Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности дошкольников. У них развивается способность понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого человека и управлять своими эмоциями. Поэтому главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка.
Зрительный дефект, по мнению Л. С. Выготского, влияет на формирование всей личности ребенка, воздействуя на познавательную, сенсорную и особенно на эмоционально-волевую сферу. Ребенок с нарушением зрения попадает в «плен» своего дефекта, становиться замкнутым, необщительным, одиноким, боязливым. Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, поскольку оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слабовидения у детей на ранних этапах развития. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи и затрудняет процесс межличностного общения.
Поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по формированию коммуникативных навыков у слабовидящих дошкольников в условиях специальной группы.
Работа будет эффективной и продуктивной, если включать в нее задания по ознакомлению с неречевыми и речевыми средствами общения (мимика, поза, жест). Этому способствует, организованная игра, в которой дети имеют возможность выполнять определенные социальные роли и строить в соответствии сними свое поведение, в процессе взаимодействия достигать поставленной задачи.
На основе выявленных особенностей детей с нарушением зрения (А.Г.Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, и др.) было разработано содержание коррекционно-развивающей работы на основе методических пособий и программ: «Я, Ты, Мы» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник), направленной на развитие умений детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, развитие зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развитие у детей глазодвигательной функцию, формирование чувства близости с другими, чувства самоценности и ценности других. Коррекционно-развивающая работа проводилась по трем направлениям. Первое направление «Как мы понимаем окружающих, друг друга»включает в себя комплекс игр, способствующих повторению и закреплению знаний об основных эмоциональных состояниях, определению эмоционального состояния другого по внешним признакам и способности аргументировать свою точку зрения, развитие навыков общения ребенка со сверстниками и взрослым (например, игра – лото «Эмоции», игра «Выбери нужное лицо» и др.).
В рамках второго направления «Мое настроение» предусматривался комплекс игр, на которых закреплялись знания детей о собственном эмоциональном состоянии, развивались умения определять собственное эмоциональное состояние, происходило знакомство со способами управления и регуляции своего настроения (например, беседа «Настроение», рисунок«Мое настроение», игра «На что похоже настроение?»)
Комплекс игр, подобранный для третьего направления «Культура общения», способствовал формированию у слабовидящих дошкольников навыков культурного поведения: овладение приемами вежливого обращения с окружающими, развитие умения вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли (например, игра «Вежливый клубочек», «Помоги разрешить спор», «Правила вежливости»). Так же с детьми проводились беседы по литературным произведениям (например, Б.Заходер «Очень вежливый индюк», И.Пивоварова «Вежливый ослик» и др.). Вместе с детьми была организована выставка «Хорошо быть вежливым», на которой были представлена подборка книги и детских журналов с произведениями о нормах и правилах поведения, истории из жизни дошкольников, картинки и рисунки детей по данной тематике.
Итак, представленная технология работы со слабовидящими дошкольниками привела к тому, что дети стали более раскованными в общении со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок участвовал в обсуждении тем, проблемных ситуаций о вежливом отношении ко взрослым и сверстникам, о правилах поведения в различных ситуациях. Благоприятно созданный микроклимат в группе, спокойная, доброжелательная обстановка способствовала стремлению детей высказывать собственную точку зрения на предлагаемые ситуации, развитию любознательности, доброжелательному и отзывчивому отношению к окружающим.