Изучением адаптации занимались многие отчественные ученые. Успешная адаптация в мире через освоение ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в трудах А.Н. Леонтьева. Концепция персонализации А.В. Петровского раскрывает явление адаптации как этап самореализации личности, направленный на «присвоение индивидом социальных норм и ценностей». А.Н. Вазин, А.П. Сорокин, Г.В. Стрельникова указывают на влияние факторов среды и их значение в адаптационном процессе, И.Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития психологической науки адаптация рассматривается как многогранная структура, многофакторное образование, касающееся нескольких сложных категорий – личности, деятельности, общения. Адаптация рассматривается и как процесс, характеризующийся, с одной стороны, изменением окружающей среды путем снижения уровня рассогласования с личностью, с другой – перестройкой самой личности, а в целом гармонизацией указанных выше двух путей.
В отечественной психологической и педагогической литературе особенно подчеркивается сложность и значимость периодов, связанных с адаптацией ребенка в школе.
Переход из начального звена школы в среднее — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, новые предметы, иногда и новые одноклассники.
Проблемой адаптации школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения занимались И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Е.В. Павловская.
В психологической литературе можно встретить достаточно разнообразные взаимодополняющие определения понятия «адаптация», что связано с многообразием подходов к ее изучению, разрабатываемых в рамках различных научных школ.
По мнению ученых, подростковый период — переходный от детства к взрослости.
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению [3].
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, — в особом внимании медиков [1].
Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.
В 11 -12 лет учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием [2].
Для успешной адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене общеобразовательной школы необходимо дать психолого-педагогические знания школьным психологам, учителям и родителям подростков.
Для того чтобы ученики наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с переходом из начального в среднее звено школы.
На первом родительском собрании следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Можно поговорить о том, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители. Следует также ознакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение тренинга и коррекционных занятий. Так же на родительском собрании родителям раздаются «Памятки для родителей», где даны рекомендации о том, как организовать деятельность ребенка в пятом классе.
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им.
Работа с детьми проводится в зависимости от направлений деятельности психолога и классифицируется на профилактическую и коррекционно-развивающую.
Профилактическая работа. Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренинга, цель которого — адаптация учащихся к условиям средней школы, является примером профилактической работы.
Коррекционно-развивающая работа. Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Очевидно, что для успешной адаптации пятиклассников необходима совместная деятельность педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому необходимо наладить такое сотрудничество.
Список литературы
Кисенова, Р.Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности / Актуальные проблемы психологии личности / Р.Х. Кисенова. - М.: 2009.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 2006.
Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт-Издат, 2012. 567 с.