Система образования влияет на все сферы общественной жизни, в частности и на семью. Например, образовательный уровень супругов во многих случаях влияет на стабильность семьи. От уровня образования зависят и установки на семейно-брачные отношения; к примеру, среди ценностей семейной жизни среди студентов ведущее место занимают психологическая и репродуктивная функции семьи.
Существует несколько определений семьи. Семья - это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И.Ожегова). Семья – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно - экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним [1]. «Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Соловьев Н. Я., 1977]
Семья как социальный институт. Семья — один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве. Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе [2].
В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания. В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать.
В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Бракявляется общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, внаследовании семейного имущества.
Функции семьи.
Репродуктивная функция - воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
Воспитательная функция - формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция- в семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция- посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция- функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовно-психотерапевтическая функция - духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция - совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. Сексуально-эротическая функция - существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Хозяйственно-бытовая функция - удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья»традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери.
В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей [3]. Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена.
Дисфункциональная семья— семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.
Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.
В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семьяхарактеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья — система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.
В гармоничной семье между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе).
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СЕМЬЕ
Создание семьи является одной из существенных потребностей молодых людей, выступая важным фактором их личностного становления. Разумеется, выбор брачного партнера осуществляется молодыми людьми в соответствии с их представлениями о семье, которые, в свою очередь, формируются воспитанием и существующей социальной ситуацией развития.
Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, сопровождаются разрушением устоявшихся социальных норм и стереотипов. Это обусловило появление в последнее время ряда тревожных тенденций в развитии института брака: в России резко падает рождаемость, увеличивается количество разводов, возрастает численность убежденных холостяков, снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет детская беспризорность. В связи с этим актуальным становится изучение представлений современных молодых людей о семье.
Представления о семье являются олицетворением духа времени и показателем потребностей человека при тех или иных социально-экономических, политических и других условиях, существующих в обществе в конкретный исторический момент. [4]
В современном обществе к факторам, влияющим на представления молодежи о семье, можно отнести: эмансипацию женщин, что не могло не отразится на распределении ролей в семье; социальная терпимость к свободным отношениям, массовая тенденция к совместному проживанию без регистрации; общий упадок морально-нравственного уровня населения страны и особенно молодежи; проблемы, характерные сейчас практически для каждой молодой семьи; установка на «малодетность» и т.д.
Результаты исследований дают некоторую общую картину. По представлениям студентов семья обязательно должна иметь несколько ее составляющих: взаимопонимание, любовь, дети, взаимоуважение. На более высоком смысловом уровне к ним присоединяются такие значимые для супружества факторы, как сходство взглядов, терпение, привязанность, взаимоподдержка, материальное положение. Личностная значимость данных представлений в значительной степени зависит от гендерных особенностей студентов.
Подтверждается тенденция в предпочтениях молодежи к свободным отношениям и незарегистрированным бракам, но явление не носит «поголовного» характера.
Значительная часть опрошенных в исследованиях студентов (больше половины) выбирают зарегистрированные отношения.
Подавляющее большинство молодых людей видят себя будущими родителями 2х – 3х детей.
По распределению ролей в семье студенты разделились примерно пополам по предпочтению традиционной либо эгалитарной семьи. При этом, Г. Навайтис, комментируя результаты исследований, отметил, что современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. В целом же подтверждается мнение ряда исследователей о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между супругами, в то время как сам характер распределения ролей (традиционный или эгалитарный) не связан с удовлетворенностью браком: главное — принимают ли его оба супруга. [5, с. 95]
Таким образом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых людей традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.
Список литературы
1. Сущность семьи, структура, функции, семейные взаимоотношения [Электронный ресурс] // Социальная работа – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/744, свободный.
2. Нейл Смелзер. Социальные институты [Электронный ресурс] // scepsis. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_611.html, свободный.
3. А.Г. Маклаков «Общая психология» М., 2008г
4. Гилева И. О. Проявление мотивационной готовности к созданию семьи у студентов // Прикладная психология. – 2001. - № 3. – с. 92 – 96.
5. Китова Д.А., Балова Д.Ю. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru
6. Э. Г. Эйдемиллер и В.В Юстицкий «Семейная психотерапия». М., 2001г
7. А.И.Кравченко. Социология/учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2009