Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - это важный и ответственный шаг в развитии национальной экономики, преследующий цель выхода нашей страны в мировые лидеры. Однако, по мнению ряда экономистов, возможные последствия этого шага не вполне однозначны. Сегодня, после официального вступления России в ВТО, эта тема особенно актуальна и широко обсуждается в средствах массовой информации.
Целью работы является анализ перспектив развития малого и среднего бизнеса в новых условиях ВТО.
Задачи работы: пояснить структуру, цели, принципы и функции ВТО, а также рассмотреть перспективы и последствия вступления в ВТО для российского малого бизнеса.
Страны - члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения". В правовой форме ВТО представляет собой многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Он предписывает каждому государству быть беспристрастным регулятором рынка по отношению к частным и государственным компаниям.
ВТО осуществляет свою деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью защиты предпринимателей от любых недобросовестных действий, как со стороны государства, так и частных организаций, ухудшающих их конкурентоспособность. В обмен на присоединение страна делегирует часть своих суверенных полномочий ВТО и поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей.
ВТО располагает обширным арсеналом инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К ним относятся международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.
Общие преимущества для российских предпринимателей и России в целом от присоединения к ВТО заключаются в том, что:
создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;
обеспечивается доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом, устранение дискриминации;
обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово - экономических интересов путем эффективного участия в выработке новых правил международной торговли.
Приняв условия вступления в ВТО, Россия взяла на себя ряд обязательств: государство, с одной стороны, обязуется повышать и контролировать качество производимого на своей территории продукта, с другой – сформировать правила и среду для ведения бизнеса, которые соответствовали бы требованиям глобальных пространств.
Однако в сегодняшней ситуации российский бизнес не может составить адекватную конкуренцию западному. Причин тому множество и их неустанно озвучивают органы власти, общественность и бизнес - сообщества на всех уровнях. Коррупция, административные барьеры, налоговые нагрузки и прочие обременения не позволяют отечественным производителям бороться за место под солнцем европейского рынка.
Однако оптимисты считают, что именно повышение требований, а также приближение условий ведения бизнеса к европейским стандартам создадут комфортную среду, необходимую для развития бизнеса. Государство обязано предоставить отечественному бизнесу условия, не уступающие европейским. А когда наши производители будут в равных условиях с западными, они должны будут доказывать качеством, что наш продукт лучше.
Сегодня у отечественных предпринимателей совокупная нагрузка на порядок выше, чем у западных коллег. Вступление в ВТО должно эти вопросы снять, что благоприятно отразится на формировании той бизнес - среды, которая принята во всем мире.
Для достижения эффективности бизнеса в условиях ВТО необходимо заняться профессиональной подготовкой персонала предприятий. Международный опыт предприятий, успешных в бизнесе в условиях ВТО, показывает, что они тратят на это не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже - он составляет не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного. Особое внимание следует уделить изучению дисциплин по глобальным стандартам, регламентам, сертификатам, международной аккредитации и лицензионным соглашениям.
Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Системы менеджмента качества (СМК) должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия.
Наконец, нужно сделать прозрачной систему финансовой отчетности на основе международной системы финансовой отчетности (МСФО), а в перспективе внедрить глобальную систему финансовой отчетности так, как это делают успешные корпорации в ВТО. Более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение, а многие из них уже приступили к переходу на МСФО вместе с проработками СМК. Иными словами, весь мир условился: МСФО вместе с СМК — это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятия, способного конкурировать в ВТО. Фактически — это путь к глобальной финансовой отчетности, убирающей различия англо-американских и европейских стандартов финансовой отчетности.
Основная стратегическая цель бухгалтерского учета и аудита здесь заключается в том, что активы предприятия показываются в отчетности по МСФО как результаты процессов СМК в суммах реальных экономических выгод, заключенных в них, т.е. дают возможность судить о конкурентоспособности предприятия. Для достижения этой цели юристам, бухгалтерам, аудиторам, менеджерам и аналитикам нужно научиться решать задачи верификации и валидации финансовой отчетности в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 и с учетом традиций и права бухгалтерского учета и аудита в европейских и англо-саксонских странах.
Таким образом, очевидно, что в ближайшее время грядут изменения в российской экономике, в том числе и в малом бизнесе. Можно сказать, что механизм нового этапа развития российской экономики запущен, а чем это обернется для бизнеса – покажет время.
Список использованной литературы
Ловчинский Н. Бизнес в условиях ВТО: правила успешной интеграции. Деловой Волгоград, №6 (58) 2012. www.dv.in-s.ru.
Овчинников В.В., Райнш А. Международная сертификация систем менеджмента качества. Москва - Берлин: ИКФ "Каталог", 2004.
Марканова Т. Как помочь малому бизнесу в условиях ВТО. Торгово-промышленные ведомости. 07.12.2012 г., http://tpp-inform.ru.
www.wto.ru.