукт взаимодействия субъективных факторов (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов успеха).

В своей работе автор опирается на теорию рисков (3. Гидденс, У. Бек), где рассматриваетсяпонятие «успех». Основу этой теории составляет представление о том, что современность есть переход от классического индустриального общества к обществу риска. Модернизация, глобализация, технология порождают новое общество, а значит, и новую среду, в которой главным вопросом является вопрос о рисках и их предотвращении. Следовательно, можно говорить о новой социальной среде, о новой социальной структуре, а также о новых «правилах продвижения» в этой структуре, механизмах достижения успеха. Поэтому успешный человек в обществе риска – это человек, усвоивший новые модели поведения, а, значит, умеющий управлять рисками.

Каков образ жизненного успеха у современного поколения молодежи, каковы их притязания, ресурсы и стратегии?

Анализ результатов исследования, проведенного автором конкретного социологического исследования, проведенного в 2012г. в г. Санкт-Петербурге (анкетный опрос, метод «квотной» выборки) представляет анализ общественного мнения жителей (в общей сложности опрошено 400 респондентов) мегаполиса относительно экономического поведения современной российской молодёжи, в которой предполагалось ответить на вопросы, касающиеся различных аспектов данного явления, в том числе представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения.

Общие сведения об анкетируемых: наибольшее число респондентов (24%) относится к возрастной группе 30-59 лет среди мужчин и 23% среди женщин в возрасте 30-54 лет. На группу 16-29 у обоих полов приходится по 13%, 60 и старше у мужского пола – 8%, среди женщин в возрасте 55 и старше – 20%.

Понять особенности экономического поведения молодежи помогает структура составляющих успеха.

Так, по итогам ответов на вопрос «Как Вы считаете, что сегодня для современной российской молодёжи важнее для достижения успеха в жизни?» (Рис.1.), большая часть опрошенных считает, что основным условием для достижения успеха является наличие «полезных связей» – 73%, т.е. влиятельные родственники, знакомые, которые помогут в дальнейшем трудоустроиться. Обычно под связями подразумевают блат или семейные связи, нас же интересуют разного рода знакомства, преимущественно профессиональные. Стоит, конечно, отметить, что связи решают не всё, хотя и очень многое – существует множество исследований [2], где достаточно наглядно объясняется, какой положительный эффект даёт обширная сеть знакомств, в том числе и для построения карьеры.

Повышение их значимости в настоящее время говорит о том, что в деловом мире данный факт способствует получению рабочего места. Однако то, что указанная позиция занимает столь значимое место (73%) в ответах многих респондентов, говорит и о потере их доверия к государственной системе трудоустройства.

Рис.1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, что сегодня для современной российской молодёжи важнее для достижения успеха в жизни? (можно отметить несколько вариантов), %

На оценки возможности достижения успеха оказывают влияние другие приоритетные факторы: 1)прежде всего, это хорошее образование – 68% Образование на современном этапе выступает не менее важным фактором влияния на экономическую мотивацию российской молодежи, поскольку уровень образования формирует и определенный уровень экономических притязаний; 2) пробивные способности – 54%, предприимчивость – 48%, которые выделяют в личности такие характеристики, какнапор в борьбе, упорство, преданность делу, пробивные полную отдача процессу завоевания. Характерно, что респонденты наряду с хорошим образованием и пробивными способностями предприимчивостью, составляющими жизненного успеха, полагают «поддержку семьи» (53%) и «власть» (52%).

Таким образом, можно предположить, что семья в образах успеха занимает ведущее и определяющее место для реализации успешного экономического поведения молодёжи, поддержка со стороны родителей, супруга/супруги и детей играет огромную роль в достижении успеха и уверенности в себе, в частности непосредственно оказывает влияние на успешное экономическое поведение молодёжи.

52% власти объясняется тем что, мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими – это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия для достижения успеха.

Полученные результаты опроса респондентов показывают, что «силу, здоровье» (44%), «умение рисковать» (40%) молодёжь ранжирует выше, чем «умение достигать цели не обращая внимания на общепринятые нормы» (38%).

Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что основным условием для достижения успеха является наличие «полезных связей» (73%), т.е. влиятельные родственники, знакомые, которые помогут в дальнейшем трудоустроиться. Такие показатели как образование (68%), пробивные способности (54%), предприимчивость (48%) можно объединить в одну группу личностных данных, которые играют также немаловажную роль в достижении экономического успеха.

Перейдем к анализу ответов на вопрос, позволяющий нам выяснить, что сегодня в России молодым людям помогает разбогатеть (Рис.2).

Рис.2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, что сегодня в России молодым людям помогает разбогатеть?» (можно отметить несколько вариантов), %

В рейтинге способов, с помощью которых молодежь стремится разбогатеть «стартовый капитал родителей, их связи, поддержка» (59%) занимает первую строчку. Таким образом, с одной стороны можно предположить, что помощь родителей дает легкий старт. Человек начинает жизнь не с нуля. Другими словами, получает сразу мощное «оружие», которого нет у его ровесников. А с другой стороны, эта возможность кого-то вдохновит и активизирует, а кого-то наоборот расслабит.

Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Второе место с точки зрения респондентов молодые люди отдают «власти, высокой должности, связям» (57%). «Везение и счастливый случай» по мнению опрошенных, является одним из важных и необходимых условий или возможностей для достижения успеха – 52%. Действительно, примерами удачи могут быть ситуации, когда желательный исход какого-либо события или действия не (полностью) зависит от действий или решений затронутой личности или благоприятное стечение обстоятельств (везение).

Наличие высокого уровня образования, профессионализм как источник достижения богатства занимает четвертое место в ответах большинства респондентов – 51%. Так как образование описывается как более или менее доступная возможность социальной мобильности, большинство молодых людей настроены на его получение.

Присвоение государственной собственности, коррупция как источник достижения богатства занимает пятое место – 50% от числа опрошенных. Результаты нашего опроса подтверждают исследования многочисленных социологических опросов, которые показывают, что население не верит в честные заработки и яро недолюбливает богачей. И сейчас россияне уверены в этой аксиоме: 45,1% опрошенных считают главным условием хорошей жизни связи и блат. «Эта психология отражает реалии, – говорит Валерий Хащенко, психолог Института психологии Российской академии наук. В газетах, в институтах и в магазинах, на работе и в любом госучреждении мы сталкиваемся с коррупцией. Совершенно логично появляется мысль: взятка - вот верный способ разбогатеть» [4].

Средние позиции в ответах большинства опрошенных занимают такие способы повышения благосостояния как «выгодная женитьба (замужество)» (47%) и «работа за границей» (43%).

Доля людей, считающих необходимость «добросовестно трудиться» составляет 36%. Можно предположить, что в памяти современного поколения общепризнанные предшествующими поколениями такие ценности, как добросовестный труд и высокий уровень образования, временно утрачивают первостепенное значение. Но одновременно среди опрошенных учащихся растет заинтересованность стать богатым за счет личной предприимчивости и стремления к успеху, так считают 50% из числа опрошенных.

Ставку на «работу в рыночном секторе экономики» делают лишь 36% респондентов. Почти четверть респондентов, считают, что большие деньги можно получить посредством «участие в криминальных, мафиозных структурах» 29%.

Мнения респондентов о том, что является выражением жизненного успеха для современной российской молодёжи в вопросе «Как Вы считаете, выражением жизненного успеха для современной российской молодёжи являются распределились следующим образом (Рис.3): полезные связи – 66%; деньги – 62%; одинаковое количество поделили между собой – умение достигать цели, не обращая внимания на общепринятые нормы – 50% и жизнь в крупном городе – 50%;

Рис.3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, выражением жизненного успеха для современной российской молодёжи являются? (можно отметить несколько вариантов), %

Предприимчивость – безусловное условие успеха в складывающейся системе общественных отношений, в рыночных взаимосвязях, получает поддержку 45% опрошенных; поддержка семьи – 43%; сила, здоровье – 40%; модные вещи – 39%; умение рисковать – 36%; дорогие вещи – 34%; участие в гламурных мероприятиях, знакомство с успешными (гламурными) людьми – 26%, устойчивая семья, качественно сделанная работа, но, не оцененная по достоинству – 26%; «жизнь в гармонии с природой и жизнь на природе» – 23%, «сильное и здоровое тело в старости» – 20%.

Для молодого поколения основными приоритетными способами улучшения своего материального положения («Какие способы добычи денег являются у молодёжи приоритетными?» (Рис.4)являются – подработки или работа по совместительству (74%), помощь от родственников и друзей (50%), занятие мелким бизнесом (перепродажа) – 47%.

Рис.4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие способы добычи денег являются у молодёжи приоритетными?» можно отметить несколько вариантов), %

Не менее популярными способами, при помощи которых молодое поколение старается повысить свое материальное благосостояние, являются варианты мелкого бизнеса - «заняться перепродажей» (47%) и «вступление в брак по расчету» (40%). Наименьшее предпочтение у современной молодёжи занимает вариант «добыть хитростью» - 34%.

Интерес по данному вопросу представляют результаты социологических исследований МГУ имени М.В. Ломоносова по выявлению отношения молодёжи к деньгам и работе (1068 респондентов) [5], которые совпадают с результатами наших данных в вопросе «Как вы относитесь к перечисленным способам добывания денег?» в вариантах – «брак по расчету» – 41%, «добыть хитростью» – 31%.

Результаты эмпирического исследования позволили выделить основные сущностные характеристики жизненного успеха молодежи: 1)выявлена иерархия жизненных ценностей, определяющих представления молодежи для достижения успеха в жизни к которым относятся: наличие «полезных связей» (73%), «хорошее образование» (68%), «пробивные способности» (54%); 2)выявлены основные способы, с помощью которых молодежь стремится разбогатеть: «стартовый капитал родителей, их связи, поддержка» (59%), «власть, высокая должность, связи» (57%), «везение и счастливый случай» (52%); 3) выражением жизненного успеха для современной российской молодёжи в представлениях респондентов характеризуется: полезными связями (66%); деньги (62%); умение достигать цели, не обращая внимания на общепринятые нормы (50%) и жизнь в крупном городе (50%).

Таким образом, подтвердилась гипотеза о превалировании модели достижения успеха посредством помощи извне (наличие «полезных связей», «стартовый капитал родителей», «власть, высокая должность, связи» и др.) над моделью достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий (необходимость «добросовестно трудиться», наличие «высокого уровня образования», «профессионализм»).

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что соотнесение своих личных возможностей и ресурсов, а также возможностей и ресурсов, предоставляемых обществом (родители, социальные связи), с идеалами успеха, выраженными в притязаниях, и позволяют молодежи выстраивать свои стратегии экономического поведения, вырабатывать эталоны социальных практик, с той или иной эффективностью способствующих достижению успеха.

Литература

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.

Дарси Резак Связи решают все. Правила позитивного нетворкинга. – М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2009.
  1. Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - с. 318-328.

  2. Можно ли в России заработать честно большие деньги [Электронный ресурс] / Комсомольская правда / Экономика. 10 мая 2007. URL: http://kp.ru/daily/23899.3/66975 (дата обращения: 22.05.2012).

  3. Отношение молодёжи к деньгам и работе. Из журнала «Итоги» 21 октября и 2 декабря 1997. URL: http://www.gwu.edu/~slavic/rdr/unit6/6-9.html

  4. Шилова Л.С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи// Вестник Омского университета. №1/2. 2008.

13

Просмотров работы: 5104