ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общество XXI века – это сложная, динамически развивающаяся система, наполненная сплетением противоречий. Большое количество проблем жизнедеятельности современного человека непосредственно влияет на его здоровье, в частности психическое.

И.В. Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относиться к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной [1]. Эмоциональное здоровье представляет собой системообразующий компонент психологического здоровья, интегративную перспективу развития личности. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Эмоциональное здоровье и его компоненты являются предметом научного исследования в психологии. Достаточно глубоко изучены отдельные эмоции, состояния, чувства. Наиболее исследованы отрицательно окрашенные эмоциональные проявления: тревога и страхи (К. Хорни, А. Ф. Лазурский, Ч. Спилбергер и многие другие), депрессия, ипохондрическое развитие личности (М. Е. Вартанян, А. Д. Зубарашвили и др.), дистрессы и фрустрация (Г. Селье, Р. Лаза-рус, Н. Д. Левитов), аффекты и агрессивное поведение (К. Г. Ланге, К. Лоренц, А. Р. Лурия). В меньшей мере изучались положительные эмоции и состояния: улыбка, смех, любовь, юмор (Ч. Дарвин, Д. Сёлли, 3. Фрейд, К. Изард, Р. Мэй и др.).

Эмоциональное здоровье базируется на тех эмоциях, которые переживает человек. Оно формируется в детском возрасте, закрепляется в подростковом периоде, шлифуется во время студенчества, после чего можно увидеть нового члена общества с его особенностями эмоциональной системы. От того, как пройдут все важные жизненные периоды, зависит, в конечном счете, будет ли счастлив человек или всю жизнь он будет не доволен собой, другими и жизнь для него будет скверной и неприятной обязанностью.

Условия нестабильного и меняющегося общества расширяют диапазон психологических рисков влияющих на эмоциональное здоровье современного подростка и выстраивают цепочку неблагоприятных последствий становления и развития его личности. Так, в современном мире подрастающему поколению сложно найти для себя «точки опоры», те ориентиры, которые помогли бы разобраться в себе, найти свои интересы и своё место в этой жизни. Но ориентиры установить очень сложно, так как ни дня в нашем мире не проходит без терактов, насилия, политических распрей и экономических кризисов. Островком стабильности, который может помочь современному подростку справиться с его проблемами, самоопределиться, сделать выбор и найти себя, является семья и близкое окружение молодого человека. Но вся опасность стоит в том, что и на взрослых членах семьи также сказываются все макросоциальные изменения, и последствия этих влияний отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребёнка [3].

Можно выделить и проранжировать группы психологических рисков (их факторов) эмоционального здоровья подростков по степени их опасности:

  1. Группа семейных факторов:

  • факторы эмоционально негативного поведения родителей по отношению к ребёнку (эмоциональная холодность, враждебность, недостаток внимания);

  • противоречивый стиль воспитания;

  • гиперопека.

  1. Факторы, связанные со школьной средой и общением со сверстниками:

  • непрофессиональное поведение педагога (бестактность, неуважение к личности учащегося, грубость, агрессия);

  • неудачи в межперсональных отношениях (непринятие со стороны сверстников по различным причинам: наличие внешнего недостатка или дефекта, несоответствие статуса и материального положения и т.д.).

3. Жизненные события как фактор психологического риска (смерть родителей и близких, проблемы с собственным здоровьем, разводы родителей и их повторная женитьба).

4. Психологические риски, связанные с личностными характеристиками подростка (проявление акцентуаций характера, тип темперамента).

Данная классификация групп рисков позволяет сформулировать вопрос: какая профилактика по снижению психологических рисков эмоционального здоровья современного подростка должна иметь место быть?

Важно отметить, что в эмоциональной сфере личности подростка главными являются самоутверждение, самовыражение и связанные с ними чувства, необходимо создать социальные и психологически благоприятные условия для поддержания и развития этих процессов. Ведь причины непослушания, плохого поведения следует искать в глубине психики ребёнка, как правило, это эмоциональные причины (борьба за внимание, борьба за самоутверждение, желание отомстить, потеря веры в собственный успех).

  1. Борьба за внимание.

Ребёнку необходимо внимание для нормального развития и эмоционального благополучия. Если он ощущает недостаток внимания, то будет добиваться его всеми доступными ему методами: забросит учёбу, начнёт грубить, на любую просьбу о помощи будет отказывать. Кроме того, ребёнок, лишённый достаточного внимания, чувствует себя нелюбимым.

  1. Борьба за самоутверждение.

Самоутверждение ярко выражено в подростковом возрасте. Дети не любят, когда с ними говорят резким тоном, часто приказывают, а крик они вообще воспринимают, как насилие над личностью.

  1. Желание отомстить.

Очень часто подростки обижаются на родителей, ведь они не всегда берут на себя труд давать подробные и понятные объяснения тех или иных решений. Просто запрещают, на основании того, что им лучше знать, что нужно делать. В каждой семье свои причины для обид детей, кто-то ревнует к младшим детям, кто-то родителей, иногда в доме появляется отчим или мачеха, которые не могут найти общего языка с ребёнком, то между родителями происходят постоянные ссоры и конфликты и т.д. Ребёнок чувствует себя ненужным, скрывает свои переживания, иногда не может их толком объяснить, а внешне это выражается тем же плохим поведением, снижением успеваемости в школе, появлением непонятных страхов, проявлением тревожности и отрицательных эмоций, на него навешивают ярлык «трудного ребёнка». А подростку просто очень плохо, он кричит о помощи, но его не хотят слышать, и чем хуже будет становиться ребёнок, по принципу «мне плохо - пусть вам тоже будет плохо», и всё накладывается на неустойчивую в данный период психику и тем самым наносит ущерб его эмоциональному здоровью.

  1. Потеря веры в собственный успех.

Если ребёнок постоянно получает замечания, причём необоснованные от родителей, учителей, то постепенно ребёнок начинает чувствовать неуверенность в своих силах. У него происходит смещение понятий, где он может всё сделать, а где нет. Ребёнку начинает казаться, что всё вокруг него рушиться, к чему бы он не притронулся, он впадает в панику и вообще перестаёт верить в собственные силы. В школе тоже не очень стараются разобраться, что происходит с ребёнком, ведь гораздо легче прикрепить ярлык «трудного ребёнка».

Немалую ответственность за это несёт школа и, несомненно, семья. В школе квалифицированные специалисты должны понимать причину появления неблагоприятных факторов, влияющих на эмоциональное здоровье подрастающего поколения и приложить все усилия для их преодоления. Именно гуманный подход к подросткам, видения в них Человека, Личности, Индивидуальности, способной принимать решения самостоятельно и отвечать за эту самостоятельность [2]. В результате такой социализации подростки иначе будут воспринимать мир и себя в нём, становиться социально ответственными, добрыми и чуткими, терпеливыми и умными. В этом процессе им должны помогать родители, учителя, воспитатели.

Важную роль в процессе формирования эмоционального здоровья играет психолог-педагог, осуществляя психолого-педагогическую поддержку подростка, ориентируя педагогов и родителей на гуманистические принципы воспитания. Например, психолог может предложить следующие рекомендации по снижению психологических рисков эмоционального здоровья:

  1. Необходимо уделять внимание ребёнку, проявлять положительные эмоции и ласку;

  2. Уметь скрывать собственные отрицательные эмоции (гнев, враждебность) по отношению к ребёнку;

  3. Создать семейный совет, на котором мнение подростка, рассматривается, как мнение личности, взвешиваются и объясняются все «за» и «против»;

  4. Необходимо давать логическое объяснение запретам;

  5. Научить ребёнка позитивному самовосприятию, помочь вспомнить его личные сильные стороны и качества;

  6. Необходимо проникнуться всей драматичностью подросткового кризиса ребёнка [4].

Таким образом, эмоциональное здоровье подростка подвергается большему количеству рисков, но их воздействие возможно снизить до минимума, при условии создания гармоничной социальной среды.

Литература

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
  1. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.: ил.

  2. Подольский А. И., Идобаева О. А., Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога. – СПб.: КАРО, 2007. – 272 с.

  3. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста / Т. М. Простакова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 244, [1] с. – (Сердце отдаю детям)

Просмотров работы: 2515