Поликультурная среда представляет собой ту многонациональную среду обитания человека, а также совокупность людей и отношений, в которые вступает человек, общаясь на любом другом, в отличие от родного, языке в поликультурном обществе [3].
Проблема поликультурности приобретает в настоящее время всё больший вес и является адекватной реакцией на столь радикальные вызовы, как нарастание глобализации, межличностные, межгрупповые, межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления.
Трудности межэтнического взаимодействия и этнические конфликты являются актуальной проблемой современного общества. Сегодня, как никогда ранее, стало важным понимание того, что в разнообразии культурных, исторических, философских и религиозных взглядов, представлений и верований необходимо учиться находить единство и гармонию, без которых все это богатство не только не имеет смысла, но и небезопасно для человека и его будущего [1].
Реализация демократической и гуманистической стратегии жизни у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межэтнического общения независимо от того, будет ли регион моно - или поли национальным. Ведь только при наличии культуры общения возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур.
К сожалению, с рождения человек не обладает межэтнической культурой, способствовать формированию должны образовательные учреждения. Важнейшая социальная функция образования - быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение [3].
Значительный вклад в изучение вопроса формирования культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде внесли такие исследователи, как И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Ю.С. Кимов, А. Мусукаев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, В.К. Шаповалов, Б.Г. Жогин, Т.Ф. Маслова, И.А. Шоров.
В своей работе И.А. Арабов отмечает, что обучение с опорой на этническую культуру, изучение в педагогическом процессе этнокультурных ценностей позволяют удовлетворить познавательные потребности детей, создавать ситуацию их духовного комфорта, ощущение социальной защищенности, помогают в нравственном становлении и в гражданском самоопределении учащихся [5].
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру. Диалог, культура межэтнического общения в поликультурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении [4].
Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русский, чеченец или татарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат культуры межэтнического общения.
В этом контексте поликультурное образование призвано сформировать у учащейся молодежи систему ценностей, связанных с реальностью модели мира; помочь им овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его интеграции в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе [4].
Главной целью поликультурного образования является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции [6].
Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что формирование культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде - это учебно-воспитательной процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей, так и тех изменений, которые происходят в развитии общества.
Культура межэтнического общения в поликультурной среде возможна лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении [6].
Литература
Валитова Р.Р. Толерантность как этническая проблема / Р.Р. Валитова. - М., 1997.
Карпова Е.М. Поликультурность как фактор развития личности ребенка во временном объединении. // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы. / Под ред. Н.Ф. Басова. Кострома, 2003.
Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001, 404 с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис, 1994, №1.с.33
Этничность и власть в политических государствах. М., 1994.С.42.