РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка. Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Ребенок, который в процессе обучения учится мыслить творчески, сопереживать, додумывать, резко отличается от сверстников. Именно такие дети становятся лидерами и удивляют педагогов неординарными решениями. Родителям стоит задуматься об этих преимуществах на самых ранних стадиях развития ребенка и помочь ему с помощью средств развития творческого воображения. Сделать это совсем не сложно. Читая ребенку сказку перед сном, обсуждайте с ним события, отвечайте на его вопросы. В кульминационный момент предложите додумать продолжение сказки. Такие занятия преследуют сразу две цели – развитие творческого воображения у школьника и развитие речи. Днем предложите ему вместе нарисовать героев сказки, проговаривая, какие аксессуары присущи каждому герою и почему.

Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

1. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Научный анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических построений, например, мифов, сказок, легенд, снов и т. п., убеждает нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения. Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.

2. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека.

3. Эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Всякий знает, что в горе и радости мы видим все совершенно другими глазами. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств. Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании и сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им чувством. Когда пословица говорит, что пуганая ворона куста поится, она имеет в виду именно это влияние нашего чувства, окрашивающее восприятие внешних предметов. Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат ни утренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость - белым, спокойствие - голубым, восстание - красным. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинируют их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов. В качестве простейшего примера такого сочетания образов, имеющих общий эмоциональный знак, можно привести обычные случаи сближения каких-либо двух различных впечатлений, не имеющих между собою решительно ничего общего, кроме того, что они вызывают в нас сходные настроения. Когда мы называем голубой тон холодным, а красный - теплым, то мы сближаем впечатление голубого и холодного только на том основании, что они вызывают в нас сходные настроения. Легко понять, что фантазия, руководимая таким эмоциональным фактором, - внутренней логикой чувства, будет представлять собою наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.

4. построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, его «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи, и оказывают свое воздействие на окружающий их мир действительности.

Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Р.С.Немов, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др. Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка. Книги для чтения К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и современных авторских коллективов свидетельствуют об этом. Здесь важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской, литературной: А.Пушкина, П.Ершова, С.Аксакова, Д. Мамина - Сибиряка, К.Паустовского и др. Включены в учебные книги сегодня и сказки зарубежных писателей: Х.К.Андерсен, братьев Гримм и др.

Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. И дети их любят. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло. Сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребенка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. Сказки известны детям лучше других произведений фольклора, любимы ими. Сказки покоряют ребенка богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением сюжета. Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ, пользуются волшебными предметами и в то же время не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и фантазии особенно нравится детям. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой – непременно хороший сын или дочь. Так, в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Сказка интересна не только своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Кроме того, в сказке много смешного и веселого, а веселье всегда дает бодрость.

Выделяют различные типы сказок в психологической работе с детьми как различные пути влияния на жизненную ситуацию и трансформацию. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева типирует сказки следующим образом: 1) авторские художественные; 2) дидактические; 3) психокоррекционные; 4) психотерапевтические; 5) медитативные сказки.

По мнению Н. Пезешкиана у сказки в психокоррекции существуют следующие функции: 1) функция Зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека), 2) функция Модели (сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия тех или иных действий), 3) функция опосредования (сказка выполняет роль посредника между клиентом и терапевтом, снижая таким образом сопротивление клиента), 4) функция хранения опыта (после окончания психотерапии сказки продолжают действовать в жизни клиента), 5) функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития (сказка помогает клиенту достичь прежней радостной непосредственности, способствует пробуждению творческих сил), 6) функция альтернативной концепции (сказка предлагает клиенту позицию, которую он может либо принять, либо опровергнуть), 7) функция изменения позиции (сказка вызывает новое переживание, как следствие – изменение позиции, с которой рассматривается проблема).

Просмотров работы: 2992