ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ содержания дошкольного образования с позиций ценностных составляющих – наиболее востребованный современный подход в науке и практике. Отечественная дошкольная педагогика (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова) видит в нравственном воспитании, одном из традиционных направлений работы с детьми, целенаправленный перманентный процесс формирования активного, действенного отношения к этическим ценностям общества. Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о добре, красоте. Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций [3]. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 раскрываются федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных представлений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [6].

Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. Очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества. Проблема эта важна: необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности ни у кого не вызывает сомнения, но и пока недостаточно изучена.

Методика социального развития детей дошкольного возраста, разработанная в отечественной педагогике, раскрывает особенности формирования ценностных представлений в следующих направлениях: о семье, мире, труде, человеке и его жизни и др. Основное место в развитии ценностных представлений отводится влиянию на эмоциональную сферу детей. В работах Р.С. Буре, Ю.О. Галущинской, Л.В. Грабаровской, А.С. Красовского, Т.В. Кузнецовой, Е.Б. Маценовой, А.Д. Шатовой и др. отмечается, что только пройдя через эмоциональную сферу представления могут перейти на уровень ценностных, поскольку в основе их лежат ценности. А как известно ценности не познаются, а «личностно» принимаются. (А. Лэнгле) [4].

Опираясь на опыт отечественной дошкольной педагогики в области социального, нравственного развития детей можно выявить разные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

• образного постижения ценности;

• ценностные формы поведения, строящиеся на ценностных представлениях;

• эмоционально-ценностные отношения к миру, основой для проявления которых служат также ценностные представления [2].

Анализ современного методического материала показывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях: [5]

• развитие позитивного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений;

• развитие социально приемлемых эмоциональных реакций, адекватных ситуации проявления или игнорирования общественно направленных ценностных представлений;

• содержание ситуаций, способствующих открытому проявлению ценностного отношения к окружающим во взаимодействии с ними;

• актуализация общественно значимых ценностных представлений через узнавание знакомых ценностей в новых контекстах;

• знакомство с амбивалентностью понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро – зло, правда – ложь, труд – лень, безделье, щедрость – жадность и др.;

• обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;

• воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим;

• формирование умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности;

• формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений;

• развитие личностных качеств на основе социально детерминированных ценностных представлений.

Таким образом развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.

Литература

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 2006.

2. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста//Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М., 2011.

3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 2008.

4.Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2009. № 5.

5.Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. 3е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2010.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Просмотров работы: 2218