НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из первостепенных проблем современной России является проблема социального сиротства. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия родителей в выполнении ими родительских обязанностей.

Лишившись семьи – первого и основного института социализации, дети попадают в условия социальной изоляции, что препятствует их полноценному и безболезненному вхождению в общество. Дом-интернат, социальный центр не может заменить обыкновенную семью. Дети, воспитывающиеся в социально-реабилитационных центрах, сталкиваются с множеством факторов, препятствующих нормальному развитию.

По данным отечественных и зарубежных научных исследований дети, проживающие в учреждениях интернатного типа, значительно отличаются от детей, воспитывающихся в семье, по ряду существенных характеристик. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. В работах И.В. Дубровиной, М.К. Бардышевской, Э.А. Минковой, Ю. Матейчик отмечаются негативные отклонения в психическом развитии, низкий уровень интеллектуального развития, частичное или полное отсутствие навыков саморегуляции, нарушения эмоциональной сферы [1, с. 11].

А.В. Запорожец и А.И. Захаров описывали эмоциональное неблагополучие детей как «отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов» [2, с. 193].

«Эмоциональные нарушения проявляются неадекватностью эмоционального реагирования на события внешнего мира. Эмоциональные реакции, как правило, неадекватны по силе и степени выраженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации» [3].

Нарушения в эмоциональной сфере личности воспитанников социально-реабилитационных центров являются одной из основных проблем, стоящих на пути их развития и воспитания. Сложная жизненная ситуация, которую пришлось пережить этим детям, нарушение детско-родительских отношений провоцируют рост эмоциональной напряженности и являются основаниями для возникновения неуверенности в себе, заниженной самооценки, чувства неполноценности. У детей, оставшихся без попечения родителей, нередко наблюдается повышенная тревожность, недоверчивость, агрессивность, эмоциональная скупость и напряженность.

Эмоциональные нарушения препятствуют формированию у ребенка адекватного образа мира и самого себя. Они ведут к дезадаптации и десоциализации личности, тормозят ее развитие, сопровождаются апатией, страхом перед трудностями и неготовностью их преодолевать, отсутствием мотивации достижения успеха. Кроме того, эмоциональные нарушения являются одним из факторов асоциального и зависимого поведения.

По данным отечественных и зарубежных авторов, дисгармония семейных отношений: конфликты между супругами, нарушение детско-родительских отношений нестабильность семьи, изолированности от общественной жизни, - является основным патогенным фактором эмоционального неблагополучия ребенка.

Нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка можно условно разделить на три группы:

  1. расстройства настроения (с усилением эмоциональности: гипертимия, гипотимия, дисфория, тревога, эйфория, эмоциональная лабильность, циклотимия; со снижением эмоциональности: апатия, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость, эмоциональная ригидность, паратимии);

  2. расстройства поведения (гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессия, пассивно-агрессивное поведение, защитная агрессия, демонстративная агрессия, целенаправленно враждебная агрессия);

  3. нарушения психомоторики (гипомимия, амимия, гипермимия, алекситимия) [4, с. 422].

Как показывают многолетние наблюдения и исследования ученых, все три типа эмоциональных нарушений характерны для детей, проживающих в социально-реабилитационных центрах.

Таким образом, объектом и предметом данного исследования являются эмоциональная сфера личности воспитанников социально-реабилитационных центров и ее нарушения соответственно. Отсюда вытекает цель исследования: изучение причин и особенностей эмоциональных нарушений у детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационных центров.

В ходе изучения научной литературы было выдвинуто предположение, согласно которому снижение эмоциональных рисков детей, оставшихся без попечения родителей, возможно при условии систематичного проведения диагностики их эмоциональных состояний, своевременного выявления тенденции к эмоциональной нестабильности и организации профессиональной коррекционной работы.

В рамках работы было проведено диагностическое исследование, включающее следующие методики:

1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина.

2. Дифференциальные шкалы эмоций К. Изарда.

3. Опросник Басса-Дарки.

4. Самооценка эмоциональных состояний А. Уэссмана и Д. Рикса.

Анализ результатов, полученных в ходе диагностики, показал, что у половины испытуемых наблюдаются высокие показатели ситуативной и личностной тревожности (Рис. 1). Это говорит о том, что эти дети предрасположены к проявлениям тревоги. Они воспринимают большой спектр ситуаций как угрожающие их самооценке и жизни и находятся в состоянии напряжения, беспокойства. Также наблюдается связь между показателями по шкалам и полом детей. Согласно диаграмме показатели ситуативной и личностной тревожности выше у девочек.

Рис. 1. Результаты проведения методики Ч.Д. Ханина и Ю.Л. Спилбергера «Шкала реактивной и личностной тревожности»

Кроме того, у девочек также повышены показатели по шкалам «обида» и «вербальная агрессия» (Рис. 2), т.е. они склонны к проявлениям неадекватной неприязни к людям за реальные или вымышленные поступки и к выражению своих негативных эмоций в агрессивной словесной форме. Что касается мальчиков, то им больше характерны проявления физической агрессии. Также следует отметить, что 70% детей настороженно, с недоверием относятся к окружающим и занимают негативную позицию по отношению к ним (Рис. 3).

Рис.2. Результаты опросника Басса-Дарки в баллах

Рис. 3. Индекс враждебности

Диагностика ппоказала, что 50% испытуемых выражают протест против устоявшихся обычаев, правил, законов, уклоняются от выполнения поручений (Рис. 4); 40% опрашиваемых не склонны вести себя наперекор, ответственны в выполнении поручений и стараются вести себя в рамках устава учреждения (Рис. 4); 10% воспитанников полностью поддерживают устоявшиеся обычаи, максимально придерживаются их исполнения (Рис. 4); 50% воспитанников активно выражают свою враждебность к окружающим (Рис. 5).

Рис.4. Негативизм

Рис.5. Индекс агрессивности

Помимо того, диагностическое исследование показало, что у большинства детей положительные эмоции преобладают над отрицательными. Они не испытывают эмоционального дискомфорта, находясь в социально-реабилитационном центре (Рис. 6). Практически все испытуемые оценивают себя как инициативных, деятельных, предприимчивых, энергичных, активных, уверенных в себе, раскрепощенных (Рис.7). Только у одного ребенка показатели свидетельствуют об усталости, безынициативности, пассивности.

Рис. 6. Результаты проведения методики «Дифференциальные шкалы эмоций» К. Изарда

Рис. 4. Результаты проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса

Исходя из результатов диагностического исследования, можно заключить, что эмоциональная сфера воспитанников социально-реабилитационного центра нестабильна и находится под угрозой. Им необходима организованная, целенаправленная помощь специалистов, чтобы устранить имеющиеся нарушения и предотвратить появление новых.

Учеными разработан обширный арсенал методов, сособствующих предупреждению и коррекции эмоциональных расстройств у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (игровые методы, методы групповой и индивидуальной психокоррекции, психомышечные тренеровки, психогимнастика). Но проблема эмоциональных нарушений у детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационных центров, остается актуальной и требует продолжения исследований в этом направлении.

Проведенной работы недостаточно для подтверждения гипотезы, поэтому она будет проработана в рамках дальнейших исследований.

Библиографический список

  1. Быков, А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков : учеб. пособие [Текст] / А.В. Быков, Т.И. Шульга.- М.: УРАО, 2004.- 100 с.

  2. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. Вузов / В.В. Лебедински й.- М. : Академия, 2003.- 144 с.

  3. Энциклопедия по психиатрии и психологии [Электронный ресурс].- http://www.nedug.ru

  4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин.- СПб. : Питер, 2011.- 784 с.

Просмотров работы: 4266