Проблема развития социальных эмоций у детей с нарушением развития является недостаточно разработанной, и ряд вопросов, касающихся анализа условий возникновения социальных эмоций и особенностей их развития у детей с ОВЗ остаются во многом не ясными.
Значительным своеобразием отличается развитие социальных эмоций у детей с задержкой психического развития. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
По мнению Е. С. Слепович у детей с нарушенным развитием специфически проявляются процессы распознания, как чужих эмоций, так и своих собственных. Дети успешно могут опознать только конкретные эмоции, изображенных на картинах персонажей. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже.
Н. Л. Белопольская указывает, что в развитии социальных эмоций у детей с ЗПР особую роль играет деятельность, так как при выполнении заданий, при столкновении с трудностями, боязни неудачи у детей возникают эмоциональные реакции, аффективные вспышки, что снижает продуктивность деятельности, приводит к формированию заниженной самооценки.
Учитывая особенности развития и проявления социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Коррекционно-развивающая работа должна начинаться с формирования у детей понимания своих собственных эмоциональных состояний, умения адекватно выражать свои эмоции. Затем у детей отрабатывается умение определять эмоциональные состояния других людей, распознавать эмоции по выражению лица. И на их основе дошкольники учатся распознавать социальные переживания других людей и применять их в свободной деятельности и на занятиях.
Для развития понимания собственных эмоций детьми с ЗПР проводились индивидуальные и подгрупповые занятия, которые включали в себя игры и упражнения направленные на формирование у детей понимания своих эмоциональных состояний, умения адекватно выражать свои эмоции ( «Зеркало», «Как ты себя сегодня чувствуешь», «Я радуюсь когда…», «Разноцветные шары» и другие). В свободной деятельности и на подгрупповых занятиях у детей отрабатывались умения определять эмоциональные состояния других людей, распознавать эмоции по выражению лица с использованием игр и упражнений «Глаза в глаза», «Угадай эмоцию», «Распознавание эмоций по выражению лица» и др. Развитию умения распознавать и понимать социальные переживания окружающих, слушать, сочувствовать другим людям, использовать позитивные способы общения способствовали различные игры и упражнения, включенные в содержание подгрупповых занятий (например, «Собери пазл», «Поссорились и помирились», «Сороконожки», «Кот и мышонок» и другие).
Таким образом, предложенная коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР помогла привести к тому, что дети стали более эмоциональными, раскрепощенными. Доброжелательная обстановка в группе способствовала активизации игровой деятельности детей, развитию у них эмоционально положительного настроя на общение друг с другом, развитию социальных переживаний, что, в свою очередь, совершенствует познавательно-личностное развитие, готовит воспитанников ДОУ к школьной жизни.