ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Главная задача современной российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека.

По мнению В.А. Сластенина - обучение важный и надежный способ получения систематического образования, обучение есть, не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом [1]. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценно усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных и творческих способностей.

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Сама наглядность представляет собой свойство выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта[2]. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Важно учитывать, что образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека , от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а так же от степени наглядности исходных образов восприятия.

Наглядность является одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ребенку качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе формирования представлений.

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Психолог А.Н. Леонтьев одним из первых в мировой педагогике и психологии поставил вопрос о том, что совершенно недостаточно действовать с помощью наглядных пособий на органы чувств. Необходимы встречные, активные действия учеников. Только в этом случае, воздействующие на органы чувств наглядные пособия трансформируются в психические образы. То есть, воспринимают не органы чувств человека, а человек с помощью своих органов чувств. Психолог В.А. Артемов определяет наглядность как "целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, а также позволяет учащимся творчески открыть эти законы, или убедиться в их достоверности" [4].

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Его роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами. Виды наглядности по мере возрастания их абстрактности можно согласно концепции Т.А. Ильиной подразделить на: естественную наглядность, представляет собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.); экспериментальную наглядность, включает опыты, эксперименты; объемную наглядность, предполагает знакомство с предметами, где объемное изображение играет роль восприятия (макеты, фигуры); изобразительную наглядность, применяется когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо (художественные картины, фотографии, рисунки); звуковую наглядность, выражается в передаче учебной информации посредством звука (грамзаписи, компакт-диски, флэш-карты); звукоизобразительную наглядность (кинофильмы, телепрограммы); символическую и графическую наглядность по существу является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной (чертежи, графики, схемы, карты, формулы); внутреннюю наглядность – образы, создаваемые речью учителя (образные словесные описания событий, фактов, действий) [3].

Однако, использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Введение в обучение наглядного материала должно учитывать два ведущих психологических аспекта:

1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении;

2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению. Наглядность есть показатель простоты и понятности для ученика того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным может быть образ реального предмета или явления и, наоборот, достаточно наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим воображением.

Наглядность образа зависит в первую очередь от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

Таким образом, использование наглядных средств обучения в современном образовательном процессе обусловлено возможностью показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенным объемом и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономия времени учителя.

Список литературы:

  1. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2008. – 576 с

  2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд. – М. : Большая Рос. энцикл., 2009. – 528 с.

  3. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшие образование, 2007. – 430 с.

  4. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении: методические рекомендации / В.А. Артемов. – М. : Высш. шк., 2008. – 119 с.

Просмотров работы: 5111