Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. Очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества. Проблема эта важна: необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности ни у кого не вызывает сомнения, но и пока недостаточно изучена.
Методика социального развития детей дошкольного возраста, разработанная в отечественной педагогике, раскрывает особенности формирования ценностных представлений в следующих направлениях: о семье, мире, труде, человеке и его жизни и др. Основное место в развитии ценностных представлений отводится влиянию на эмоциональную сферу детей. В работах Р.С. Буре, Ю.О. Галущинской, Л.В. Грабаровской, А.С. Красовского, Т.В. Кузнецовой, Е.Б. Маценовой, А.Д. Шатовой и др. отмечается, что только пройдя через эмоциональную сферу представления могут перейти на уровень ценностных, поскольку в основе их лежат ценности. А как известно ценности не познаются, а «личностно» принимаются. (А. Лэнгле) [4].
Опираясь на опыт отечественной дошкольной педагогики в области социального, нравственного развития детей можно выявить разные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
• образного постижения ценности;
• ценностные формы поведения, строящиеся на ценностных представлениях;
• эмоционально-ценностные отношения к миру, основой для проявления которых служат также ценностные представления [2].
Анализ современного методического материала показывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях: [5]
• развитие позитивного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений;
• развитие социально приемлемых эмоциональных реакций, адекватных ситуации проявления или игнорирования общественно направленных ценностных представлений;
• содержание ситуаций, способствующих открытому проявлению ценностного отношения к окружающим во взаимодействии с ними;
• актуализация общественно значимых ценностных представлений через узнавание знакомых ценностей в новых контекстах;
• знакомство с амбивалентностью понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро – зло, правда – ложь, труд – лень, безделье, щедрость – жадность и др.;
• обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;
• воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим;
• формирование умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности;
• формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений;
• развитие личностных качеств на основе социально детерминированных ценностных представлений.
Таким образом развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.
Литература
1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 2006.
2. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста//Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М., 2011.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 2008.
4.Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2009. № 5.
5.Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. 3е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2010.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"