ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Власенко Дарья Константиновна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Согласно проведённым исследованиям, направления развития национальной экономики должны определяться на основе результатов прогнозирования развития общества с учетом изменений социальных ценностей и, обусловленных этими изменениями, потребностей, что влечет последующее изменение товаров и услуг [3].

Сфера услуг на современном этапе является одним из перспек­тивных секторов экономики, что находит свое выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, ис­пользуемых в сфере услуг. Наблюдается увеличение занятости в данной сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.

Отрасль высшего образования, как часть сферы услуг, так же представляет собой перспективный сектор национальной экономики, вместе с тем являясь основой развития трудовых ресурсов для всех остальных отраслей экономики.

Хотя система профессионального образования продемонстрировала приспособляемость к изменившимся условиям хозяйствования, в ней сохраняется немало старых проблем, накапливаются новые. Имеются в виду: несоответствие масштабов и профессиональной структуры выпускников учебных заведений потребностям рынка труда, отсутствие со­держательной и организационной преемственности между различными уровнями профессиональной подготовки, на­рушение необходимых пропорций в выпуске специалистов высшего, среднего уровня и квалифицированных рабочих.Причем все это происходит на фоне снижения качества профессиональной подготовки при массовом охвате молодежи высшим образованием (в последние годы слишком быстро увеличивалось количество филиалов высших учебных заве­дений, расширялась сеть негосударственных вузов). Это является одной из причин реформирования сферы высшего профессионального образования.

Для планирования и реализации программ развития данной сферы необходимо владеть информацией, отражающей динамику (в том числе и прогнозную) изменения факторов, влияющих на состояние сферы образования. Как результат разрабатываются различные методики прогнозирования развития сферы образования.

Сфера услуг относится к числу наиболее дина­мично развивающихся отраслей российской экономики. За последние двадцать лет сфера услуг преодолела гигантское расстояние от, в целом неплохой, советской плановой системы бытового обслуживания населения до современной отрасли, построенной исключительно на основе рыночных отношений при минимальном финансовом участии государства, за исключением, пожалуй, ряда направ­лений, таких как услуги учреждений здравоохране­ния [4, с. 56].

Развитие сферы сервиса в экономике России объективно связано с возрастанием роли непроизводственных отраслей народного хо­зяйства в социально-экономическом развитии стра­ны, что обусловлено созданием новых рабочих мест в процессе появления и развития услуг, увеличением доли услуг в валовом внутреннем продукте, ростом качества жизни населения и, как следствие всего вышесказанного, ростом объема потребления платных услуг на душу населения [6, с. 60].

Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги.

За последние годы наблюдается положительная тенденция в объёме платных услуг на душу населения. За период с 2002 по 2010 годы объём услуг на душу населения возрос в 4,5 раза (с 7544,3 до 33946,9 рублей). При этом превалируют транспортные услуги (6830 млн. руб.), услуги связи (6549 млн. руб.), коммунальные услуги (7237,4). Можно отметить, что с 2002 года данные виды услуг не меняли своих позиций по отношению к другим отраслям [9].

«Номинально», по величине доли сферы услуг в ВВП Россия находится на уровне развитых стран с постиндустриальной экономикой. Однако говорить об окончательном переходе российской экономической системы к постиндустриализму было бы преждевременно. В частности, на международных рынках Россия по-прежнему выступает, прежде всего, как поставщик сырьевых ресурсов. Тем не менее, динамика экономики страны после перехода от административно-плановых к рыночным принципам хозяйствования все в большей степени определяется динамикой сферы услуг. В этих условиях представляется актуальным исследование роли нематериального сектора в современном воспроизводственном процессе в рамках народного хозяйства России.

В нашей стране рынок платных услуг развит еще не достаточно, но в динамике прослеживается четкая тенденция увеличения его объ­ема. Объем включает объемы услуг, оказанных населению офици­ально зарегистрированными предприятиями, имеющими статус юри­дического лица, а также гражданами - частными предпринимателями.

До 1997 года наблюдалось постоянное уменьшение объема платных услуг: в 1991 году - 83% по сравнению с предыдущим годом, в 1992 году -82%, в 1995 году - 82%, в 1996 году - 94%. В 1997 году наблюдается неко­торое увеличение объема оказываемых платных услуг по сравнению с 1996 годом - 106%. В 1998 году - уменьшение: 99,5% по сравнению с предыдущим годом. В 1999 году вновь наблюдается увеличение объема платных услуг: 106% по сравнению с 1998 годом. В 2000 году объем платных услуг, оказываемых населению, увеличился; 107,5% по сравне­нию с 1999 годом, а в 2001 году - 101%. Таким образом, имеет место тен­денция неравномерного развития сферы услуг в РФ. В 1997 году рост показателя увеличился с 95% до 106%. Вплоть до 2010 года наблюдается неравномерное развитие объёма платных услуг, за исключением периода с 2001 по 2004 годы (Прил. А.1).

При этом в 2010году общий объём оказанных услуг составил 4851 млрд. рублей. Доля превалирующих услуг, таких как транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услуги составила соответственно 20%, 19,2% и 21,2% (Прил. Б.1).

В сентябре 2012г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на 502,1 млрд.рублей, в январе-сентябре 2012г. - на 4330,1 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в сентябре 2012г. составил 20,0% против 20,5% в сентябре 2011 года.

В сентябре 2012г. в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи. На их долю в целом приходилось 64,2% в общем объеме [9].

По данным Росстата в 2010 году наибольший уровень занятости среди сферы услуг наблюдался в отрасли образования (5902 тыс. чел.), транспорта и связи (5347 тыс. чел.). Доля занятых в сфере услуг на данный момент превышает 50%.

Таким образом, рынок платных услуг населению постепенно формируется. Наблюдается тенденция роста объемов услуг. По словам Дрёминой Г.А. «наиболее значимыми являются услуги здравоохранения, социального обеспе­чения, что связано с процессом старения населения России. Нужда­ются в развитии коммунально-бытовые услуги, услуги рекреационно­го характера. Первостепенное внимание и поддержка должны быть оказаны социально-значимым услугам. Нуждаются в совершенствовании вопро­сы налогообложения, лицензирования, стандартизации и сертифика­ции услуг. Большое значение для расширения сферы услуг имеет нормализация инвестиционного климата, развитие малого и среднего предпринимательства». Только на этой основе, через создание феде­ральных и региональных механизмов экономической мотивации ча­стной инициативы, обновление материально-технической базы, вне­дрение новых технологий, использование предприятиями маркетинговых стратегий может сформироваться развитой рынок платных услуг.

Существует достаточно большое количество определений образовательных услуг. Ю.М. Краковский останавливается на трех трактовках.

«Во-первых, образовательная услуга это учебно-педагогическая деятельность.

Во-вторых, это предоставление образовательным учреждением возможности получения образования (в нашем случае высшего образования), повышающего стоимость рабочей силы потребителя, улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда.

В-третьих, это система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Последнее определение отражает трактовку образования в законе об образовании.

Второе определение подчеркивает тот факт, что рынок образовательных услуг тесно связан с рынком труда или рынком рабочей силы, поскольку с экономической точки зрения спрос на образовательные услуги формируется спросом на квалифицированную рабочую силу» [2, с.46].

В соответствии с проектом приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как:

- повышение уровня благосостояния граждан;

- обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества;

- обеспечение безопасности граждан и государства;

- сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества;

- обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;

- участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Качество образования лежит в основе обеспечения и повышения качества жизни населения как главной цели существования любого национального государства и любого общества в 21 веке, в том числе и России [2, с.37].

В 2011г. число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось на 4,7% и составило 47146 единиц. Увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,9%), лицеев (на 1,5%) и численность обучающихся в них.

По сравнению с 2010г. увеличилось число негосударственных общеобразовательных учреждений (на 3,3%) и составило 687 единиц.

В 2011г. в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных учреждений среднего профессионального образования. По сравнению с 2010г. их число возросло на 2,6% и составило 2925 единиц. Основной прирост дали государственные и муниципальные образовательные учреждения - на 79 единиц (на 3,1%). Сократилось число негосударственных образовательных учреждений. В то же время темпы их сокращения замедлились: в 2010г. число негосударственных образовательных учреждений уменьшилось на 12,6%, в 2011г. - на 1,5%.

Продолжается тенденция по сокращению числа учреждений высшего профессионального образования, при этом число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 2,9%, а негосударственных - на 3,5%.

В 2011г. в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн.человек (97,6% к уровню 2010г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,6 млн.человек (89,0%).

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования уменьшился по сравнению с 2010г. на 43,0 тыс.человек, или на 6,4%, по негосударственным - на 2,7 тыс.человек (на 8,1%). На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 148,9 тыс.человек, или 23,7% от общего числа принятых, в негосударственных образовательных учреждениях - 30,6 тыс.человек (99,3% от общего числа принятых).

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011г. сократился на 137,7 тыс.человек (на 11,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. человек, или 18,9%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс.человек, или на 3,8%.

Доля принятых в негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в общем числе принятых в 2011г. осталась на уровне 2010г. и составила 4,7%, доля принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования уменьшилась с 14,6% до 12,4%.

Прием на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования (государственные, муниципальные и негосударственные) за счет бюджетов всех уровней в 2011г. составил 1207,4 тыс.человек и сократился по сравнению с 2010г. на 192,1 тыс.человек, или на 13,7%. Численность принятых с полным возмещением стоимости обучения сократилась до 696,6 тыс.человек и составила 57,7% от общего числа принятых [9].

Согласно законам РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другим нормативным документам высшее образование является продуктом интегрированной системы, состоящей из образовательных программ, образовательных учреждений и органов управления. Целью функционирования системы образования является удовлетворение потребности человека в "интеллектуальном, культурном и нравственном развитии", то есть в знаниях и профессионально-социальных навыках, которые являются основой всестороннего развития личности и конкурентоспособности на рынке труда [2].

Переход к рыночной экономике обозначил проблемы в сфере высшего образования, которые имеют как типовые черты, характерные для всех стран с переходной экономикой, так и специфический российские особенности. Одной из характерных сторон проблемы развития российской системы высшего профессионального образования является возникновение частных учреждений ВПО, которые должны были бы стимулировать подготовку более квалифицированных специалистов на основе жесткой конкуренции с государственными учреждениями - вузами за способных абитуриентов. Эта же конкуренция на рынке образовательных услуг должна была стимулировать повышение качества деятельности системы государственного высшего образования, особенно повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре, в том числе и на платной основе. Однако в значительной мере эти ожидания не оправдались, а ситуация на рынке услуг высшего образования не улучшается, а по некоторым направлениям ухудшается. Наблюдаются существенные деформации на рынке труда, заключающиеся в том, что многие высшие учебные заведения готовят специалистов не тех профилей и не в том количестве, которые требуются народному хозяйству. То есть, налицо отставание прогнозирования развития высшего профессионального образования, отражающего изменения необходимого количества подготавливаемых специалистов и их компетенций, адекватных запросам рынка труда.

Проблемы разрыва между потребностями рынка и качеством и количеством специалистов в России и в развитых странах имеют разные причины, а, следовательно, разные направления их решения. При этом уровень квалификации выпускников российских вузов часто не соответствует требованиям экономики страны. Это приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных на обучение, в государственных высших учебных заведениях, а для частных учебных заведений – к потере авторитета. В результате многие россияне, желающие получить качественное высшее образование и способные его оплатить, выбирают зарубежные университеты.

Анализ российского и мирового опыта развития высшего профессионального образования позволил сформулировать факторы эффективности высших учебных заведений в условиях инновационной экономики, такие, как:

– превращение системы высшего и послевузовского образования в часть национальной рыночной среды;

– интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в единый процесс подготовки кадров для инновационной экономики;

– переход учреждений высшего профессионального образования в статус самостоятельных экономических субъектов на рынке, преобразование всей системы ВПО в отдельный сектор национальной экономики, оказывающий услуги образовательного характера и осуществляющий научные исследования и разработки, в том числе фундаментальные.

По мнению Ланских А.Н., важным фактором является эффективное долгосрочное прогнозирование, позволяющее определить потребности в количестве поступающих и компетенциях выпускников высшей школы в перспективе развития государственных итерационных макропроектов и охватывающих период 25–50 лет.

Ведущая роль демографических процессов в определении перспектив

развития образования широко признана мировым сообществом [1].

Авторы книги «Демография, образование и рабочая сила» Р. Лерман и С. Селлини указывают, что демография является одним из ключевых источников предпринимательских возможностей. Она влияет практически на все аспекты экономической и социальной жизни и, в частности, на возрастную структуру количественного состава рабочей силы, качественный состав которой определяется именно вовлеченностью различных возрастных групп населения в образование. Это, в свою очередь, должно определять структуру образования, а также государственные и частные расходы на него. Таким образом, по мнению авторов, «…демография должна являться ключевым пунктом в арсенале каждого планировщика бизнеса или политики».

Тем не менее, демографический аспект, как отмечают авторы указанного исследования, зачастую не учитывается в планировании и принятии политических и социально-экономических решений, особенно в комплексной увязке с образованием и трудовыми ресурсами. «Если без серьезного демографического прогноза и прогноза требуемого качества рабочей силы сокращать количество вузов и профессорско-преподавательский состав, то страна через определенное время неизбежно столкнется с проблемой нехватки специалистов с высшим образованием, доля которых в рабочей силе стран с экономикой, базирующейся на знаниях, во всем мире постоянно возрастает. При этом следует учитывать также, что в связи с глобализацией высока вероятность оттока наиболее талантливой части специалистов с высшим образованием из России в страны с более высоким уровнем жизни» [1].

Нами была рассмотрена методика прогнозирования, разработанная М.П. Карпенко.

«Демографический прогноз базируется на оценке динамики рожденных детей. Эта оценка, в свою очередь, определяется динамикой важнейшей составляющей человеческой популяции – женщин фертильного возраста. В связи с этим первой задачей нашего демографического исследования будет прогноз динамики численности фертильных женщин, и на этой основе – численности рожденных детей. При этом следует отметить, что данной социальной группе в России, к сожалению, уделяется крайне малое внимание, хотя именно создание наиболее благоприятных социально-экономических условий для группы фертильных женщин в целом является основой для снижения остроты проблемы депопуляции в РФ. Поскольку именно до 24 лет подавляющее большинство граждан заканчивают первичное обучение, в том числе и получают первое высшее образование, то для дальнейших исследований необходимо получить прогнозную оценку динамики одногодичных возрастных групп, начиная от нулевого возраста (рожденные дети) до молодежи в возрасте 24 лет. Эта оценка будет базовой для дальнейшего образовательно-демографического прогноза. Дальнейшие уровни образования – повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, аспирантура и докторантура, лежащие за пределами указанной возрастной группы, – с позиций численных оценок не рассматриваются, во-первых, из-за нерегулярности привязки послевузовского обучения к возрасту, а во-вторых – из-за отсутствия соответствующей статистики, позволяющей выявить какие-либо закономерности. При анализе развития образования с учетом демографической динамики следует учитывать ряд особенностей российского законодательства, определяющего различные пути социального развития личности по достижении определенного возраста. Первая точка бифуркации («социальная развилка») – это окончание 9 класса, когда человек получает общее среднее образование. Далее он может либо продолжить учиться в школе, либо выбрать систему начального профессионального образования (НПО), либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение (СПО), или пойти работать. Следующая точка бифуркации – время получения полного среднего образования, с теми же возможностями социального выбора, который в значительной степени определит будущий социальный статус человека. Таким образом, для анализа образовательной динамики общества важно и необходимо знать динамику баланса численности граждан, сделавших соответствующий выбор после окончания 9 и 11 классов общеобразовательной школы. В результате проведенных расчетов возникает возможность проанализировать структуру образованности возрастной группы 16–24 лет выявить спрос на услуги высшего профессионального образования» [1].

Поставленная задача прогнозирования носит комплексный характер. Базой исследования является информация «Демографических ежегодников России» Росстата и Базы данных человеческой смертности, которая ведется Калифорнийским университетом (Беркли, США) и институтом Макса Планка (Германия) за 1992–2008 гг. В демографической науке (например, Базе данных человеческой смертности) используются различные виды расчетов, характеризующиеся парой [Age interval хYear interval] (длина возрастной группы х шаг временного интервала). В данной работе будут использованы расчеты вида (5 лет х 1 год) и (1 год х 1 год). В расчетах используются два основных коэффициента. Возрастной коэффициент смертности (Ксм) определяется для возрастной группы как число умерших на 1000 человек этой группы. Возрастной коэффициент рождаемости (ВКР) определяется как количество рожденных детей на 1000 женщин данной группы. Для прогноза рождаемости следует использовать данные вида (5 лет - 1год). Это означает, что будет проводиться ежегодный прогноз по 5-летним возрастным группам. Это делается вследствие того, что в демографической статистике разбиение фертильных женщин на 5-летние группы с 15 лет до19, с 20 до 24 … с 40 до 44 лет является общепринятым. При этом переход от численности каждой возрастной группы М в N-м году к численности последующей возрастной группы М+1 в следующем N+1 году осуществляется следующим образом:

Ч(M+1;N+1)=(1 – Ксм(M+1;N))Ч(M+1;N)+1/5Ч(1 – Ксм(M;N))Ч(M;N) –– 1/5Ч(M+1;N),

где Ч – численности возрастных групп фертильных женщин;

Ксм – соответствующие коэффициенты смертности.

Иначе говоря, чтобы вычислить численность M+1 возрастной группы фертильных женщин в N+1 году, надо:

– взять численность фертильных женщин этой возрастной группы в N-м году, выживших к N+1 году;

– добавить численность фертильных женщин, которые в N+1 году перейдут из M-й возрастной группы в M+1 возрастную группу (одна пятая часть выживших к N+1 году фертильных женщин N года);

– вычесть численность фертильных женщин, которые выйдут в N+1 году из M+1 возрастной группы N-го года (одна пятая всех женщин М+1 возрастной группы N-го года) [1].

Когда численности возрастных групп фертильных женщин будут определены на весь интересующий период, то, умножая в каждом году возрастные коэффициенты рождаемости на численность соответствующих групп фертильных женщин (в тыс. чел.) и затем, суммируя, получим численность рожденных детей. При этом будем использовать известные возрастные коэффициенты смертности женщин по 5-летним возрастным группам до 2008 г., а после 2008 г. – по соответствующим коэффициентам за 2008 г. (все данные берутся согласно приведенным выше источникам).

После того, как определена динамика численности рожденных детей, придется перейти к более детальному демографическому расчету, исходя из коэффициентов вида (однолетняя возрастная группа 1 год) и исходя из численности рожденных детей, по однолетним коэффициентам смертности проведем расчет численности однолетних возрастных групп в последующие после рождения годы. Переход к однолетним возрастным группам связан с тем, что прогноз численности однолетних возрастных групп, исходя из расчета 5-летних хотя и проще (получается делением численности 5-летних возрастных групп на 5), но предполагает равномерное распределение численности по 5-летним группам, кроме группы 0–4 года, которая из-за повышенной смертности детей 0 возраста разбивается на возраст и группу 1–4 лет. На практике такой подход приводит к тому, что численность, например, группы детей 15 лет последующего года оказывается больше численности детей 14 лет предыдущего [1].

Примененный алгоритм расчета численности людей в годы после рождения заключается в том, что, если, например, в N-м году известны Ксм для возраста M и численность людей этого возраста Q(N,M), то на следующий, N+1 год, в возрасте M+1 численность Q(N+1,M+1) составит (1–Ксм)*Q(N,M). При этом предполагается отсутствие миграции – данные по возрастному разрезу миграции в статистике не представлены.

Основная модель в демографическом прогнозе может быть описана так: возрастные коэффициенты смертности и рождаемости постоянны и равны значениям, рассчитанным за последний год. Прогнозирование также может быть осуществлено для различных вариантов Ксм и ВКР, но прогноз самих этих коэффициентов пока что неизвестен. В литературе имеются только обсуждения зависимости этих коэффициентов от уровня здравоохранения, алкоголизма и прочих факторов, но без каких-либо численных методов. Таким образом, применяемый нами в демографическом прогнозировании подход соответствует современным возможностям демографической науки.

Отметим, что нас интересует не только и не столько собственно демографический прогноз численности молодежи России, сколько прогноз динамики ее спроса на образование по его различным уровням.

Алгоритм расчета возрастных групп женщин на следующий год исходя из их численности в предыдущий год. Берется численность рожденных женщин в предыдущем году (Чржпрг) и умножается на (1 – Ксмржпрг), где Ксмржпрг – Ксм рожденных в предыдущем году девочек. Это будет число 1-летних женщин следующего года (Чожпг):

Чожпг = Чржпрг Ч (1 – Ксмржпрг).

Затем к этому числу добавляется 3/4 количества выживших к следующему году девочек группы 1–4 предыдущего года (Чж1-4прг), т.е.

3/4Чж1-4прг*Ксмж1-4прг.

Заметим, что 1/4Ч ж1-4прг*Ксмж1-4прг переходит на следующий год в возрастную группу 5–9 лет. Полученная сумма будет равна количеству девочек 1–4 лет последующего года (Чж1-4пг):

Чж1-4пг = Чожпг + 3/4Ч ж1-4прг*Ксмж1-4прг.

Затем берем численность группы девочек 5–9 лет предыдущего года (Чж5-9прг), умножаем эту численность на (1 – Ксмж5-9прг), где Ксмж5-9прг – Ксм для группы девочек 5–9 лет предыдущего года (это те, кто доживет до следующего года). Из полученной величины следует вычесть ее 1/5 – эта численность перейдет на следующий год в возрастную группу 10–14 лет. К полученной величине следует добавить ранее вычисленную численность девочек, переходящих на следующий год в возрастную группу 5–9 лет (1/4*Чж1-4пргЧКсмж1-4прг) – это будет полная численность девочек группы 5–9 лет последующего года (Чж5-9пг):

Чж5-9пг = Чж5-9прг* (1 – Ксмж5-9прг) – 1/5*Чж5-9прг*(1 – Ксмж5-9прг) + +1/4*Ч ж1-4прг*Ксмж1-4прг =0,8*Чж5-9прг*(1 – Ксмж5-9прг) + 1/4*Чж1-4прг*Ксмж1-4прг.

Далее аналогичным образом рассчитываются последовательно численности возрастных групп женщин 10–14, 15–19, 20–24, … 35–39 и 40–44 лет.

Теперь, зная распределение численности фертильных женщин по возрастным группам Чфж, суммируем численность каждой группы, деленную на 1000 и умноженную на соответствующий возрастной коэффициент рождаемости, и получим количество рожденных в последующем году девочек (Чжрпг):

Чжрпг = (Чфж15-19*Крв15-19 + Чфж20-24*Крв20-24 + Чфж25-29*Крв25-29 + + Чфж30-34*Крв30-34 +Чфж35-39*Крв35-39 + Чфж40-44*Крв40-44)/1000.

Таким образом, цикл перехода от количества женщин возраста 0–44 года с предыдущего года к последующему году завершен. Проведя указанные вычисления для периода 2012–2035 гг. с возрастными коэффициентами женской смертности, возрастными коэффициентами рождаемости за 2008 г. и исходя из численности возрастных групп фертильных женщин за 2009 г. (данные из Базы данных человеческой смертности, и данных «Демографических ежегодников России» Росстата), мы получаем прогноз расчета числа рожденных детей на эти годы [1].

Следующий этап – расчет динамики численности детей и молодежи от 1 до 24-летнего возраста. Исходные данные для расчета:

– коэффициенты смертности детей и молодежи в возрасте от 0 до 23 лет с 1992 по 2008 гг., взятые из уже упомянутой выше Базы данных че-ловеческой смертности, которая ведется Калифорнийским университетом(Беркли, США) и институтом Макса Планка (Германия),

– численность рожденных детей с 1992 по 2009 гг. из этой же базы данных и данных «Демографических ежегодников России» Росстата,

– полученные ранее результаты прогноза численности рожденных де-тей с 2012 г. до 2040 гг.

Предположение при прогнозировании: одногодичные коэффициенты смертности для каждого прогнозируемого года после 2008 г. принимаются равными соответствующим коэффициентам за 2008 г.

Зная количество рожденных детей с 1992 г. по 2040 гг., а также одногодичные коэффициенты смертности (с 1992 по 2008 гг. – из базы данных, а для последующих годов – по 2008 г.), рассчитаем число детей и молодежи от 7 до 24 лет до 2056 г. (последний год, в котором исходя из прогноза рождений до 2040 г., можно рассчитать численность молодежи возрастов с 16 лет (школьники, окончившие 9 класс) до 24 лет (возраст, в котором подавляющее большинство заканчивают вуз)).

Обозначим Чдkm число людей k-летнего возраста (k≥0) в m-м году, считая от 1992 г. (m≥1992), и соответствующие одногодичные коэффициенты смертности через Ксмkm.

Люди возраста k в m-м году на следующий год (т.е. в m+1 году) перейдут в возраст k+1 (дожившие). Это означает, что численность людей возраста k+1 в m+1 году – Чд(k+1)(m+1) – вычисляется через Чдkm и Ксмkm как

Чд(k+1)(m+1) = Чдkm*Ксмkm

Алгоритм работает следующим образом: берем численность рожденных в 1992 г. людей – Чд(0)(1992) – и умножаем на Ксм(0)(1992) – коэффициент смертности рожденных в 1992 г. людей, т.е. по приведённой формуле получим число людей, родившихся в 1992 г. и выживших до следующего, 1993 г., в котором они составят уже группу однолеток, т.е. Чд(1)(1993):

Чд(1)(1993) = Чд(0)(1992) *Ксм(0)(1992).

Аналогично от численности однолеток 1993 г. перейдем к двухлеткам 1994 г. и т.д. до любого года, по которому мы знаем Ксм. Затем берем численность рожденных в 1993 г. людей и через соответствующий Ксм рассчитываем численность однолеток 1994 г., затем двухлеток 1995 г. и т.д. для любого года рождения, по которому известна численность рожденных детей.

Множественные исследования показали, что большинство поступающих в ВУЗы входят в возрастную группу от 18 до 24 лет. Используя данные Росстата о динамике численности обучаемых по уровням образования (НПО, СПО, ВПО), можно вычислить долю студентов в возрастной группе 18-24 года за этот период, приняв, что в последующие годы доля таких студентов будет равняться уровню 2010 года [1].

Экономика и образование находятся в про­цессе постоянного взаимодействия и взаимораз­вития, которые меняют условия осуществления этой взаимосвязи. Важнейшей составной частью системы вза­имодействия образования и экономики является прогнозирование потребностей в специалистах высшего образования в соответствии с требованиями рынка труда [7].

При планировании потребности в трудовых ресурсах для оценки возможностей системы образо­вания в удовлетворении данной потребности должен составляться научно-обоснованный вариантный ком­плексных прогнозов трудовых ресурсов, опирающийся на следующие взаимоувязанные прогнозы:

  • демографический — прогноз демографических процессов, динамики численности и половоз­растной структуры населения;

  • социально-экономический — прогноз потреб­ности отраслей народного хозяйства в рабочей силе определенного состава и структуры;

  • социальный — прогноз потребности трудоспо­собного населения региона в рабочих местах определенного состава и структуры.

Результаты прогноза позволяют до начала пла­нового периода разработать меры по совершенс­твованию системы подготовки кадров в желаемом направлении.

Для проведения прогноза рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда важным критерием является анализ структуры эко­номики по видам экономической деятельности и численности эко­номически активного населения, что позволит вести адресную подготовку специалистов для экономики России и регионов [5].

Этапы прогнозирования сферы образования в соответствии с требованиями рынка труда приведены на рис. 2.1

  1. Определение численности и возрастного состава населения в прогнозируемом периоде

2. Оценка количества трудовых ресурсов (экономически активного населения) в прогнозируемом периоде

3. Дополнение прогноза по предложению рабочей силы качественными параметрами, такими как: распределение по полу, возрасту, городу и селу, уровню образования и т.д.

Рис. 2.1 – Прогнозирование потребностей в специалистах высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда

При проведении первого этапа прогноза используется информация Росстата, а также методика, представленная в первом разделе данной главы. Необходимой является информация по численности молодёжи 20-24 лет (возраст, в котором большинство студентов оканчивает вуз).

На втором этапе так же следует обратиться к статистическим источникам различных уровней (федерального, регионального).

Результатом становится составление сравнительного анализа численности экономически-активного населения и молодёжи в возрасте 18-24 лет, экономически-активного населения, а также численности трудоустроенного населения по соответствующим отраслям экономики.

При определении приоритетных направлений подготовки специалистов необходимо учитывать региональные потребности в кадрах, поэтому нами представляется актуальным и необходимым оценка кадрового обеспечения экономики Омской области.

На первом этапе расчет проводится исходя из данных «Демографических ежегодников России» Росстата и Базы данных человеческой смертности, которая ведется Калифорнийским университетом (Беркли, США) и институтом Макса Планка (Германия) за 1992–2008 гг. по коэффициентам смертности 5-летних возрастных групп женщин [1]. Коэффициенты смертности по 5-летним возрастным группам женщин от 0–4 до 40–44 года за 2008 г. приведены в табл. 3.1.

Возрастная группа по годам

Коэффициент смертности (Ксм)

0

0,007736

1-4

0,000501

5-9

0,000304

10-14

0,000335

15-19

0,001062

20-24

0,001896

25-29

0,003274

30-34

0,004608

35-39

0,005323

40-44

0,007029

Таблица 3.1. Коэффициенты смертности 5-летних возрастных групп женщин от 0-4 до 40-44 года в 2008 г.

Результаты прогноза численности возрастных групп фертильных женщин и рожденных детей (суммарное количество и количество по возрастным группам фертильных женщин) на 1992–2040 гг. представлены в табл. 3.2. (см. Приложение В) и на рис. 3.1., рис. 3.2.

Рис. 3.1. – Динамика численности фертильных женщин

Рис. 3.2. – Динамика численности рождённых детей

Анализируя приведённые графики, можно сделать вывод, что тенденция демографического спада сохранится. Основной причиной снижения численности рождённых детей является отрицательное значение темпов роста численности фертильных женщин.

Далее можно перейти к расчету динамики численности детей и молодежи от 1 до 24-летнего возраста. Исходные данные для расчета:

– коэффициенты смертности детей и молодежи в возрасте от 0 до 23 лет с 1992 по 2008 гг., взятые из уже упомянутой выше Базы данных человеческой смертности, которая ведется Калифорнийским университетом (Беркли, США) и институтом Макса Планка (Германия),

– численность рожденных детей с 1992 по 2009 гг. из этой же базы данных и данных «Демографических ежегодников России» Росстата,

– полученные ранее результаты прогноза численности рожденных детей с 2010 г. до 2040 гг.

Зная количество рожденных детей с 1992 г. по 2040 гг., а также одногодичные коэффициенты смертности (с 1992 по 2008 гг. – из базы данных, а для последующих годов – по 2008 г.), рассчитаем число детей и молодежи от 7 до 24 лет до 2056 г. [1].

Результаты расчета приведены в Таблице Г.1 приложения Г. Во втором столбце табл. Г.1 – данные по рожденным детям (до 2009 – фактические, с 2010 г. – прогноз).

Эти данные получены пересчетом данных численности возрастных групп с 18 до 23 лет за 2009 г. по соответствующим коэффициентам смертности за 2008 г. для возрастов с 18 до 23 лет (табл. 3.2).

Возраст, лет

18

19

20

21

22

23

Ксм

0,001268

0,001357

0,001542

0,001745

0,001859

0,002049

Таблица 3.2. Возрастные коэффициенты смертности за 2008г. с 18 до 23 лет

Из табл. Г.1 суммированием по соответствующим возрастам получаем

– суммарную численность всех детей и молодежи до 18 лет

– молодежи 18–24 лет

– молодежи 16–24 лет (см. Таблицу Е.1).

Рис. 3.3 – Динамика численности молодёжи 18-24 лет

Расчет показывает, что доля студентов в возрастной группе 18-24 года в 2003 г. составила 0,387, в 2004 – 0,406, в 2005 – 0,412, в 2006 – 0,427, в 2007 – 0,436, в 2008 – 0,432 и в 2009 – 0,44. Примем, что в последующие годы доля студентов в возрастной группе 18–24 года будет на уровне 2009 г., т.е. составит 0,44. При умножении численности возрастных групп 18–24 лет на 0,44, получается прогноз численности студентов, который также занесем в табл. Е.1.

Рис. 3.4. – Прогноз численности студентов вузов

По данным Росстата, доля выпускников 11 класса, поступающих в вузы, составляет 72,9% (для 2009 г. – 664,8 тыс. чел.). Согласно данным табл. Д.1, в 2009 г. в вузы поступило всего 1544 тыс. чел., т.е. доля выпускников 11-х классов составляет 43,1% приема в вузы в 2009 г. Предполагая, что данная пропорция сохранится на будущее, из прогноза численности поступивших в вуз выпускников 11 класса (Чпвузвып11) получим прогноз суммарной численности поступивших в вуз (Чпост вуз):

Чпост вуз = Чпвузвып11/0,431.

«Исходя из полученного прогноза численности поступающих в вузы и предполагая сохранение пропорций баланса поступающих в вузы после обучения в системах СПО и НПО, на второе высшее и пр. на последующие годы, по данным табл. 2.9, на уровне 2008 г., рассчитаем численность соответствующих групп, поступающих с 2009 г. по 2035 г.»[1] (табл. Ж.1).

Рис. 3.5. – Прогноз численности поступающих в вузы

Анализ динамики поступающих в вузы выявил неравномерность спроса на услуги высшего образования. Основное влияние на снижение данного показателя в период 2009 – 2017 гг. оказал демографический спад в данный период. Однако, несмотря на то, что рождаемость в последующие годы не достигнет уровня 2009 года, спрос на услуги высшего образования заметно возрастёт и практически достигнет в 2026 году максимального уровня, выявленного в исследуемом временном отрезке. Последующее снижение числа поступивших в вузы так же связано с демографической ситуацией.

Данная методика прогнозирования позволяет составить предположение о развитии системы образования с точки зрения спроса на услуги данной отрасли. Прогноз носит среднесрочный и долгосрочный характер, является научно обоснованным. Однако следует принять во внимание наличие других факторов, оказывающих влияние на развитие сферы образования: экономическая и политическая обстановка в стране, платёжеспособность населения, правительственные программы, как стимулирующие спрос на услуги ВПО, так и ограничивающие численность приёма обучающихся в вузы и т.д.

Тем не менее, для планирования развития системы образования необходимо применять известные науке методы и данная методика является одной из приемлемых.

Прогноз развития рынка образовательных услуг по данной методике начинается с выявления тенденций в сфере занятости населения. Особое внимание было уделено анализу численности занятого населения с высшим образованием и населения в возрасте 20-24 лет. Так же сопоставлены темпы роста данных показателей. Анализируемые данные сведены в Таблицу 3.3.

Таблица 3.3 – Динамика показателей занятости населения

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

численность молодёжи 20-24 лет

12268

12406

12671

12765

12573

экономически активное население

73432

74167

75159

75757

75658

численность занятых в экономике

68603

69157

70814

70603

69285

численность занятых в экономике с высшим образованием

16957

17733

19677

19707

19536

численность занятых в экономике в возрасте 20-24 лет

6657

6528

6888

7214

6853

выпуск специалистов высшего образования

978,4

1055,9

1108,9

1125,3

1166,9

Графически численность занятого в экономике населения представлена на Рис. 3.2. Анализируя информацию, можно сделать вывод, что данный показатель снижается, находясь в прямой взаимосвязи с демографической ситуацией.

Рис. 3.2 – Численность населения, занятого в экономике

Важным показателем является численность населения с высшим образованием, занятого в экономике (Рис. 3.3).

Рис. 3.3 – Численность населения с высшим образованием, занятого в экономике

В целом динамика населения с высшим образованием, занятого в экономике, несколько отличается от динамики общей численности занятых в экономике. Темп роста носит отрицательный характер, однако тенденция снижения не настолько явно выражена.

Необходимым является сравнение темпов роста анализируемых показателей (Рис. 3.3). Так, темп роста численности занятых в экономике, занятых с высшим образованием и населения 20-24 лет носит отрицательный характер. При этом наиболее ярко выражено снижение темпа роста населения 20-24 лет, занятого в экономике.

Рис.3.3 – Темпы роста показателей занятости населения

Для составления прогноза сделаем предположение, что представленные показатели будут развиваться по темпам роста предыдущих трёх лет. Используя программные средства Microsoft Office Excel, составим прогноз. Результаты представлены на рисунке 3.4. и в таблице 3.4.

Рис. 3.4. – Прогнозная динамика показателей занятости

Таблица 3.4 – Прогнозные показатели занятости населения

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

численность молодёжи 20-24 лет

12572

12523

12474

12425

12376

12327

12278

12229

12180

12131

12082

экономически активное население

76024

76273

76523

76772

77022

77271

77521

77770

78020

78269

78519

численность занятых в экономике

68705

67941

67176

66412

65647

64883

64118

63354

62589

61825

61060

численность занятых в экономике с высшим образованием

19499

19429

19358

19288

19217

19147

19076

19006

18935

18865

18794

доля занятых в экономике с высшим образованием

28,38

28,60

28,82

29,04

29,27

29,51

29,75

30,00

30,25

30,51

30,78

численность занятых в экономике в возрасте 20-24 лет

6950

6933

6915

6898

6880

6863

6845

6828

6810

6793

6775

выпуск специалистов высшего образования

1192

1221

1249,7

1279

1308

1337

1366

1395

1424

1453

1482

Таким образом, в соответствии с прогнозом выявлено следующее:

  • общий демографический спад, а также снижение численности занятых в экономике с высшим образованием;

  • рост численности экономически-активного населения, увеличение выпуска специалистов с высшим образованием;

  • увеличение доли населения с высшим образованием, занятого в экономике.

Рассмотрим структуру занятости по видам экономической деятельности (Рис.3.5).

Рис. 3.5 – Структура занятого населения с высшим образованием по видам экономической деятельности в 2010 г.

Анализ структуры численности занятых в экономике в РФ за 2010 год показывает, что наибольшая доля населения с высшим образованием приходится на отрасль «Образование» (3222 тыс. занятых). Так же весомыми являются отрасли государственного управления (2723 тыс. занятых), обрабатывающего производства (2466 тыс. занятых), оптовой и розничной торговли (2390 тыс. занятых). Соответственно можно сделать вывод, что данные отрасли будут развиваться и в дальнейшем, но следует учитывать, что чрезмерное количество выпущенных специалистов данных направлений приведёт к перенасыщению предложения на рынке труда. Для этого стоит обратить внимание на динамику занятых в данных отраслях (Рис. 3.6, Прил. И).

Рис. 3.6. – Динамика занятых в отраслях экономики РФ

Анализ динамики занятости по отраслям экономики свидетельствует о том, что число занятых с высшим образованием в отраслях обрабатывающего производства и образования будет снижаться. А количество работающих в сфере оптовой и розничной торговли, государственного управления напротив повысится. Соответственно необходимо учитывать данные тенденции при планировании набора обучающихся в вузы.

Рассмотрим показатели занятости населения в Омском регионе. Для этого, используя данные Росстата, отобразим динамику занятых в экономике за несколько лет.

Рис. 3.7 – Численность занятых в экономике Омской области, тыс. чел.

По данным Росстата, доля занятых в экономике Омской области, имеющих высшее образование, в 2010 году составила 24,8%. Соответственно наблюдаемое снижение общей численности занятых в экономике региона отразится и на численности занятых с высшим образованием с приблизительным сохранением данной пропорции.

Говоря о структуре занятых по видам экономической деятельности, следует отметить, что наибольшее количество работающих наблюдается в отраслях сельского хозяйства, обрабатывающего производства, оптовой и розничной торговли (см. Рис. 3.7).

Рис. 3.7 – Численность занятых в экономике Омской области по видам экономической деятельности, тыс. чел.

Таким образом, анализ рынка труда выявил общее снижение численности занятых в экономике, в том числе имеющих высшее образование. Прогноз показывает вероятность перенасыщения рынка труда специалистами в сфере интеллектуального труда с одновременным снижением специалистов в области производства, что требует со стороны образовательных учреждений соответствующего планирования контрольных цифр приёма по соответствующим направлениям.

Сфера образования на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Создание системы профессиональной подготовки кадров, соответствующей мировым стандартам – решающее условие достижения стратегических целей развития национальной экономики, наращивания трудового потенциала страны. Двуединая задача формирования такой системы – удовлетворение спроса на квалифицированную, конкурентоспособную рабочую силу и потребностей граждан в образовательных услугах [7]. Для эффективного управления этими процессами необходимо отслеживать основные тенденции, протекающие в данной сфере, а также составлять прогнозы развития основных показателей, определяющих дальнейшее развитие отрасли.

Необходимость в прогнозной оценке диктуется рядом обстоятельств, связанных с особенностями социально-эконо­мического развития страны, важнейшие из которых: демографический спад, таящий угрозу дефицита рабочей силы и избытка учебных мест в учреждениях системы профессионального образования; растущая несбалансированность меж­ду спросом на рабочую силу и ее предложением в профессионально-квалификационном разрезе; неотложность науч­но-технологических преобразований во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности (без чего невозможен пе­реход на инновационный путь развития) [7].

Прогнозируя демографические показатели в сфере образования, следует отметить, в первую очередь, отрицательный прирост численности населения, следствием чего является неравномерность числа поступающих в вузы. Прогноз показал, что за снижением спроса на образовательные услуги до 2017 года последует рост числа поступивших в вузы. Однако вплоть до 2035 года данный показатель не достигнет уровня 2009 года (максимального за исследуемый период).

Анализируя тенденции развития рынка труда во взаимосвязи с рынком образовательных услуг, можно отметить необходимость контроля над численностью приёма в учреждения высшего образования, в частности в непроизводственной сфере.

Уровень взаимосвязи образования и экономики зависит от экономической ситуации, в которой находится государство и способствует формирова­нию следующих основных направлений:

  • развитие системы образования целесообразно направить на учет требований динамично развивающейся экономики, постоянно изменяющихся рыночных условий и реализацию достижений НТО;

  • совершенствование экономической системы должно создать необходимые условия для перехо­да на новые технологии обучения и информаци­онное обеспечение образовательного процесса;

  • формирование эффективного механизма управления и постоянного взаимодействия между вузами и предприятиями, позволяюще­го повысить научный и технологический уровень производства, а также усовершенствовать процесс обучения и подготовку специалистов с высшим образованием [2].

Таким образом, своевременное прогнозирование и принятие необходимых мер в области развития сферы услуг высшего образования окажет воздействие на развитие всех отраслей экономики. Это является необходимым условием гармоничного функционирования экономики в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Карпенко. М.П. Образовательная геодемография России. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 224 с.

  2. Краковский Ю.М., Карнаухова В.К. Методы анализа и обработки дан-

ных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. Иркутск:Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. – 244 с.

  1. Ланских А.Н. Стратегия развития услуг высшего профессионального образования на основе инновационно-ориентированного прогнозирования. Автореферат – Москва, 2012

  2. Викторов А.Д. Современные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг // Инновации. – 2010. – №4. – с.56 – 59

  3. Емельянов С. Г. Прогнозирование рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда в современных условиях// Экономика и управление. – 2009. – №40. – с.18-22

  4. Ерохина Л.И., НаумоваО.Н. Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса – залог инновационного развития предприятий сферы услуг // Инновации. – 2010. – №4. – с.60 – 63

  5. Кохно П.А., Подколзина Т.А. Работу над методикой прогнозирования потребности в кадрах надо продолжать// Человек и труд.–2009. – №9. – с.48-50

  6. http://www.market-pages.ru/marusl/3.html

  7. http://gks.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Объём платных услуг населению, млн. руб.

Годы

Объем услуг, млн. руб. (до 2000 г. - млрд. руб)

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

1990

44

110,2

1995

113043

82,3

2000

602755

104,7

2001

811713

101,6

2002

1088016

103,7

2003

1430669

106,6

2004

1789735

108,4

2005

2271733

106,3

2006

2798901

107,6

2007

3424731

107,7

2008

4079603

104,3

2009

4504455

97,5

2010

4851018

101,5

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1 – Структура платных услуг населению (в процентах к итогу)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

в процентах к итогу

млрд. рублей

Все оказанные услуги

100

100

100

100

100

100

100

100

100

4851

в том числе:

                   

бытовые

11,7

10,7

10,5

10,1

9,9

9,7

9,9

9,9

9,7

471

транспортные

24,2

22,9

22,2

21,5

21,2

20,9

21,6

20,3

20

970

связи

14,8

16,7

17,6

18,5

18,6

19,9

19,7

19,5

19,2

930

жилищные

4,3

4,5

4,8

5,3

5,6

5,4

5,2

5,5

5,5

265

коммунальные

16,1

17,3

17,4

18,3

18

17,6

17,6

19,3

21,2

1027

гостиниц и аналогичных средств размещения

3,0

2,9

2,9

2,6

2,7

2,7

2,6

2,4

2,3

112

культуры

2,0

2,3

2,5

2,3

2,2

1,7

1,6

1,7

1,7

85

туристские

1,4

1,3

1,3

1,5

1,6

1,6

1,8

1,7

1,7

82

физической культуры и спорта

0,4

0,4

0,5

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

28

медицинские

4,9

4,8

4,9

4,8

4,9

4,7

4,8

4,9

5

244

санаторно-оздоровительные

2,1

1,8

1,7

1,6

1,5

1,4

1,4

1,4

1,2

61

ветеринарные

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

9

правового характера

3,9

3,2

2,7

2,3

2,5

2,6

2,5

1,9

1,8

88

системы образования

6,7

6,7

6,8

6,7

6,9

7,1

7,0

6,9

6,7

327

другие услуги

4,2

4,2

4,0

3,6

3,6

3,9

3,5

3,8

3,2

153

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица В. 1 – Динамика численности групп фертильных женщин и рождения детей в РФ за период 19992-2040 гг., тыс. чел. (до 2009 г. – фактические данные, далее - прогноз)

Год

Возрастные группы

15-19 лет

20-24 года

25-29 лет

30-34 года

35-39 лет

40-44 года

15-44 года

числ. женщин

числ. рожд. детей

числ. женщин

числ. рожд. детей

числ. женщин

числ. рожд. детей

числ. женщин

числ. рожд. детей

числ. женщин

числ. рожд. детей

числ. женщин

числ. рожд. детей

числ. женщин

числ. рожд. детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1992

5143

261

4637

616

5314

385

6473

226

6181

86

5458

17

33205

1591

1993

5112

242

4668

556

4964

316

6331

182

6208

68

5641

14

32924

1379

1994

5191

255

4762

569

4748

317

6170

181

6343

67

5819

13

33034

1403

1995

5283

237

4937

556

4655

310

5962

176

6387

68

5641

14

32924

1379

1996

5362

209

5049

533

4659

305

5644

170

6460

70

6045

14

33220

1300

1997

5419

194

5164

506

4699

305

5360

167

6481

70

6135

13

33258

1255

1998

5555

186

5213

511

4833

322

5082

168

6422

74

6215

14

33321

1276

1999

5743

166

5311

488

4936

314

4873

157

6271

70

6352

14

33485

1208

2000

5906

162

5368

502

5061

341

4751

167

6029

71

6368

15

33484

1259

2001

5884

161

5377

501

5074

356

4653

177

5643

73

6444

15

33075

1283

2002

6008

165

5406

517

5163

388

4655

194

5331

78

6448

17

33011

1359

2003

6295

174

5724

544

5312

416

4953

218

5137

82

6437

17

33857

1452

2004

6191

175

5903

551

5399

433

5022

231

4914

86

6273

18

33702

1494

2005

6018

165

6066

527

5443

424

5125

233

4785

85

6024

18

33461

1452

2006

5805

166

6134

526

5531

433

5182

243

4784

89

5669

18

33106

1474

2007

5437

158

6262

548

5588

482

5267

287

4801

109

5374

20

32730

1605

2008

5001

153

6305

566

5731

522

5302

320

4923

128

5078

23

32340

1711

2009

4534

 

6211

 

5924

 

5402

 

5003

 

4867

 

31940

1703

2010

4284

131

5865

527

5963

543

5482

331

5057

131

4861

22

31512

1684

2011

4081

124

5539

497

5926

539

5554

335

5115

132

4868

22

31083

1651

2012

3920

120

5238

470

5831

531

5604

338

5176

134

4884

22

30653

1616

2013

3796

116

4966

446

5695

518

5625

340

5235

136

4910

23

30225

1578

2014

3703

113

4723

424

5532

503

5615

339

5285

137

4942

23

29800

1539

2015

3637

111

4511

405

5354

487

5574

337

5323

138

4977

23

29377

1501

2016

3594

110

4175

389

5170

470

5506

333

5346

138

5013

23

28956

1463

2017

3568

109

4175

375

4986

454

5415

327

5350

139

5045

23

28539

1426

2018

3557

108

4046

363

4809

438

5306

320

5335

138

5072

23

28125

1391

2019

3554

108

3941

354

4643

422

5184

313

5302

137

5090

23

27714

1359

2020

3558

109

3857

346

4489

408

5054

305

5251

136

5098

23

27307

1328

2021

3565

109

3791

340

4349

396

4919

297

5184

134

5095

23

26903

1300

2022

3573

109

3739

336

4225

384

4784

289

5105

132

5078

23

26504

1274

2023

3580

109

3700

332

4115

374

4652

281

5014

130

5050

23

26110

1250

2024

3583

109

3669

329

4020

366

4525

273

4916

127

5009

23

25722

1228

2025

3583

109

3646

327

3938

358

4404

266

4813

125

4957

23

25341

1208

2026

3578

109

3627

326

3868

352

4292

259

4707

122

4895

23

24967

1190

2027

3569

109

3611

324

3808

347

4189

253

4600

119

4825

23

24601

1174

2028

3554

108

3596

323

3757

342

4095

247

4494

116

4748

22

24244

1159

2029

3534

108

3581

322

3714

338

4010

242

4391

114

4666

21

23896

1145

2030

3509

107

3566

320

3676

335

3933

238

4293

111

4580

21

23557

1132

2031

3480

106

3548

319

3643

332

3865

233

4199

109

4492

21

23228

1119

2032

3448

105

3529

317

3613

329

3804

230

4111

106

4404

20

22908

1107

2033

3412

104

3506

315

3586

326

3750

226

4028

104

4316

20

22598

1096

2034

3374

103

3481

313

3559

324

3701

224

3952

102

4230

19

22297

1085

2035

3334

102

3454

310

3533

321

3656

221

3881

101

4146

19

22004

1074

2036

3292

100

3424

307

3506

319

3616

218

3817

99

4066

19

21720

1063

2037

3249

99

3392

305

3479

317

3578

216

3757

97

3989

18

21444

1052

2038

3206

98

3357

301

3451

314

3543

214

3702

96

3916

18

21175

1041

2039

3162

96

3321

298

3422

311

3509

212

3651

95

3847

18

20913

1030

2040

3119

95

3284

295

3392

309

3477

210

3604

93

3783

17

20658

1019

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица Г.1 – Динамика численности детей и молодёжи, начиная с 1992 г.

Год

Численность детей и молодёжи в возрасте (лет), тыс.чел

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1992

1780

1971

2124

2319

2465

2480

2381

2418

2479

2332

2223

2220

2176

2169

2132

2159

2109

2064

2020

2061

1992

1981

1884

1826

1843

1993

1554

1749

1941

2095

2291

2439

2454

2357

2395

2456

2312

2202

2199

2153

2149

2112

2136

2081

2036

1987

2038

1970

1952

1848

1794

1994

1361

1524

1746

1948

2103

2299

2448

2463

2365

2405

2466

2323

2211

2209

2160

2157

2116

2133

2083

2037

1992

2048

1971

1954

1845

1995

1411

1335

1521

1744

1976

2129

2322

2472

2487

2387

2429

2489

2346

2230

2228

2178

2170

2125

2151

2094

2053

2013

2073

1996

1979

1996

1347

1385

1333

1520

1742

1990

2143

2334

2486

2501

2404

2449

2506

2364

2240

2242

2183

2172

2135

2148

2102

2068

2020

2086

2003

1997

1290

1323

1383

1331

1519

1741

2002

2155

2343

2496

2512

2416

2462

2517

2377

2247

2251

2181

2179

2134

2154

2117

2081

2025

2097

1998

1243

1268

1321

1382

1330

1518

1740

2012

2165

2351

2507

2523

2428

2475

2529

2390

2253

2273

2188

2176

2142

2162

2127

2088

2026

1999

1268

1222

1265

1320

1381

1329

1517

1740

2020

2173

2360

2515

2531

2437

2486

2538

2399

2267

2287

2185

2180

2151

2168

2132

2092

2000

1202

1246

1220

1264

1319

1380

1329

1516

1739

2026

2180

2365

2521

2537

2443

2492

2542

2417

2275

2288

2187

2185

2156

2168

2133

2001

1262

1183

1244

1219

1263

1318

1379

1328

1516

1738

2034

2187

2370

2527

2543

2449

2499

2561

2434

2274

2297

2193

2191

2161

2171

2002

1310

1243

1182

1243

1218

1262

1317

1378

1327

1515

1737

2040

2193

2373

2532

2548

2456

2523

2579

2441

2279

2307

2196

2190

2162

2003

1372

1291

1241

1181

1242

1217

1262

1317

1378

1327

1514

1736

2073

2225

2402

2561

2577

2488

2558

2611

2481

2308

2341

2218

2209

2004

1462

1355

1290

1240

1180

1241

1217

1261

1316

1377

1326

1514

1736

2073

2225

2401

2560

2576

2486

2556

2608

2478

2305

2337

2213

2005

1488

1445

1353

1289

1240

1179

1241

1216

1261

1315

1377

1326

1513

1735

2073

2224

2400

2559

2575

2485

2554

2605

2475

2301

2333

2006

1444

1472

1443

1352

1288

1239

1179

1240

1216

1260

1315

1376

1325

1513

1734

2073

2223

2399

2557

2573

2483

2552

2602

2471

2298

2007

1467

1429

1470

1442

1351

1287

1239

1178

1240

1215

1260

1315

1376

1325

1512

1734

2073

2223

2398

2556

2572

2481

2550

2599

2469

2008

1598

1453

1428

1469

1441

1351

1287

1238

1178

1239

1215

1259

1314

1375

1325

1511

1732

2073

2224

2399

2557

2573

2483

2552

2600

2009

1703

1584

1452

1427

1468

1441

1350

1286

1238

1178

1239

1215

1259

1314

1375

1324

1510

1731

2074

2224

2400

2558

2575

2485

2555

2010

1684

1688

1583

1451

1426

1468

1440

1350

1286

1237

1177

1239

1214

1259

1313

1374

1323

1509

1729

2071

2221

2396

2554

2570

2480

2011

1651

1670

1686

1582

1450

1426

1467

1440

1350

1286

1237

1177

1238

1214

1258

1313

1373

1322

1507

1727

2068

2218

2392

2549

2565

2012

1616

1637

1668

1685

1581

1450

1425

1467

1440

1349

1285

1237

1177

1238

1213

1258

1312

1372

1321

1506

1725

2065

2214

2387

2544

2013

1578

1601

1635

1667

1684

1580

1449

1425

1466

1439

1349

1285

1236

1176

1237

1213

1257

1311

1371

1319

1504

1722

2061

2210

2382

2014

1539

1564

1600

1635

1666

1684

1580

1449

1424

1466

1439

1348

1284

1236

1176

1237

1212

1256

1309

1369

1317

1501

1719

2058

2205

2015

1501

1526

1563

1599

1634

1666

1683

1579

1448

1424

1466

1438

1348

1284

1236

1175

1236

1211

1255

1308

1367

1315

1499

1716

2053

2016

1463

1488

1524

1562

1598

1633

1665

1683

1579

1448

1424

1465

1438

1348

1284

1235

1175

1235

1210

1253

1306

1365

1313

1496

1712

2017

1426

1450

1486

1524

1561

1598

1633

1665

1682

1578

1448

1423

1465

1437

1347

1283

1234

1174

1234

1208

1251

1304

1363

1310

1493

2018

1391

1414

1449

1485

1523

1560

1597

1632

1664

1682

1578

1447

1423

1464

1437

1347

1282

1233

1172

1232

1207

1249

1302

1360

1308

2019

1359

1379

1413

1448

1485

1522

1560

1597

1632

1664

1681

1578

1447

1422

1464

1436

1346

1281

1232

1171

1230

1205

1247

1299

1357

2020

1328

1347

1378

1412

1447

1484

1522

1559

1596

1531

1663

1681

1577

1446

1422

1463

1435

1345

1280

1230

1169

1229

1203

1245

1297

2021

1300

1316

1346

1377

1411

1447

1484

1521

1559

1596

1631

1663

1680

1577

1446

1421

1462

1434

1343

1278

1229

1167

1226

1201

1242

2022

1274

1288

1315

1345

1377

1411

1446

1483

1521

1558

1595

1630

1662

1680

1576

1445

1420

1461

1433

1342

1277

1227

1165

1224

1198

2023

1250

1263

1287

1314

1344

1376

1410

1446

1483

1520

1558

1595

1630

1662

1679

1575

1444

1419

1460

1431

1340

1275

1225

1163

1222

2024

1228

1239

1261

1286

1314

1344

1376

1410

1445

1482

1520

1558

1594

1629

1661

1678

1574

1443

1418

1458

1429

1338

1272

1222

1161

2025

1208

1217

1238

1261

1286

1313

1343

1375

1409

1445

1482

1519

1557

1594

1629

1660

1677

1573

1442

1416

1456

1427

1335

1270

1220

2026

1190

1198

1216

1237

1260

1285

1313

1343

1375

1409

1444

1481

1519

1557

1593

1628

1659

1676

1571

1440

1414

1453

1424

1333

1267

2027

1174

1180

1197

1216

1237

1260

1285

1313

1342

1374

1408

1444

1481

1519

1556

1593

1627

1658

1674

1569

1438

1412

1451

1422

1330

2028

1159

1164

1179

1196

1215

1236

1259

1285

1312

1342

1374

1408

1444

1481

1518

1555

1592

1626

1656

1672

1567

1436

1409

1448

1419

2029

1145

1149

1163

1178

1196

1215

1236

1259

1284

1312

1342

1374

1408

1443

1480

1517

1554

1590

1524

1654

1670

1565

1433

1407

1445

2030

1132

1135

1148

1162

1178

1195

1214

1235

1258

1284

1311

1341

1373

1407

1443

1479

1516

1553

1689

1622

1652

1667

1562

1430

1404

2031

1119

1122

1134

1147

1161

1177

1195

1214

1235

1258

1283

1311

1341

1373

1407

1442

1478

1515

1552

1587

1620

1649

1664

1559

1427

2032

1107

1109

1121

1133

1146

1161

1177

1194

1214

1235

1258

1283

1311

1340

1372

1406

1441

1477

1514

1550

1584

1617

1647

1661

1556

2033

1096

1098

1108

1120

1133

1146

1161

1177

1194

1213

1234

1257

1283

1310

1340

1372

1405

1440

1476

1512

1547

1582

1614

1644

1658

2034

1085

1086

1097

1108

1120

1132

1146

1160

1176

1194

1213

1234

1257

1282

1310

1339

1371

1404

1438

1474

1510

1545

1579

1611

1640

2035

1074

1075

1085

1096

1107

1119

1132

1145

1160

1176

1193

1212

1234

1257

1282

1309

1339

1370

1403

1437

1472

1507

1542

1576

1608

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица Д.1 – Данные по динамике численности обучаемых по уровням образования за 1992-2009 гг.

Год

Численность, тыс. чел.

Выпускников, окончивших 11 классов и получивших аттестаты о полном среднем образовании

учащихся НПО

студентов СПО

студентов вузов

обучаются

приём

выпуск

обучаются

приём

выпуск

обучаются

приём

выпуск

1992

1050

1773

1096

1039

2090

652

585

2638

521

425

1993

986

1742

1007

922

1994

644

546

2613

591

445

1994

995

1699

949

878

1871

630

532

2645

627

410

1995

1045

1690

928

841

1930

669

474

2791

681

403

1996

1105

1670

899

821

1986

668

496

2965

729

428

1997

1159

1667

885

800

2030

694

542

3248

815

458

1998

1254

1676

893

785

2068

714

549

3598

913

501

1999

1346

1694

886

770

2176

782

570

4073

1059

555

2000

1458

1679

845

763

2361

867

579

4741

1293

635

2001

1473

1649

837

759

2470

878

609

5427

1462

720

2002

1477

1651

842

745

2586

901

670

5948

1504

840

2003

1519

1649

823

722

2612

906

701

6456

1643

977

2004

1546

1504

783

708

2600

890

703

6884

1659

1077

2005

1466

1509

688

703

2591

854

684

7065

1641

1152

2006

1365

1413

630

680

2514

799

700

7310

1658

1255

2007

1246

1256

586

656

2408

771

699

7461

1682

1336

2008

1088

1115

541

605

2244

703

671

7513

1642

1359

2009

887

1035

543

538

2142

694

631

7419

1544

1442

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица Е.1 – Динамика численности детей, молодёжи и студентов вузов, начиная, 2003 г.

Годы

Численность, тыс. чел.

детей от 0 до 18 лет

молодёжи группы 16-24 лет

молодёжи в группе 18-24 года

студентов вузов

2003

33790,2

21793,4

16675,2

6455,2

2004

32676,0

22003,5

16972,1

6884,2

2005

31664,7

22061,0

17164,3

7064,6

2006

30704,2

21864,5

17134,5

7309,8

2007

29751,3

21541,2

17106,2

7461,3

2008

27711,2

21191,7

17386,2

7513,1

2009

27167,0

20111,9

16870,5

7418,9

2010

26751,4

18853,7

16021,5

7045,6

2011

26647,5

17721,6

15026,3

6607,9

2012

26729,8

16445,3

13761,2

6051,6

2013

26961,5

15136,8

12569,1

5527,3

2014

27104,9

13946,9

11478,8

5047,9

2015

27271,4

12959,6

10512,4

4622,9

2016

27455,3

12064,5

9654,9

4245,8

2017

27647,6

11571,1

9163,2

4029,6

2018

27781,5

11345,7

8830,2

3883,1

2019

27944,1

11369,0

8742,0

3844,4

2020

28016,7

11432,5

8652,5

3805,0

2021

28013,3

11583,5

8687,0

3820,2

2022

27920,8

11746,8

8865,3

3898,6

2023

27715,2

11977,9

9114,4

4008,1

2024

27461,4

12315,2

9297,7

4088,7

2025

27229,8

12815,6

9565,2

4206,3

2026

26956,5

12238,5

9903,1

4355,0

2027

26537,1

13581,0

10295,9

4527,7

2028

26000,1

13824,9

10607,6

4664,8

2029

25467,2

13942,7

10798,0

4748,5

2030

24954,0

13995,8

10926,2

4804,8

2031

24464,0

14052,0

11058,3

4863,0

2032

23999,5

14047,1

11128,7

4893,9

2033

23561,8

13877,7

11032,5

4851,6

2034

23151,2

13572,6

10797,8

4748,4

2035

22767,2

13253,3

10545,1

4637,3

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица Ж.1 – Прогноз баланса поступающих во все вузы России по уровням образования

Год

Всего поступили в вуз, тыс. чел.(100%)

В том числе:

выпускников общеобразовательных школ

выпускников системы СПО

выпускников системы НПО

выпускников вузов (5,5%)

прочие (1,5%)

всего (61,5%)

данного года выпуска (43,1%)

всего (26,2%)

данного года выпуска (11,3%)

всего (5,2%)

данного года выпуска (3,7%)

2009

1544,0

949,7

664,8

404,5

175,0

80,6

57,2

85,3

23,9

2010

1376,0

827,9

579,5

352,7

152,5

70,3

49,9

74,4

20,8

2011

1179,2

725,3

507,7

308,9

133,6

61,6

43,7

65,2

18,2

2012

1223,9

752,8,

527,0

320,7

138,7

63,9

45,4

67,6

18,9

2013

1169,2

719,1

503,4

306,3

132,5

61,0

43,3

64,6

18,1

2014

1120,2

689,0

482,3

293,5

126,9

58,5

41,5

61,9

17,3

2015

1080,3

664,5

465,1

283,0

122,4

56,4

40,0

59,7

16,7

2016

1101,6

677,5

474,3

288,6

124,8

57,5

40,8

60,9

17,0

2017

1046,8

643,8

450,7

274,3

118,6

54,6

38,8

57,9

16,2

2018

1100,0

676,6

473,6

288,2

124,7

57,4

40,8

60,8

17,0

2019

1142,8

702,9

492,0

299,4

129,5

59,7

42,4

63,2

17,7

2020

1199,3

737,7

516,4

314,2

135,9

62,6

44,5

66,3

18,5

2021

1279,2

786,8

550,8

335,2

145,0

66,8

47,4

70,7

19,8

2022

1303,2

801,5

561,1

341,4

147,7

68,0

48,3

72,0

20,2

2023

1265,9

778,6

545,0

331,7

143,5

66,1

46,9

70,0

19,6

2024

1287,2

791,7

554,2

337,2

145,9

67,2

47,7

71,1

19,9

2025

1403,1

863,0

604,1

367,6

159,0

73,2

52,0

77,5

21,7

2026

1494,8

919,4

643,6

391,6

169,4

78,0

55,4

82,6

23,1

2027

1478,9

909,6

636,8

387,5

167,6

77,2

54,8

81,7

22,9

2028

1450,0

891,8

624,3

379,9

164,3

75,7

53,7

80,1

22,4

2029

1418,4

872,4

610,7

371,6

160,7

74,0

52,6

78,4

21,9

2030

1385,3

852,1

596,5

363,0

157,0

72,3

51,4

76,6

21,4

2031

1351,5

831,2

581,9

354,1

153,2

70,6

50,1

74,7

30,9

2032

1317,6

810,4

567,3

345,2

149,3

68,8

48,8

72,8

20,4

2033

1284,4

790,0

553,0

336,5

145,6

67,0

47,6

71,0

19,9

2034

1252,3

770,2

539,2

328,1

141,9

65,4

46,4

69,2

19,4

2035

1221,7

751,4

526,0

320,1

138,5

63,8

45,3

67,5

18,9

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Таблица З.1. Численность занятого населения РФ по отраслям экономики в 2010 году.

 

Всего

в том числе имеют образование

послевузовское

высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное обшее

не имеют основного общего

Занято в экономике - всего

69804

146

20019

18913

13726

13942

2815

243

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5410

3

484

937

1151

1910

805

120

Рыболовство, рыбоводство

118

19

32

25

31

10

1

Добыча полезных ископаемых

1422

2

311

360

414

292

41

2

Обрабатывающие производства

10582

10

2466

2623

2776

2267

415

25

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2288

2

546

666

544

445

81

6

Строительство

5034

4

1086

1081

1454

1158

234

16

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

10875

11

2390

3235

2178

2660

380

22

Гостиницы и рестораны

1367

1

177

337

516

290

45

2

Транспорт и связь

6500

5

1203

1761

1771

1542

207

11

Финансовая деятельность

1309

3

882

275

64

79

6

0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4450

26

2089

938

622

657

111

8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

5722

9

2723

1493

600

799

94

4

Образование

6565

61

3222

1847

557

705

162

12

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5485

9

1678

2535

474

638

145

7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2652

3

739

788

576

461

78

7

Другие виды деятельности

24

3

5

5

7

3

1

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Таблица И.1. Динамика занятых по видам экономической деятельности в РФ

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего в экономике

66407

66792

67174

68019

68474

67343

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

7430

7381

7141

6925

6675

6580

рыболовство, рыбоводство

113

138

146

145

142

141

добыча полезных ископаемых

1088

1051

1043

1040

1044

996

обрабатывающие производства

11787

11506

11359

11368

11191

10385

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1900

1912

1923

1909

1884

1900

строительство

4743

4916

5073

5274

5474

5267

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

10843

11088

11317

11713

12020

11974

гостиницы и рестораны

1152

1163

1185

1260

1274

1272

транспорт и связь

5293

5369

5426

5450

5451

5393

финансовая деятельность

835

858

958

1046

1132

1097

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4825

4879

4957

5004

5146

5210

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

3447

3458

3504

3618

3727

3786

образование

6125

6039

6009

6016

5980

5944

здравоохранение и предоставление социальных услуг

4488

4548

4574

4644

4666

4717

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2330

2460

2533

2573

2621

2626

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Таблица К.1 Динамика занятых в экономике Омской области по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности

По выполняемому виду деятельности

По основному виду деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

2009

2010

Занято в экономике – всего, тыс. чел.

939,1

941,3

943,4

947,5

942,8

942,8

944,6

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

156,4

152,5

147,8

146,6

144,7

149,2

148,9

Рыболовство, рыбоводство

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Добыча полезных ископаемых

0,2

0,3

0,4

0,6

0,6

0,6

0,6

Обрабатывающие производства

145,5

140,9

141,2

140,7

139,5

138,6

140

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

26,2

25,1

25,9

25,4

25,3

24,8

25,2

Строительство

62,4

65,5

66,8

68,5

66,1

67,1

68,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

130,4

131,9

134,5

135,4

137,1

137,3

139

Гостиницы и рестораны

15,2

15,4

16

17,1

17,1

14,6

15,1

Транспорт и связь

76,2

78,2

77,8

78,9

79

75,3

74,9

Финансовая деятельность

11,8

12,4

14,6

15

15,1

15,8

15,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

57,8

57,7

56,5

58

59,8

58,9

65,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

54,6

56,8

56,7

55,8

56,1

58,4

58,1

Образование

94,1

93,9

92,2

90,6

86,4

87

81,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

73

74,3

75,6

76,8

77,8

77,7

75,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

33,5

34,6

36,1

36,7

36,6

35,9

33,7

Просмотров работы: 6301